В собрании музея есть ценная рукопись, написанная тонким каллиграфическим пером и чернилами. Ее создал настоятель Успенского Зилантова монастыря Гавриил в 1850 году. Произведение называют «Слово по его выздоровлении братии», в нем настоятель рассказал о чудесном избавлении от болезни с помощью Богоматери.
Текст начинается с описания путешествия в Казань. Там святитель Гавриил собирался посетить Благовещенский собор. Он хотел поклониться святым мощам первого Казанского Архиепископа Гурия.
Рассказ получился живым и драматичным: автор с чувством поведал, как после переезда реки Казанки его охватила боль с правого бока. Он сравнил ее с юго-западным ураганом и посетовал, что она наверняка связана в том числе с еретиками: в ту минуту он проезжал старообрядческий — в тексте «еретический» — стекольный завод. От сильной боли святитель покинул коляску и опустился на землю.
Дальше отец Гавриил обратился к жанру ламентации — так называется ораторский прием, призванный разжалобить публику, патетическое сетование. Святитель написал целый плач о грехах, который смешался с досадой на то, что паломническая поездка не удалась. После небольшого отступления он сообщил читателям о возвращении в обитель.
Там в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы он увидел чудесный сон: к нему явилась Богоматерь в сопровождении сонма святых, среди которых выделялся старец в облачении инока. Дева Мария обратилась к архимандриту с вопросом: «Вы забыли меня?», затем указала на святого и спросила: «Вы забыли сего старца?».
Сразу после этого настоятель Гавриил вспомнил об утерянной в обители Боголюбской иконе Божией Матери. Старец же напомнил ему почившего настоятеля обители Иосифа, над захоронением которого и стояла икона.
Так автор сделал вывод, что его болезнь связана с небрежностью по отношению к иконе Боголюбской Богоматери и настоятелю Иосифу. Нужно было восстановить почитание образа и чтение заупокойных молитв. После исправления оплошности архимандрит Гавриил снова увидел сон, в котором Пресвятая Дева благословила его. Завершается текст величественной покаянной молитвой в подражание древним святым отцам и обетом изучить житие покойного старца Иосифа.
К тексту также прилагается описание видения некоей девственницы. Она узрела, как умерший настоятель Иосиф молился Иисусу Христу о том, чтобы Казань избежала эпидемии холеры. Видение описано красочно, с различными образами полулюдей-полуживотных в подражание древним текстам. Завершается рукопись ритуальным восхвалением (Величанием) и текстом песнопения (Тропарем) Боголюбской иконе Божией Матери.
Текст начинается с описания путешествия в Казань. Там святитель Гавриил собирался посетить Благовещенский собор. Он хотел поклониться святым мощам первого Казанского Архиепископа Гурия.
Рассказ получился живым и драматичным: автор с чувством поведал, как после переезда реки Казанки его охватила боль с правого бока. Он сравнил ее с юго-западным ураганом и посетовал, что она наверняка связана в том числе с еретиками: в ту минуту он проезжал старообрядческий — в тексте «еретический» — стекольный завод. От сильной боли святитель покинул коляску и опустился на землю.
Дальше отец Гавриил обратился к жанру ламентации — так называется ораторский прием, призванный разжалобить публику, патетическое сетование. Святитель написал целый плач о грехах, который смешался с досадой на то, что паломническая поездка не удалась. После небольшого отступления он сообщил читателям о возвращении в обитель.
Там в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы он увидел чудесный сон: к нему явилась Богоматерь в сопровождении сонма святых, среди которых выделялся старец в облачении инока. Дева Мария обратилась к архимандриту с вопросом: «Вы забыли меня?», затем указала на святого и спросила: «Вы забыли сего старца?».
Сразу после этого настоятель Гавриил вспомнил об утерянной в обители Боголюбской иконе Божией Матери. Старец же напомнил ему почившего настоятеля обители Иосифа, над захоронением которого и стояла икона.
Так автор сделал вывод, что его болезнь связана с небрежностью по отношению к иконе Боголюбской Богоматери и настоятелю Иосифу. Нужно было восстановить почитание образа и чтение заупокойных молитв. После исправления оплошности архимандрит Гавриил снова увидел сон, в котором Пресвятая Дева благословила его. Завершается текст величественной покаянной молитвой в подражание древним святым отцам и обетом изучить житие покойного старца Иосифа.
К тексту также прилагается описание видения некоей девственницы. Она узрела, как умерший настоятель Иосиф молился Иисусу Христу о том, чтобы Казань избежала эпидемии холеры. Видение описано красочно, с различными образами полулюдей-полуживотных в подражание древним текстам. Завершается рукопись ритуальным восхвалением (Величанием) и текстом песнопения (Тропарем) Боголюбской иконе Божией Матери.