У обских угров о красоте девушки судили по качеству и художественному оформлению ее одежды. Девочку с малых лет обучали шитью и вышиванию, а когда она взрослела, изготавливала себе наряды самостоятельно. После замужества и рождения детей женщина шила для всей семьи.
Первое приспособление для рукоделия девочке дарили в шесть лет: мать делала для нее специальную коробку из бересты и пихтовой коры. Сначала в ней хранились куклы, а после — вещи, необходимые для шитья и вышивки: жилы, ножницы, наперсток, игольница с иглами, лоскутки. Для этих целей существовали и меховые сумочки — тучаны. Шить тучан могли не только из меха, но и из кожи или ткани. Сумочку декорировали вышивкой и орнаментом, который должен был оберегать хозяйку от злых духов, а по бокам пришивали кисточки с монетами и бусинами. Уже к 13–15 годам девушка имела несколько таких тучанов. Функции берестяной коробки для рукоделия и меховой сумки схожи, однако, отправляясь на стойбище или в лес, женщина брала с собой сумку, потому что она легче и удобнее. В тучане женщины хранили не только принадлежности для шитья, но и собственные амулеты. Сюда же складывали и детские пуповины.
В Музее реки Обь хранится коллекция традиционных хантыйских сумок для рукоделия. В экспозиции «Югорское наследие» представлен тучан, который сшили в 1980-х годах в юртах Пунси, расположенных в Нефтеюганском районе. Для его изготовления использовали две шкуры с лобной части голов оленя. Шкурки сшили ворсом наружу, а между ними вставили орнаментированную полосу ровдуги — замши. Ровдужная полоса украшена мозаикой в виде орнамента «голова лошади». Отверстия глаз зашиты синим сукном и декорированы бисером. Над отверстиями обозначены надбровные дуги в виде двух орнаментальных полос. Также на тучане имеется две пары ушек, расшитых разноцветным бисером.
Застежки на тучане не делали, вместо них использовали кулиску, благодаря которой верхний край можно было затянуть. Тучан сопровождал женщину на протяжении всей ее жизни, и даже после смерти владелицы сумочку хоронили вместе с ней.
Первое приспособление для рукоделия девочке дарили в шесть лет: мать делала для нее специальную коробку из бересты и пихтовой коры. Сначала в ней хранились куклы, а после — вещи, необходимые для шитья и вышивки: жилы, ножницы, наперсток, игольница с иглами, лоскутки. Для этих целей существовали и меховые сумочки — тучаны. Шить тучан могли не только из меха, но и из кожи или ткани. Сумочку декорировали вышивкой и орнаментом, который должен был оберегать хозяйку от злых духов, а по бокам пришивали кисточки с монетами и бусинами. Уже к 13–15 годам девушка имела несколько таких тучанов. Функции берестяной коробки для рукоделия и меховой сумки схожи, однако, отправляясь на стойбище или в лес, женщина брала с собой сумку, потому что она легче и удобнее. В тучане женщины хранили не только принадлежности для шитья, но и собственные амулеты. Сюда же складывали и детские пуповины.
В Музее реки Обь хранится коллекция традиционных хантыйских сумок для рукоделия. В экспозиции «Югорское наследие» представлен тучан, который сшили в 1980-х годах в юртах Пунси, расположенных в Нефтеюганском районе. Для его изготовления использовали две шкуры с лобной части голов оленя. Шкурки сшили ворсом наружу, а между ними вставили орнаментированную полосу ровдуги — замши. Ровдужная полоса украшена мозаикой в виде орнамента «голова лошади». Отверстия глаз зашиты синим сукном и декорированы бисером. Над отверстиями обозначены надбровные дуги в виде двух орнаментальных полос. Также на тучане имеется две пары ушек, расшитых разноцветным бисером.
Застежки на тучане не делали, вместо них использовали кулиску, благодаря которой верхний край можно было затянуть. Тучан сопровождал женщину на протяжении всей ее жизни, и даже после смерти владелицы сумочку хоронили вместе с ней.