Представленные в этой части экспозиции работы керамистов Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища связаны общей тематикой. С одной стороны, работы посвящены образам жителей допетровской Руси, а с другой — все интерпретируют традиционный русский костюм, бытование которого продолжалось и в начале XX века. Это не первое обращение к изображению жителей России в керамике. Широко известна серия «Народности России», созданная на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII века. Но если в серии Императорского фарфорового завода поражает точность воспроизведения костюмов жителей регионов нашей страны, то произведения строгановской мастерской, в первую очередь, отличает декоративность.
Скульптурное подгрудное изображение анфас молодой крестьянки в костюме Тульской губернии — уникальное произведение выдающегося скульптора Н.А. Андреева, относящееся к дореволюционному периоду его творчества. В первые годы XX века на волне всеобщего интереса к народному искусству Н.А. Андреев исполнил в керамике и фаянсе собственную этнографическую серию скульптур. Произведение поражает своим размером, выразительной пластикой и необычайной красотой цветных глазурей.
Скульптура «Женщина в русском народном костюме» — одна из наиболее известных и тиражируемых скульптур керамической мастерской Императорского Строгановского училища. В историю русской керамики она вошла под более коротким названием «Баба».
Строгановские «бабы» встречаются в собраниях многих музеев; все они похожи, но при этом каждая из них неповторима. В основе всех работ одна модель — обобщенный образ русской женщины в народном костюме, который состоит из рубахи, сарафана, душегреи и кокошника. При этом у каждой своё выражение лица и постановка головы, роспись сарафанов и кокошников. На примере представленной работы можно видеть, что типаж и форма костюма отвечают древнерусским традициям, а в росписи ощущается стилизация, декоративность, приверженность национально-романтическому направлению в искусстве модерна. Авторство этого произведения приписывается руководителю керамической мастерской Н.А. Андрееву, но документально данное предположение не подтверждено.
Изделия керамической мастерской начала XX века позволяют судить о существовавшей ностальгии по допетровской Руси, которая воплотилась в скульптурных изображениях мужских образов. Скульптура «Дьяк» показывает «государева человека» в момент оглашения им царского указа. Торжественность момента подчеркнута величавой постановкой фигуры и богатыми одеяниями дьяка. Фарфоровую фигуру «Дьяк» доверили расписать ученице III класса Софье Бранденбург, и эта ученическая работа оказалась одной из немногих подписных скульптур керамической и фарфоровой мастерских Строгановского училища.
Скульптурное подгрудное изображение анфас молодой крестьянки в костюме Тульской губернии — уникальное произведение выдающегося скульптора Н.А. Андреева, относящееся к дореволюционному периоду его творчества. В первые годы XX века на волне всеобщего интереса к народному искусству Н.А. Андреев исполнил в керамике и фаянсе собственную этнографическую серию скульптур. Произведение поражает своим размером, выразительной пластикой и необычайной красотой цветных глазурей.