У якутов почти вся кумысная посуда, как и у кочевников-степняков, изготавливалась из непромокаемой кожи «сири». Из нее шили большие чаны «сири холлоҕос», бурдюки для приготовления и перевозки кумыса вьючным транспортом «көгүөр», или «симиир», небольшие бурдюки «симиирчэх», плоские чаши «чабычах», подойники и другие предметы.
Обилие кожаной посуды для кумыса указывает на то, что большинство якутов, которые занимались разведением лошадей, были кочевниками. В условиях кочевого быта, который был связан с частыми переездами верхом, долговечная и прочная кожаная утварь была незаменимой. Об этом писал краевед и фольклорист Андрей Андреевич Саввин в работе «Пища якутов до развития земледелия».
Процесс изготовления кожи «сири» состоял из нескольких этапов. Сначала замороженную сырую кожу расстилали на земле и разравнивали с помощью железного скребка «кыһьах». Затем снимали шерсть и лишние слои. После оттаивания кожу тонкими волосяными веревками через дырки, которые проделывались по краям, натягивали на раме в виде одной большой пластины. Затем ее с обеих сторон смазывали кровью домашних животных, которую смешивали с небольшим количеством сливочного масла. После этого в специальном помещении материал пропитывали дымом. Процедуру смазывания и дымления повторяли несколько раз, в промежутках кожу просушивали над камельком, или небольшим камином, или на солнце. Когда изготовитель считал материал достаточно пропитанным дымом, обе его стороны смазывали сливочным маслом или конским салом.
Сири считалась тщательно обработанной, когда приобретала черный оттенок и становилась очень плотной.
В некоторых местах, например в городе Верхоянске, очищенную сырую кожу клали на долгое время в посуду с кровью домашних животных. После просушки в особом помещении ее окуривали дымом.
Перед кройкой сири мочили в воде. В результате такой обработки кожа становилась непромокаемой. Из нее, как правило, шьют посуду для кумыса и конского молока: «холлоҕос 'ы», «ыаҕас’ы», «чабычах’и», «симииp' ы».
Первый директор Чурапчинского музея Андрей Андреевич Саввин подробно
описал кумысную атрибутику якутского народа.