Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ступинский зал»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Столик с личными вещами А.В. Ступина

3
Открыть в приложении
#1
Столик с личными вещами Александра Ступина
#2

Книга «Природа, зеркало благости и премудрости творца»

#8
В экспозиции Арзамасского художественного музея можно увидеть единственное прижизненное издание переводчика и писателя Дмитрия Дмитревского. Эта книга — вторая из двух частей редкого анонимного сочинения «Природа, зеркало благости и премудрости творца». Имя автора не удалось вычислить до сих пор.

Дмитрий Дмитревский родился в Рязанской губернии в семье религиозного деятеля. Его старшим братом был известный ученый-богослов Иван Дмитревский. Окончив Рязанскую духовную семинарию, Дмитрий Дмитревский в 1782 году поступил в Московский университет. Позже он вошел в состав переводчиков университетской типографии. В эти же годы юноша познакомился с журналистом и издателем Николаем Новиковым. Дмитревский стал почитателем его идей и участвовал в публикации новиковских произведений: «Беседы с Богом или размышления в утренние часы», «Размышления о делах Божиих в царстве натуры» и «Беседы с Богом или размышления в вечерние часы». Дмитревский был воспитанником и сподвижником Новикова, распространял его религиозно-нравственные трактаты в провинциях. Искусствоведы считают, что Дмитрий Дмитревский был масоном. Все материалы он издавал анонимно. К самым значимым его текстам относится сочинение немецкого мистика Карла Эккарстгаузена.

Собственные статьи Дмитрия Дмитревского выходили и в печати: в «Московском журнале» Николая Карамзина опубликован его гимн, начинающийся словами «Вся натура возвещает», а также некоторые произведения в «Зрителе» Ивана Крылова, однако все они вышли без подписи.

Дмитревский также был ярким общественным деятелем. Он входил в состав Московского общества любителей российской словесности, а также в Императорское Московское общество истории и древностей Российских. Кроме того, он занимался преподаванием, был этнографом, собирателем старины и живого народного творчества.

По языку и оформлению издание из коллекции Арзамасского художественного музея соответствует традиции книг гражданской печати XVIII века — времени расцвета русского книгопечатания и книжного дела. В первой четверти XVIII века в стране осуществили несколько государственных реформ в административном управлении, военном деле, культуре, науки и просвещения. Все эти сферы отвечали жизненным интересам русского общества. В этой связи важную роль сыграла печать. Император Петр I поставил книгопечатание на службу интересам государственных преобразований и развития новой культуры. Он лично контролировал книжную печать и издательское дело, определял тематику выпускавшихся книг, следил за тем, как переводят тексты, а некоторые даже редактировал самостоятельно.
#22
Автор: неизвестен
Дата: 1805 год
Техника: бумага, кожа, плотный картон, переплет, типографская печать
Размеры: 20×17×2 см
Коллекция: Книги печатные
Правообладатель изображений: МБУК историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области
#3

Кружка

#9
Массовое потребление чая на Руси началось в первой половине XVII века. Постепенно фарфоровая посуда становилась неотъемлемой частью русского чаепития. Фарфоровая кружка из коллекции Арзамасского музея принадлежала основателю первой провинциальной школы живописи, художнику и педагогу из Арзамаса — Александру Ступину.

Еще в 1618 году китайские послы подарили царю Михаилу Романову несколько ящиков чая. Сохранились воспоминания о том, как государственный деятель и путешественник XVII века Федор Байков принимал этот подарок в 1654 году: «чай, вареный с молоком и коровьим маслом», делал это так обыденно, что «можно бы заключить, что Байков говорил о предмете довольно известном».
Чай в России стал популярным, в первую очередь, как лечебный напиток, а вскоре его начали пить и для удовольствия. К середине XVII века в Москве уже можно было купить до 10 сортов чая. В 1679 году государство заключило договор с Китаем о регулярных поставках этого напитка. Все ввозимые с Востока чайные листья поступали в Москву, где их продавали вместе с другими товарами. Несмотря на высокую цену, желающих приобрести чай было много.

Употребление чая в России быстро росло. К XIX веку его пили уже все сословия. По статистическим данным 1830–1840 годов, в тех районах, где пили больше чая, меньше употребляли крепкие спиртные напитки.

Чаепитие в богатых дворянских, купеческих и мещанский семьях не обходилось без фарфоровой посуды. Русским фарфором называли также изделия из фаянса и майолики, которые выпускали на территории России с середины XVIII века. Это время в искусствоведении считается одним из значимых направлений отечественного декоративно-прикладного искусства. Главным поставщиком фарфоровой продукции был Императорский фарфоровый завод, который открыли в 1744 году в столице.
#28
В 1960 году в коллекцию Арзамасского музея поступила фарфоровая кружка, которая была подарена Александру Ступину на День Ангела. Ее выпустили на заводе Фрэнсиса Гарднера, обрусевшего купца из Шотландии, который в 1766 году запустил частное фабричное производство фарфора в России.
#29
Оно располагалось в небольшом селе Вербильцы (сегодня Вербилки) Дмитровского уезда Московской губернии. На своих изделиях Гарднер помещал московский герб. Вместе с «эксклюзивными заказами», которые предназначались для придворных и аристократов, шотландец организовал и массовый выпуск фарфора. Его посуда была высокого качества, которое не уступало саксонскому фарфору — первому фарфору в Европе. 

В конце XVIII века Гарднер передал управление фабрикой своему сыну Францу Гарднеру. На протяжении 126 лет со дня открытия завода им руководило несколько поколений потомков Гарднера-старшего. 

Завод продолжает работать и сегодня, но уже под названием «Фарфор Вербилок». На легендарном предприятии сохраняют традиции дореволюционного фарфора и делают посуду по старинной технологии.
#23
Автор: Завод Гарднера
Дата: XIX век
Техника: фарфор, обжиг, роспись подглазурная
Размеры: 11×10×9 см
Коллекция: Керамика фарфор
Правообладатель изображений: МБУК историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области
#4

Письменный прибор

#10
Чернильный прибор из коллекции Арзамасского художественного музея был личной вещью Александра Ступина — художника и основателя первой в России провинциальной школы живописи.

В XVIII веке в высшее европейское общество вошла мода на частную переписку, поэтому прибор для письма стал настоящим украшением рабочего стола. Мастера создавали письменные принадлежности на любой вкус: массивные, изящные, вычурные и элегантные. Часто письменные приборы украшали гербом или вензелем его обладателя. В них встраивали часы, зеркала, небольшие потайные ящички и другие затейливые детали. Состоятельные заказчики выбирали письменные приборы, которые состояли из подсвечников, лотков для перьев, песочницы, ножей для бумаги.

В зависимости от страны и эпохи, чернильницы были разных размеров. Их изготавливали из фарфора, металлов, камня или полимеров. Для богатых домов мастера создавали экземпляры из драгоценных металлов, которые были обильно инкрустированы камнями, росписью и эмалью.

Более простые приборы состояли только из чернильницы и песочницы на подставке. Также были распространены портативные дорожные приборы, которые перевозили в небольшой коробочке с откидной маленькой крышкой. В днище таких приборов были вмонтированы чернильница-непроливайка, маленький подсвечник и пара очищенных перьев.
#11
Письменный прибор для чернил Александра Ступина представляет собой квадратное полое основание на четырех звериных лапах. Наверху по бокам находятся две фигуры львов, которых разделяет подставка под свечу. Чуть ниже располагаются два резервуара для чернил, песка и отверстия для перьев.
#12
Основным источником вдохновения для мастера, создавшего этот чернильный прибор, служили глазурованные терракоты эпохи Ренессанса. Подражания керамике этого времени были популярны в Италии конца XIX века и вскоре стали известны в Западной Европе и России.

Подобные чернильные приборы занимали центральное место на письменном столе XIX века. При его помощи вели деловую переписку, оформляли документы, записывали расходы и проводили другие письменные работы.

Изящные письменные приборы XIX века были обязательной составляющей культуры письма и эпистолярного жанра. С появлением современных письменных принадлежностей они практически полностью исчезли из жизни людей.
#24
Автор: неизвестен 
Дата: конец XVIII века
Техника: керамика, роспись подглазурная, позолота
Размеры: 9,5×14×8 см
Коллекция: Керамика, фарфор
Правообладатель изображений: МБУК историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области
#5

Пригласительный билет на доклад Петра Евгеньевича Корнилова. 1943 год

#13
В коллекции Арзамасского художественного музея хранится пригласительный билет на доклад историка искусства Петра Корнилова «Новые работы художника Павла Веденецкого (Из истории Арзамасской школы живописи)», который состоялся 23 сентября 1943 года в Государственном Русском музее.
#14
Петр Корнилов родился в 1896 году в Симбирске. Он учился в первом реальном училище в Казани. Затем Корнилов отправился в Санкт-Петербург учиться в университет. В 1925 году он вернулся в Казань, где устроился заведующим отделом древнерусского искусства в центральном музее Татарской АССР.
#15
С 1932 года Корнилов работал в Государственном Русском музее заведующим отделом графики, а после в Научно-исследовательском музее Академии художеств. Во время Великой Отечественной войны он помогал эвакуировать шедевры отечественного искусства, а также был выпускающим редактором в издательстве «Искусство», отвечал за агитационные и полиграфические материалы.
#16
Кандидат искусствоведения и профессор Петр Корнилов был известным историком искусства и библиофилом. Ему принадлежала коллекция рисунков и акварелей русских мастеров конца XIX—начала XX веков. Он был организатором охраны культурных памятников в Татарстане, а также входил в состав Ленинградского общества библиофилов. Одним из главных видов научной деятельности Корнилова было исследование Арзамасской школы живописи Александра Ступина, которое он изложил в своей книге.
#17
С конца 1942 года Петр Корнилов стал работать в Секции изобразительного искусства Управления по делам искусств Исполкома Ленгорсовета. Там он печатал художественно оформленные пригласительные билеты.
#18
Среди них: «В. П. Белкин» (6 августа 1943), «Русский национальный художник М. В. Нестеров (1862–1942), «М. В. Нестеров по воспоминаниям и переписке» (15 октября 1943), а также билет «Новые работы художника П. П. Веденецкого (Из истории Арзамасской школы живописи)» (23 сентября 1943), который представлен в коллекции Арзамасского художественного музея.

Всего в коллекции Корнилова около 10 000 экспонатов: книги, эстампы, скульптуры, графика, в числе которой рисунки Георгия Верейского, Натана Альтмана, Николая Андреева. Часть из них он отдал государственным музеям, в частности Русскому музею и Центральному музею В. И. Ленина в Москве. Корниловская коллекция хранится также и в музее Арзамаса, с которым он сотрудничал много лет.
#25
Автор: Корнилов Петр Евгеньевич
Дата: 1943 год
Техника: бумага, чернила; гравюра, офорт, рукопись
Размеры: 14×9 см
Коллекция: Документы
Правообладатель изображений: МБУК историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области
#6

Столик

#21
Столик с личными вещами основателя первой провинциальной школы живописи в России Александра Ступина является частью интерьера художника, воссозданного по картине профессора Николая Алексеева. На полотне Ступин изображен в своей мастерской.

Впервые туалетный столик появился во Франции в эпоху барокко (XVIII век). В это время там господствовал парад роскошных туалетов: изысканные утренние одежды сменяли на шикарное платье для прогулки, которое в свою очередь уступало место пышному и роскошному бальному наряду. Частая смена туалетов и положила начало запуску производства туалетных столиков. Подобный предмет мебели сразу решал несколько задач: теперь у человека было место, где можно было бы не только умываться, но и менять туалеты, и приводить себя в порядок.

Новое изобретение оценили многие представители в основном высшего общества. Постепенно вместо зеркала с парой ящиков и посуды для умывания в спальнях появлялись изящные туалеты. Впрочем, поначалу туалетные столики были похожи на письменные. Иногда даже он выполнял обе функции одновременно: в ящики и полки могли складывать и перья с бумагой, а также средства по уходу за лицом и телом. Туалетные столы были обязательной частью как женского, так и мужского обихода.

Столик изготовлен из розового дерева — древесины, которую получали от субтропического дерева из рода Дальбергия. Оно произрастает исключительно в Бразилии. Древесина розового дерева характеризуется необычной окраской: от желтой до розовой с красным рисунком и запахом розы.
#26
Автор: неизвестен
Дата: XVIII—первая половина XIX века
Техника: дерево, резьба, миниатюра, литье; керамика, роспись подглазурная; фарфор, роспись подглазурная; бумага, печать; бумага, гравюра, офорт; бумага, чернила, рукопись
Размеры:
Коллекция: Дерево; Керамика, фарфор; Документы; Графика
Правообладатель изображений: МБУК историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области
#7

Учебное пособие «Голова женщины»

#19
Александр Ступин — основатель первой провинциальной школы живописи в России. Она открылась в 1802 году в городе Арзамасе Нижегородской губернии. В коллекции Арзамасского художественного музея хранится учебное пособие «Голова женщины», которое использовали для занятий в учебном заведении.
#20
Появление и первые годы работы школы живописи Александра Ступина пришлись на то время, когда русские художники и педагоги искали новые пути в области методики художественного образования. Образование в арзамасской школе строилось по образцу Санкт-Петербургской академии художеств — высшего учебного заведения изобразительного искусства Российской империи, существовавшего в период с 1757 до его упразднения в 1918 году. За основу были взяты дисциплины по копированию оригиналов, которыми служили гравюры русских и западноевропейских мастеров, по рисованию скульптур и работе с натурой.

В начала XIX века в Арзамасе было очень сложно найти натурщика для позирования обнаженной натуры для живописных уроков. Как писал местный краевед Николай Щегольков, арзамассцы были людьми, «воспитанными в истинной вере… нетронутой тлетворным влиянием запада». Поэтому на заключительном этапе обучения выпускники писали не обнаженную модель, а портреты и этюды людей в одежде. В дальнейшем это повлияло на их творчество, потому что портрет как отдельный жанр Ступин не преподавал, однако именно к этому жанру относятся лучшие работы арзамасцев.

Вместо самостоятельной разработки учеником композиции «выпускного» произведения в Арзамасской школе практиковали копирование эстампа в технике масляной живописи. Такими примерами могут служить две картины учеников, которые сегодня хранятся в Нижегородском государственном художественном музее: «Святой Иероним в пустыне» — копия с эстампа аугсбургского гравера начала XVIII века, воспроизводящего полотно Якопо Пальма младшего, и «Лот с дочерьми», написанный по гравюре Ивана Берсенева с живописного оригинала Луи Жана Франсуа Лагрене. Тем не менее, Александр Ступин добился высоких результатов, работы его воспитанников часто участвовали на выставках Академии художеств и неоднократно отмечались наградами.
#27
Автор: неизвестен
Дата: XIX век
Техника: бумага, гравюра, офорт, акварель
Размеры: 10,5×12 см 
Коллекция: Графика
Правообладатель изображений: МБУК историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Столик с личными вещами А.В. Ступина

3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%