Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей истории управления Сибирью»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Стакан, сахарница и чарка
#2

Стакан

#5
#3
В собрании Тобольского музея-заповедника собрана коллекция серебряной посуды, вызывающая огромный интерес у исследователей. Особое место в коллекции занимает стакан — его изготовил неизвестный автор в первой половине XIX века.

На серебряном фоне отчеканены женские фигуры с музыкальными инструментами, как напоминание об античных музах — персонажах древнегреческих мифов. Согласно мифам, у каждой музы есть свой атрибут и символический предмет. Живут они на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ, или же на горе Геликон с источником Иппокрены у подножия. Каждая иллюстрация — отдельная миниатюрная картина на металле.

Русские мастера создавали настоящие произведения искусства, их легко можно отличить по характерному, приобретенному годами, художественному почерку и пробирным клеймам. Известно, что в России особую популярность серебряная посуда приобрела при Петре I. В 1711 году по его приказу был изготовлен первый серебряный сервиз. В начале XVIII века появилось множество талантливых мастеров, изобретены новые способы создания серебряных изделий. Изделия этого периода украшали сканью — ажурными орнаментами из специально обработанной проволоки, покрывали эмалью.

Позже, Екатерина II издала указ о том, чтобы серебряные столовые наборы и посуда изготавливались из серебра самой высшей пробы. Для этого периода было характерно отсутствие подражательства, а также оригинальное сочетание разных стилей. Мастера Москвы, Санкт-Петербурга, городов Русского Севера, и, в первую очередь, Великого Устюга, выполняли редкие по красоте и изяществу предметы. Нарядностью и праздничностью отличались работы, созданные в «новом русском стиле», с использованием национального орнамента и стилистики. Продукция известнейших ювелирных фирм принесла России славу на международных рынках.

При Павле I ужесточились репрессии для мастеров-ювелиров — нечистого на руку мастера могли запросто сослать на каторжные работы.

Начиная с XIX века, серебряная посуда начала приобретать значение семейной реликвии — она считалась показателем статуса и вкуса его обладателя. В настоящее время серебряная посуда, выполненная талантливыми мастерами серебряного дела, украшает частные коллекции и музеи.
#4
Дата создания: 1838 год
Место создания: Россия, город Москва
Техника: литьё, чеканка, золочение, вальцовка
Размеры: 9,5×8,8×6,7 см
Коллекция: Драгметаллы и камни
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 4541444
#6

Чарка серебряная цилиндрическая

#7
#8
Чарка — это сосуд для питья крепких напитков иногда с поддоном или шаровидной ножкой. Маленькую чару называют чарочкой. Чарки, украшенные чернью, эмалями или чеканкой, бытовали в России в XVII–XVIII веках.

Одной из известных чарок XVIII столетия считается чарка, которую собственноручно выточил Петр I из орехового капа — нароста на дереве. Император подарил ее князю Матвею Гагарину, впоследствии ставшему сибирским губернатором. Матвей Петрович был награждён за устройство в Москве празднеств в честь победы российского оружия при Полтаве в 1709 году.

Особое значение чарка имела в армии и на флоте Российской империи. Петр Великий завещал, что российскому матросу каждый день положена законная чарка вина ценою в три с половиной копейки. Считалось, что водка и вино способствуют скорейшему восстановлению сил. Из указа Петра Первого: «При даче команде по утрам горячего завтрака из кашицы, назначенную по положению чарку водки разделять на две части: одну треть чарки давать перед завтраком и две трети перед обедом».

Вино матросам выдавали, как правило, не каждый день, а по четыре чарки в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам. А тем, кто не пил, ежемесячно уплачивалось по девять копеек за каждую невыпитую чарку.

Перед приёмом чарки матросы снимали шапку, осеняли себя крёстным знамением, а после кланялись и передавали ёмкость по очереди. Закусывать или запивать чарку не полагалось. Флотскую чарку отменил император Николай II.

Чарку, представленную в экспозиции, выполнил мастер серебряных дел Андрей Ковальский. По форме она напоминает цилиндр, по тулову которого на золочёном канфаренном (украшенном мелкими линиями и штрихами) фоне расположены лёгкие черневые гирлянды из листьев, что даёт основание считать её образцом черневых изделий XVIII–XIX веков.

Такой прием нанесения черневого рисунка особенно был популярен в XVIII веке. Измельчённую чернь наносили на гравированную поверхность металла, предмет обжигали, после чего на нём выявляли чёрный или тёмно-серый рисунок.

На севере центром производства серебряных изделий с чернью был Великий Устюг. Изящная и разнообразная форма предметов, их великолепная монтировка выдвигали ювелирные изделия Великого Устюга на первое место.

#9
Автор: Ковальский Андрей Антонович
Дата создания: 1848 год
Техника: штамповка, чернение, золочение, канфарение
Место создания: Россия, город Москва
Размеры: 4,9×5,5 см
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
Коллекция: Драгметаллы и камни
№ Госкаталога: 4541432
#10

Сахарница с двумя ручками на высоком поддоне

#11
#12
Согласно научным источникам, серебряное дело в Тобольске развилось уже в конце XVII века. Главными заказчиками у ремесленников были тобольские архиереи, от имени которых в сибирские храмы и монастыри посылались серебряные кресты и потиры — необходимые атрибуты богослужения. Мастера получали заказы также от воевод и губернаторов. После 1711 года в Тобольск сослали пленных шведов, среди которых были офицеры, занимавшиеся производством серебряных сервизов и других драгоценных изделий.

Местные мастера закупали серебро из Китая и Бухарского ханства на Ирбитской ярмарке, от бухарцев в Тобольскую губернию поступало ежегодно 50—100 пудов благородного металла. В клеймах серебряных изделий, выполненных в Тобольске в 1770-е годы, встречаются именники мастеров, составленные из латинских букв. Эти именники принадлежали мастерам польских конфедератов, оказавшихся в ссылке в Тобольске. Однако, большая часть мастеров были все-таки русскими.

В XVIII столетии в Сибири начались разработки серебряных и медных рудников: из руды с Колывано-Воскресенского рудника выплавили первое серебро. Тогда же здесь появились заводы — сначала медеплавильные, а затем и ориентированные на выплавку серебра. На рубеже XVIII–XIX веков в Тобольске появился губернский магистрат, который объединил в цехи тобольских серебряников, тогда же утвердили должность пробирного мастера.

Расцвет Тобольского ювелирного промысла пришелся на XVIII столетие. В течение XIX века серебряное дело в Тобольске постепенно исчезает, но изделия, созданные тобольскими мастерами, сохраняются в частных коллекциях и музеях.

Что касается центральной России, ювелирный промысел зародился там уже в XVI веке. В коллекции Тобольского музея-заповедника есть образцы столовой посуды, изготовленной в Москве. Один из таких экспонатов — сахарница с двумя ручками на высоком поддоне. Этот предмет изготовил мастер Иван Авдеев в конце XIX века. Для украшения предмета автор использовал черневой декор, который приобрёл огромную популярность еще в XVIII столетии. Изделия, выполненные в этой технике, признаны настоящими произведениями искусства.

#13
Автор: Авдеев Иван
Дата создания: 1878 год
Техника: литьё, золочение, чернь
Место создания: Россия, город Москва
Размеры: 10,5×18 см
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
Коллекция: Драгметаллы и камни
№ Госкаталога: 4541439
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Стакан, чарка и сахарница

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%