#1
Столб-дарницы, Одежда каторжанина
#6
#7
Столб-дарницы
#2
Сибирским трактом называли сухопутный маршрут из Европейской России через Сибирь к границам Китая. Его строительство началось в 1730 году и завершилось только в середине XIX века. Тракт оказал большое влияние на развитие расположенных вдоль него поселений, в том числе и на город Мариинск.
Сначала по тракту в Сибирь двинулись путешественники, которых привлекали новые земли, и мастеровые люди, ищущие заработка. А затем по нему стали отправлять в ссылку в отдаленные территории Сибири каторжан. Весь тракт поделили на равные участки, где на расстоянии 20-30 верст друг от друга построили этапные и полуэтапные тюрьмы, предназначенные для временного содержания каторжан. На каждом этапе работала специальная команда из офицера и рядовых солдат. Проводив партию ссыльных до следующего этапа, они возвращалась обратно.
Путь к местам отбывания наказания был долгим и тяжелым. К примеру, переход от Петербурга до Иркутска мог длиться порядка двух лет. Каторжане, или кандальники, шли к местам отбывания наказания закованными в кандалы. Их прикрепляли по несколько человек к одному железному канату. На этапных и полуэтапных острогах работали кузнецы: при необходимости они снимали кандалы или заковывали в них.
Нередко заключенные умирали в дороге. Чтобы хоть как-то помочь этапируемым, местные жители начали устанавливать на обочинах тракта деревянные столбы с небольшой двускатной крышей и полочкой. Там они оставляли пропитание для каторжан. В коллекции музея хранится подобный столб, изготовленный в ХIX веке.
Уже к началу XVIII века в Сибири насчитывалось около 25 тысяч заключенных и ссыльных, а спустя сто лет их число возросло до 300 тысяч. Тракт стали называть «сибирской Голгофой». В XIX веке Мариинск стал одним из мест сибирской ссылки заключенных, а с 1929 по 1960 год — столицей Сибирских лагерей. В Сиблаге отбывали наказание политзаключенные, в том числе известная певица Лидия Русланова.
Более 10 лет назад в Мариинске изготовили семь столбов-дарниц высотой около двух метров. Их установили в памятных местах города и сопроводили пояснительными табличками с напоминанием о милосердии местных жителей по отношению к заключенным.
Сначала по тракту в Сибирь двинулись путешественники, которых привлекали новые земли, и мастеровые люди, ищущие заработка. А затем по нему стали отправлять в ссылку в отдаленные территории Сибири каторжан. Весь тракт поделили на равные участки, где на расстоянии 20-30 верст друг от друга построили этапные и полуэтапные тюрьмы, предназначенные для временного содержания каторжан. На каждом этапе работала специальная команда из офицера и рядовых солдат. Проводив партию ссыльных до следующего этапа, они возвращалась обратно.
Путь к местам отбывания наказания был долгим и тяжелым. К примеру, переход от Петербурга до Иркутска мог длиться порядка двух лет. Каторжане, или кандальники, шли к местам отбывания наказания закованными в кандалы. Их прикрепляли по несколько человек к одному железному канату. На этапных и полуэтапных острогах работали кузнецы: при необходимости они снимали кандалы или заковывали в них.
Нередко заключенные умирали в дороге. Чтобы хоть как-то помочь этапируемым, местные жители начали устанавливать на обочинах тракта деревянные столбы с небольшой двускатной крышей и полочкой. Там они оставляли пропитание для каторжан. В коллекции музея хранится подобный столб, изготовленный в ХIX веке.
Уже к началу XVIII века в Сибири насчитывалось около 25 тысяч заключенных и ссыльных, а спустя сто лет их число возросло до 300 тысяч. Тракт стали называть «сибирской Голгофой». В XIX веке Мариинск стал одним из мест сибирской ссылки заключенных, а с 1929 по 1960 год — столицей Сибирских лагерей. В Сиблаге отбывали наказание политзаключенные, в том числе известная певица Лидия Русланова.
Более 10 лет назад в Мариинске изготовили семь столбов-дарниц высотой около двух метров. Их установили в памятных местах города и сопроводили пояснительными табличками с напоминанием о милосердии местных жителей по отношению к заключенным.
#4
Полное наименование предмета: Столб-дарницы
Дата создания: ХIX век
Техника: дерево
Дата создания: ХIX век
Техника: дерево
Место создания: Мариинск
Владелец коллекции: Музей истории города Мариинска
Размеры: 230×82 см
Владелец коллекции: Музей истории города Мариинска
Размеры: 230×82 см
#8
Одежда каторжанина
#9
Одежда каторжанина
#10
Первыми по Сибирскому тракту начали ездить добровольные переселенцы, мастеровые, путешественники. Чуть позже Сибирь как наиболее отдаленную часть Российской империи стали использовать в качестве места ссылки и каторги. В экспозиции музея представлена одежда каторжанина середины XX века.
Каторжане, или кандальники, шли к местам заключения закованными в кандалы. На ногах у них были портянки, лапти или стоптанные ботинки. Спецодежду для ссыльных шили из дешевых грубых сортов ткани: носить «вольные» вещи заключенные не имели права. Обычно им выдавали телогрейки, бушлаты, ватные брюки, шапки-ушанки, чуни с калошами. На верхнюю одежду пришивали номера.
Весь тракт был поделен на равные участки, где на расстоянии 20-30 верст находились этапные и полуэтапные тюрьмы. Распорядок передвижения заключенных по Сибирскому тракту был таким: после каждых двух дней пути следовали сутки отдыха. Кроме полуэтапов и этапов в пересыльной тюрьме, остановки делали в этапных избах — местах, предназначенных для временного содержания кандальников. На полуэтапах кандальники отдыхали от четырёх до восьми часов и отправлялись в путь — до следующего этапа.
Этап представлял собой обширную территорию, окруженную бревенчатым забором. На ней обычно находилось два или три барака, прачечная, строение для охраны, где располагалось руководство этапа, кухня, часовня и кладбище. Этапные избы устанавливали почти на каждой почтовой станции.
Несмотря на непогоду, каторжане должны были проделать положенный путь в срок. Каждую партию колодников (от 50 до 100 человек) по пути в Восточную Сибирь сопровождали казаки верхом на лошадях. Их главной задачей было довести всех до места отбывания наказания.
Путь по тракту был долгим, тяжелым, и каторжане нередко умирали в дороге. Однако у конвоиров действовала строгая отчетность. В ряде документов начала XVIII века сохранились наказы конвоирам:
Каторжане, или кандальники, шли к местам заключения закованными в кандалы. На ногах у них были портянки, лапти или стоптанные ботинки. Спецодежду для ссыльных шили из дешевых грубых сортов ткани: носить «вольные» вещи заключенные не имели права. Обычно им выдавали телогрейки, бушлаты, ватные брюки, шапки-ушанки, чуни с калошами. На верхнюю одежду пришивали номера.
Весь тракт был поделен на равные участки, где на расстоянии 20-30 верст находились этапные и полуэтапные тюрьмы. Распорядок передвижения заключенных по Сибирскому тракту был таким: после каждых двух дней пути следовали сутки отдыха. Кроме полуэтапов и этапов в пересыльной тюрьме, остановки делали в этапных избах — местах, предназначенных для временного содержания кандальников. На полуэтапах кандальники отдыхали от четырёх до восьми часов и отправлялись в путь — до следующего этапа.
Этап представлял собой обширную территорию, окруженную бревенчатым забором. На ней обычно находилось два или три барака, прачечная, строение для охраны, где располагалось руководство этапа, кухня, часовня и кладбище. Этапные избы устанавливали почти на каждой почтовой станции.
Несмотря на непогоду, каторжане должны были проделать положенный путь в срок. Каждую партию колодников (от 50 до 100 человек) по пути в Восточную Сибирь сопровождали казаки верхом на лошадях. Их главной задачей было довести всех до места отбывания наказания.
Путь по тракту был долгим, тяжелым, и каторжане нередко умирали в дороге. Однако у конвоиров действовала строгая отчетность. В ряде документов начала XVIII века сохранились наказы конвоирам:
#12
Убегут у тебя колодники или ты сам, взяв с них откуп, отпустишь, то воеводы будут бить тебя кнутом и сошлют самого вместо тех людей, которых вел ты в ссылку.
#13
Поэтому погибших в пути не оставляли — довозили до этапа, чтобы похоронить.
Первым в русской литературе описал этап в Сибирь известный протопоп-старообрядец Аввакум. В 1654 году его вместе с семьей сослали в Тобольск. К началу XVIII века в Сибири насчитывалось около 25 тысяч заключенных и ссыльных, а спустя сто лет — уже более 300 тысяч.
Первым в русской литературе описал этап в Сибирь известный протопоп-старообрядец Аввакум. В 1654 году его вместе с семьей сослали в Тобольск. К началу XVIII века в Сибири насчитывалось около 25 тысяч заключенных и ссыльных, а спустя сто лет — уже более 300 тысяч.
#11
Полное наименование предмета: Одежда каторжанина
Дата создания: середина ХХ века
Техника: ткань, фабричное производство
Место создания: Мариинск
Дата создания: середина ХХ века
Техника: ткань, фабричное производство
Место создания: Мариинск
Владелец коллекции: Музей истории города Мариинска
Размеры: 138×55×0,2 см
Размеры: 138×55×0,2 см
#5
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Столб-дарницы, Одежда каторжанина
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться