#1
Совик, Нарты ездовые оленьи, Кисы
#2
#3
#4
Совик — это национальная самодийская верхняя мужская зимняя одежда. В словаре Брокгауза и Ефрона для нее есть определение «самоедская шуба из оленьей шкуры, шерстью вверх, с капюшоном; надевается с головы, поверх малицы». Другое название одежды — сокуй, а совиком ее называют, потому что капюшон делает похожим голову человека на голову полярной совы. Для совика берут шкуры только взрослых оленей. Олений мех имеет трубчатую структуру, теплый воздух внутри волоса запечатывается, сохраняя температуру и согревая.
Этот костюм поступил в фонды в 1989 году во время историко-этнографической экспедиции в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Экспедицию Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника возглавлял историк, этнограф Игорь Белич.
Экспонат — полностью ручная работа, шубу сшила мастерица Антонина Ирикова. По конструкции совик — это длинная, плотная глухая рубаха с капюшоном, которую надевали через голову. Мастерица скроила совик из выделанных крупных и маленьких кусков оленьей шкуры серого и белого цвета мехом наружу. Части сшила между собой мелкими косыми стежками встык, при этом использовала тонкие одножильные нитки. Спинку шубы сделала прямую — она слегка расширяется книзу и выкроена из нескольких прямоугольных кусков шкур. Центральная часть сделана квадратной, сужающейся к горловине и переходящей в стойку-воротник, к ней прилегают боковые прямоугольные полоски, переходящие в рукав. Передняя часть совика состоит из кокетки, соединяющей рукава с воротником, центральной части и двух примыкающих к ней боковых широких полос.
Этот костюм поступил в фонды в 1989 году во время историко-этнографической экспедиции в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Экспедицию Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника возглавлял историк, этнограф Игорь Белич.
Экспонат — полностью ручная работа, шубу сшила мастерица Антонина Ирикова. По конструкции совик — это длинная, плотная глухая рубаха с капюшоном, которую надевали через голову. Мастерица скроила совик из выделанных крупных и маленьких кусков оленьей шкуры серого и белого цвета мехом наружу. Части сшила между собой мелкими косыми стежками встык, при этом использовала тонкие одножильные нитки. Спинку шубы сделала прямую — она слегка расширяется книзу и выкроена из нескольких прямоугольных кусков шкур. Центральная часть сделана квадратной, сужающейся к горловине и переходящей в стойку-воротник, к ней прилегают боковые прямоугольные полоски, переходящие в рукав. Передняя часть совика состоит из кокетки, соединяющей рукава с воротником, центральной части и двух примыкающих к ней боковых широких полос.
#5
Полное наименование: Совик — ненецкая мужская верхняя зимняя одежда
Автор: Ирикова А.И.
Дата создания: 1950–1980 годы
Техника: шкура оленя, ткань, шитье ручное
Место создания: Россия, Красноселькупский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область
Размеры: 90×60 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
Автор: Ирикова А.И.
Дата создания: 1950–1980 годы
Техника: шкура оленя, ткань, шитье ручное
Место создания: Россия, Красноселькупский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область
Размеры: 90×60 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
#6
Нарты ездовые оленьи двухполозные
#7
#8
В Тобольском губернском музее хранятся двухполозные ездовые оленьи нарты. Народы севера Западной Сибири всегда делали нарты с учетом особенностей того, что на них будет ездить. Например, женские нарты всегда делали немного длиннее мужских, ведь на них передвигались еще и дети. Также подобные сани изготавливали немного ниже мужских, чтобы нога женщины могла дотянуться до полозьев.
Этот экземпляр зимних нарт мастер сделал из хвойного дерева — полозья вырезал из прямых брусков и загнул их вверх, задние концы срезал для большей мобильности нарт. На вязах — квадратных палочках, которыми мастер соединил полозья с установленными в них вертикально по четыре с каждой стороны копыльев — закреплено сиденье с короткой широкой спинкой.
Оленья упряжка — это самый древний и распространенный способ передвижения у разных народов Крайнего Севера. Нарты были придуманы практически две тысячи лет назад, с тех пор их конструкция мало изменилась. Непосвященному человеку может показаться, что управлять оленями довольно легко. На самом деле жители тундры учатся этому с детства, постигая все сложности и секреты управления упряжкой, которая может развивать скорость до 40 км/ч, что сопоставимо с ездой на снегоходе. Скорость 10 км/ч считается средним рабочим показателем.
Оленями управляли двумя способами. Голосом, а еще вожжами и хореем —тонким шестом с двумя наконечниками: железным, чтобы упираться в землю, и костяным — чтобы погонять животных. У каждого оленевода есть свой набор голосовых команд для управления упряжкой. Они выкрикиваются очень громко и четко, иначе животное просто ничего не услышит или, как считается, не захочет услышать, так как олени умны и обладают очень тонким слухом и обонянием. Если хозяин воспитывает оленей с их детства, то он может разработать свой набор команд, который поможет ему в управлении.
Большая часть команд подается оленям с помощью длинного хорея. Погонщик работает им с ведущим животным, а все остальные следуют за ним. Для того чтобы олени прибавили ход, идущее впереди животное похлопывают кончиком хорея по спине. Для поворота необходимо касаться того или иного бока животного, а остановка происходит после того, как оленевод натягивает вожжи на себя.
Этот экземпляр зимних нарт мастер сделал из хвойного дерева — полозья вырезал из прямых брусков и загнул их вверх, задние концы срезал для большей мобильности нарт. На вязах — квадратных палочках, которыми мастер соединил полозья с установленными в них вертикально по четыре с каждой стороны копыльев — закреплено сиденье с короткой широкой спинкой.
Оленья упряжка — это самый древний и распространенный способ передвижения у разных народов Крайнего Севера. Нарты были придуманы практически две тысячи лет назад, с тех пор их конструкция мало изменилась. Непосвященному человеку может показаться, что управлять оленями довольно легко. На самом деле жители тундры учатся этому с детства, постигая все сложности и секреты управления упряжкой, которая может развивать скорость до 40 км/ч, что сопоставимо с ездой на снегоходе. Скорость 10 км/ч считается средним рабочим показателем.
Оленями управляли двумя способами. Голосом, а еще вожжами и хореем —тонким шестом с двумя наконечниками: железным, чтобы упираться в землю, и костяным — чтобы погонять животных. У каждого оленевода есть свой набор голосовых команд для управления упряжкой. Они выкрикиваются очень громко и четко, иначе животное просто ничего не услышит или, как считается, не захочет услышать, так как олени умны и обладают очень тонким слухом и обонянием. Если хозяин воспитывает оленей с их детства, то он может разработать свой набор команд, который поможет ему в управлении.
Большая часть команд подается оленям с помощью длинного хорея. Погонщик работает им с ведущим животным, а все остальные следуют за ним. Для того чтобы олени прибавили ход, идущее впереди животное похлопывают кончиком хорея по спине. Для поворота необходимо касаться того или иного бока животного, а остановка происходит после того, как оленевод натягивает вожжи на себя.
#9
Дата создания: Вторая половина XIX века
Техника: Дерево хвойное, ручная работа
Место создания: Россия, Тюменская область
Размеры: 80×93×177 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 10913069
Техника: Дерево хвойное, ручная работа
Место создания: Россия, Тюменская область
Размеры: 80×93×177 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 10913069
#10
Кисы
#11
#12
Кисы — это повседневная обувь народов Севера, но в последние годы эту меховую обувь всё чаще можно встретить в самых разных уголках России. Представленные в экспозиции кисы — традиционная селькупская зимняя обувь, сшитая из шкуры, взятой с голенища оленей. Ее называют камусом. Именно в этой части шерсть животного обладает необходимыми свойствами: ворсинки на ней очень жесткие, они не пропитываются влагой, отталкивая ее со своей поверхности. При этом считается, что в отличие от конского или лосиного камуса олений не скрипит.
Музейные кисы сделаны вручную — мастерица собрала длинное голенище из восьми полосок камуса и соединила их между собой обычными хлопчатобумажными нитками, украсила вставками из меха и красного и зеленого сукна. Подошва также состоит из камуса: основной фрагмент в виде эллипса, который соприкасается с землей, и прикрепленная к нему верхняя полоска — надставка. Она идет от носка до пятки и снова возвращается к носку, полностью оборачивая подошву. Полученные голенище и подошву мастерица соединила прочной и гибкой союзкой. Шов дополнительно укрепила суконными вставками.
Подготовка камуса — процесс трудоемкий. Сырье сначала вымораживают, чтобы избавить от лишней влаги и немного растянуть, затем отмачивают и, стараясь не прорвать кожу, скребками зачищают мездру — слой подкожной клечатки. Полученные шкурки тщательно выделывают и разминают, чтобы они стали мягкими, эластичными и гибкими, дольше сохраняли тепло. Чем лучше выделан камус, тем дольше прослужат сделанные из него кисы, тем теплее будет ногам даже в самое холодное время, когда температура опускается ниже 50-60 градусов.
У представителей разных народов Севера есть свои особенные техники. Ханты, главные изготовители кисов, для дополнительного тепла подкладывают на подошву прослойку из высушенной озерной осоки, которую называют «обувальной травой». Еще они надевают на ногу специальный шерстяной вкладыш — чиж, а подошву делают из шкурки, которая находится между большим и малым копытами оленя: она напоминает щетку и не скользит по снегу. Ханты традиционно прошивают кисы оленьими жилами вместо ниток, а мех окуривают дымом, чтобы не завелась моль. Мастерица может шить вручную одну пару целый год — время работы зависит от сложности орнамента и выделки.
Кисы из коллекции Тобольского губернского музея поступили в фонды в 1989 году во время историко-этнографической экспедиции в поселок Ратта Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Экспедицию Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника возглавлял историк, этнограф Игорь Белич.
Музейные кисы сделаны вручную — мастерица собрала длинное голенище из восьми полосок камуса и соединила их между собой обычными хлопчатобумажными нитками, украсила вставками из меха и красного и зеленого сукна. Подошва также состоит из камуса: основной фрагмент в виде эллипса, который соприкасается с землей, и прикрепленная к нему верхняя полоска — надставка. Она идет от носка до пятки и снова возвращается к носку, полностью оборачивая подошву. Полученные голенище и подошву мастерица соединила прочной и гибкой союзкой. Шов дополнительно укрепила суконными вставками.
Подготовка камуса — процесс трудоемкий. Сырье сначала вымораживают, чтобы избавить от лишней влаги и немного растянуть, затем отмачивают и, стараясь не прорвать кожу, скребками зачищают мездру — слой подкожной клечатки. Полученные шкурки тщательно выделывают и разминают, чтобы они стали мягкими, эластичными и гибкими, дольше сохраняли тепло. Чем лучше выделан камус, тем дольше прослужат сделанные из него кисы, тем теплее будет ногам даже в самое холодное время, когда температура опускается ниже 50-60 градусов.
У представителей разных народов Севера есть свои особенные техники. Ханты, главные изготовители кисов, для дополнительного тепла подкладывают на подошву прослойку из высушенной озерной осоки, которую называют «обувальной травой». Еще они надевают на ногу специальный шерстяной вкладыш — чиж, а подошву делают из шкурки, которая находится между большим и малым копытами оленя: она напоминает щетку и не скользит по снегу. Ханты традиционно прошивают кисы оленьими жилами вместо ниток, а мех окуривают дымом, чтобы не завелась моль. Мастерица может шить вручную одну пару целый год — время работы зависит от сложности орнамента и выделки.
Кисы из коллекции Тобольского губернского музея поступили в фонды в 1989 году во время историко-этнографической экспедиции в поселок Ратта Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Экспедицию Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника возглавлял историк, этнограф Игорь Белич.
#13
Дата создания: 1960–1980-е годы
Техника: Камус олений, сукно, шитье ручное
Место создания: Россия, Красноселькупский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область
Размеры: 74×31 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
Техника: Камус олений, сукно, шитье ручное
Место создания: Россия, Красноселькупский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область
Размеры: 74×31 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Совик, Нарты ездовые оленьи, Кисы
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться