Из беседы Павла Ефанова с Марой Гнедых:
— Павел, ты, мне кажется, ярый приверженец реализма. Тебе не хочется иногда уйти в абстракцию? Или сюр?
— Твой вопрос, Мара, напомнил мне императора Юлиана Отступника, пытавшегося возродить культ Митры. В конце концов, он погиб со словами: «Сам Митра — христианин!» К чему я вспомнил про это. А вот к чему. Сам Малевич — реалист!
— Вот как?
— Да. Скажу тебе больше — он социалистический реалист. Всё дело в содержании, которое автор имел в виду, и которое способен «высмотреть» зритель. Когда-нибудь я разовью эту тему подробнее… Я не кажусь тебе волюнтаристом?
— Недурно! И про картину, и про нетривиальность. Но Малевич не реалист!
— Ну, а как еще мог выглядеть социалистический реализм в 1914 году? Пока отмечу лишь два предшествующих факта: еще в 70-х Л. Н. Толстой говорил о геометрической ясности коммунизма, а в 1907 Малевич с Крученых ставил «Победу над Солнцем», где и складывались формы будущего супрематизма.
— Блестяще! Первое предложение достойно хроники)