Сошествие во ад, из праздничного чина иконостаса
Время создания
1520–1530-е годы
Место создания
Псков
Размер
76,2x53,1x3,8 см
Техника
дерево (сосна), две доски, две односторонние врезные шпонки, неглубокий ковчег, паволока, левкас, темпера
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#8
#1
Сюжет иконы повествует о том, как после распятия Иисус Христос спустился в ад сокрушил его ворота, принёс свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. Икона «Воскресение — Сошествие во ад, из праздничного чина иконостаса» является одновременно и изображением Воскресения Христова, что вело к популярности этого сюжета и сделало его обязательным для оформления праздничного цикла иконостаса.
В центре композиции изображен Христос, он протягивает руку Адаму. Под ногами Христа обломки ворот ада и разбитые им замки, эти створки складываются в андреевский крест. Справа изображена Ева в киноварном облачении. Справа изображаются также праотцы, а слева за фигурой Адама цари Давид и Соломон, узнаваем и Иоанн Предтеча с пророком Даниилом. Выше поднимаются две вершины скал.
Эта икона значительно отличатся от других известных псковских икон по своей иконографии. Например, отсутствует развернутое изображение ада с фигурой поверженного сатаны и встающими из гробов праведниками, а количество праведников значительно сокращено.
#5
Сошествие во ад, последняя четверть XIV в., Псков / Сошествие во ад с избранными святыми, конец XV — начало XVI вв., Псков
#9
Особенности и стиль
#3
Иконографические детали — прежде всего это коленопреклоненный Адам, которого Иисус берет за руку и полностью скрытая одеждами Ева — сближают памятник скорее с московскими иконами начала XVI в. и с новгородскими памятниками. Всё объясняется тем, что с 1510 г. Псков стал частью Московского государства и в искусство местных мастеров начали проникать черты, характерные прежде художественным идеалам других княжеств.
К особенностям иконы можно отнести необычайные для праздничных сцен узкие пропорции. Видимо, это было связано с увеличением количества праздничных икон в иконостасе. Архитектура палат подчеркнуто вытянута, как и удлиненные силуэты, точно вписанные в архитектурные формы. Всё это придает иконе лёгкость и устремленность вверх. Разнообразие поз и жестов, живописная и чистая цветовая палитра с тонкими бликами на драпировках одежд свидетельствуют о достаточно раннем создании памятника. Живописность и поэтическая одухотворенность образа позволяют связывать его скорее с 1520-ми — началом 1530-х гг., когда еще сохранялись художественные идеалы начала XVI столетия.
К особенностям иконы можно отнести необычайные для праздничных сцен узкие пропорции. Видимо, это было связано с увеличением количества праздничных икон в иконостасе. Архитектура палат подчеркнуто вытянута, как и удлиненные силуэты, точно вписанные в архитектурные формы. Всё это придает иконе лёгкость и устремленность вверх. Разнообразие поз и жестов, живописная и чистая цветовая палитра с тонкими бликами на драпировках одежд свидетельствуют о достаточно раннем создании памятника. Живописность и поэтическая одухотворенность образа позволяют связывать его скорее с 1520-ми — началом 1530-х гг., когда еще сохранялись художественные идеалы начала XVI столетия.
читать дальшескрыть
Сошествие во ад, из праздничного чина иконостаса
Время создания
1520–1530-е годы
Место создания
Псков
Размер
76,2x53,1x3,8 см
Техника
дерево (сосна), две доски, две односторонние врезные шпонки, неглубокий ковчег, паволока, левкас, темпера
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться