Фонды Национального музея Республики Коми насчитывают более 260 тысяч музейных предметов. Коллекция идолов составляет самую мизерную часть этого богатейшего собрания — немногим более десяти единиц. Однако каждый из этих предметов уникален и представляет большую научную ценность, так как раскрывает огромный пласт культуры — дохристианские верования местного населения. В исторических документах, литературных источниках часто упоминаются деревянные скульптуры — «истуканы», «идолы», «кумиры», около которых происходили языческие церемонии. Они хорошо известны по этнографическим описаниям священных мест.
Два идола высотой в человеческий рост, каждый вырезан из ствола дерева, предположительно из сосны, но не из плавника, а из «живого» дерева. Идолы — сядеи (ненцы называют сядеями — съя-лицо) древние: судя по изъеденности дерева и замшелости им сотни лет. Но внутри дерево прочное, поскольку пропитано морской солёной пылью. Вокруг идолов было сложено множество жертвенных оленьих черепов с большими ветвистыми рогами. Черепа разной сохранности — жертвы приносились в разное время.
Два идола высотой в человеческий рост, каждый вырезан из ствола дерева, предположительно из сосны, но не из плавника, а из «живого» дерева. Идолы — сядеи (ненцы называют сядеями — съя-лицо) древние: судя по изъеденности дерева и замшелости им сотни лет. Но внутри дерево прочное, поскольку пропитано морской солёной пылью. Вокруг идолов было сложено множество жертвенных оленьих черепов с большими ветвистыми рогами. Черепа разной сохранности — жертвы приносились в разное время.
Культовая скульптура святилищ считалась особым материальным проявлением Духов Предков на их святилищах. Люди, посещая жертвенник, обращались к Духам Предков с просьбами о помощи, о благополучии своего рода.