В экспозиции представлен ломберный карточный стол. Его верхняя доска квадратной формы, оклеена зеленым сукном, профилирована по периметру. Она складывается посередине, закрывает сторону с сукном и образует пристенный столик. Подстолье прямоугольное, декорировано рельефной резьбой. Столик стоит на четырех точеных ножках.
Ломберный стол предназначался для игры в карты. Название он получил от одноименной карточной игры — ломбер. Согласно правилам, в ломбер играли от трех до шести игроков.
Стол для ломбера зачастую имел столешницу квадратной или прямоугольной, реже треугольной или пятиугольной формы. Для удобства использования и хранения его столешница складывалась. В конструкции данного предмета интерьера не было нижней перекладины, чтобы ногам игроков ничто не мешало.
Первый раскладной стол для игры в карты был сконструирован в Испании в XVI веке, затем эта мебель стала популярна во Франции и в Англии. В России играть в карточные игры начали в середине XVII века, где и придумали и словосочетание «ломберный стол».
В допетровской России игральные карты были запрещены, Пётр I карт не признавал. Карты приобрели популярность при Екатерине II, в том числе и игра ломбер, которая изначально называлась гомбер.
Ломберные столы были практически в каждом дворянском доме. Днем они служили подзеркальными столиками, а вечером ставились в гостиной.
Поверхность столешницы обивали зеленым сукном для того, чтобы карты не скользили. Возле каждого игрока лежали мел и щеточка. Мелом прямо на сукне производили расчеты, фиксировали ставки и расписывали партии. Для очищения ткани от мела использовали специальные круглые щетки.
Для домов аристократии ломберные столики изготавливали на заказ. Их делали из ценных пород древесины, инкрустировали золотом, слоновой костью и драгоценными камнями.
За долгие годы существования ломберного стола были разработаны самые разные его конструкции, но наиболее жизнеспособными оказались две из них. В первом варианте дополнительным упором для квадратной столешницы была специальная ножка, которая отодвигалась при раскладывании. Во втором случае действовал механизм, который поворачивал столешницу на 90 градусов. Обе модели представляли собой прямоугольный стол, когда были сложены.