Из-за больших расстояний и труднодоступности мест проживания древние якуты самостоятельно изготавливали предметы быта. Форма деревянных и берестяных изделий была прежде всего функциональна и практична. Мастера того времени знали и учитывали природные особенности материала, его прочность и долговечность. Предметы, которые создавались ремесленниками из народа саха, были удобны в использовании и надежны, многие из них сохранились и сегодня.
Форма якутской деревянной посуды не менялась на протяжении веков. Долблено-резная технология, при помощи которой якутские мастера изготавливали утварь, аналогична той, что существовала в скотоводческих культурах народов Алтая и Южной Сибири.
Среди кумысной посуды в Чурапчинском фонде хранятся чорооны, кумысные воронки «көҥкөлөй», мутовки «хамнатар», чаши «кэриэн ымыйа», ковши «уһаайах», кожаные емкости «сири иһит». Предметы повседневного пользования представляют большие и малые чаши «кытах» и «кытыйа», блюда для мяса «эт хоторор uhum», деревянные календари, табакерки, коробки для швейных принадлежностей «маллаах uhuт», мебель.
Символическое значение кумысной утвари тесно связано с культом коня и с культурой праздника лета «ысыах».
К этому торжеству народ саха готовился заранее: мастера выделывали наборы кумысной посуды, серебряные украшения, седла, ковали уздечки; умелицы шили берестяную утварь, расшивали чепраки и кычымы, создавали нарядные костюмы; хозяйки вспенивали кумыс; молодежь готовилась к состязаниям.
Все ожидали прихода лета, и на этом всенародном празднике чороон, то есть сосуд, с кумысом был ключевым атрибутом.
Чороон, или кумысный сосуд, — ритуальный кубок с богатым орнаментом, который предназначен для питья кумыса.