Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кузнецкая крепость»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Слюдяное окошко, замок

3
Открыть в приложении
#1
Слюдяное окошко, замок
#8

Слюдяное окошко

#2
#4
Из раскопок Кузнецка в музее хранятся два фрагмента слюдяного окна — «шитухи». Так как оконное стекло в XVII веке практически не использовали, окна зашивали пластинами слюды. Сшитую из кусочков слюды пластину обрамляли свинцовой рамкой и вставляли в волоковое окошко.

Главная функция окна — создание условий для проникновения света в помещение. И в то же время окна изолировали интерьеры от неблагоприятных внешних погодно-климатических условий: ветра, осадков, колебаний влажности и температуры. Слюдяные оконницы в достаточной степени соответствовали этим требованиям. При хорошем качестве слюды оконница пропускала в помещение необходимое количество света, а правильно собранное и пригнанное слюдяное полотно полностью защищало помещение от ветра и атмосферных осадков. Конструкции древних окон успешно препятствовала активному воздухообмену — это позволяло поддерживать необходимую температуру в помещениях.

Наиболее распространенной формой оконного проема была прямоугольная. Чаще всего в высоту такие окна были больше, чем в ширину. Однако изготавливали и многоколодные окна, ширина которых превышала высоту. Распространенными также были и проемы с криволинейными лучковыми перемычками, встречались даже двухарочные перемычки с гирькой. Для некоторых окон делали круглые проемы и проемы, перекрытые килевидной аркой.

Художественное оформление оконницы, а также ее размеры, форма и пропорции прямо зависели от проемов, которые они заполняли. В свою очередь, параметры проемов выбирали в зависимости от количества необходимого света, высоты помещений и особенностей конкретных конструкций — формы перемычки или массива вышележащей стены.

Типологически рисунки слюдяных оконниц разделяют на пять основных групп: косящатые, прямоугольные, геометризованные, кольчужные, кубчатые и радиально-круговые. Самый популярный тип — косящатый. Из-за жесткости конструкции и простоты исполнения косящатые оконницы получили наибольшее распространение. Примерно половина всех слюдяных окон относятся к этому типу. Полосы здесь расположены наклонно, под углом к контурной полосе и деревянным обвязкам.

Помимо сплошной косящатой сетки с ромбовидными ячейками, вытянутыми по высоте, различают еще оконницы косящато-центрические. В центре таких оконниц обычно изображают круги, овалы, восьмиугольники или цветки.
#5
Полное наименование: Фрагмент слюдяного окошка «Шитуха»
Дата создания: XVII век
Техника: расслаивание слюды, сшивание
Место создани: я Россия
Размеры: 7,1×5,5 см
Правообладатель изображений: Кузнецкая крепость
Коллекция: XVII–XVIII вв. Кузнецкий острог — г. Кузнецк. Раскопки разных лет
№ Госкаталога: 6539938
#9

Замок

#3
#6
Навесной замок шаровидной формы — миниатюрное изделие. Скорее всего, им запирали сундук или саквояж. Предположительно, замок привезли из Западной Европы. Дужка замка сломана, но ее части сохранились.

Первые навесные устройства работали по принципу стационарных замков — у них внутри было несколько штифтов, которые в опущенном состоянии держали механизм закрытым. Ключ поднимал их до нужного положения, они ослаблялись и открывали замок. Эта технология была популярна в странах Европы.

У старинных навесных замков, по принципу которых были сделаны все последующие, был только один механизм — пружинный. Когда в скважину вставляли ключ, пружина ослабевала и отпускала дужку. Этот принцип действия на Западе использовали вплоть до XIV века, а на Востоке, в частности, в Китае, он популярен и сейчас.

Однако торговцам и знатным особам потребовалась более надежная защита — тогда и был создан пружинный замок с поворотным ключом. Чтобы его открыть, нужно было не просто вставить ключ в скважину, но и провернуть его. Этот механизм уберегал от мошенников, которые пользовались примитивными отмычками. В замках эпохи Возрождения замочная скважина и защелка замка часто скрывались под сложными геральдическими орнаментами и пышными, отвлекающими внимание деталями рисунка.

Примерно в то же время появились вертикальные замочные скважины. Некоторые замки, изготовленные по особому заказу, открывались одновременно тремя или пятью ключами. Чтобы пресечь доступ посторонних к своему добру, в замках часто устанавливали специальные травмирующие устройства: стальные дротики, неожиданно впивающиеся в руку незваного гостя, или прижимный механизм, способный изувечить пальцы.

В 1778 году английский конструктор Роберт Баррон изобрел личиночный замок, у которого было сразу несколько язычков. В отличие от предшествующих замков, он был значительно надежнее: чтобы его открыть, нужно было поднять все язычки на определенную высоту.

К XIX веку слесарное ремесло все больше развивалось, и появились старинные висячие замки с вкручивающимся ключом. Рельеф ключа полностью соответствовал выемкам под него внутри корпуса — открыть замок по-другому было невозможно. В это же время развитие получили «именные» или «словесные» замки. У них было несколько цилиндров с буквами, из которых требовалось собрать кодовое слово.
#7
Полное наименование: Замок навесной
Дата создания: XVII–XVIII век
Техника: слесарные работы
Место создания: Россия
Размеры: 3,2×3,3×4,8 см
Правообладатель изображений: Кузнецкая крепость
Коллекция: XVII–XVIII вв. Кузнецкий острог — г. Кузнецк. Раскопки разных лет
Реставраторы: Щеглаков А.П.
№ Госкаталога: 6539917
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Слюдяное окошко, замок

3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%