Супница издревле считалась главным украшением на праздничном столе, хотя это необязательный предмет сервировки. Тем не менее ее присутствие придает торжественность даже самому обычному обеду. Впервые супницы появились в XVII–XVIII столетиях во Франции. В то время сервировке придавалось даже большее значение, чем самой еде. Подача первых блюд в супнице оказалась очень удобной, и со временем этот вид посуды стал обязательным предметом во всех приличных европейских домах.
Следуя за модой французской знати, русские аристократы также начали использовать супницы. Их выпуском занялся Императорский фарфоровый завод и предприятия промышленника Матвея Кузнецова. В собрании музея находится супница кузнецовского фаянса.
Матвей Кузнецов, продолжая семейное дело, в 1847 году открыл в Риге филиал своего завода, который занимался производством фарфора. Промышленник выбрал это место неслучайно. Оно было выгодным из-за возможности возить товар по морю в разные страны. Также важнейшим шагом для предприятия стала покупка в 1870 году фаянсового завода Ауэрбаха, одного из лучших в России.
Коммерческая изобретательность помогла Кузнецову не только продолжить дело своих предков, но и вывести его на другой уровень: он объединил 18 собственных предприятий — в том числе восемь фарфоровых и фаянсовых фабрик, — создав «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий». В 1872 году Кузнецов получил право ставить на свой фарфор государственный герб, а в 1902 году был удостоен звания «Поставщик Дворца Его Императорского Величества». Клеймо периода товарищества венчает дно супницы из коллекции фондов музея.
Изначально посуда из этой коллекции принадлежала Измаилу Семенову-Тян-Шанскому — младшему сыну ученого, географа, ботаника, общественного и государственного деятеля. Он жил в том же самом доме на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, в котором с 1861 по 1914 год прожил его отец. Посуда в числе других семейных вещей передавалась по наследству: от Измаила Семенова-Тян-Шанского — известного метеоролога — к его дочери Ольге Корольковой — советской шахматистке. В собрание музея супницу передала правнучка ученого Надежда Королькова.
Следуя за модой французской знати, русские аристократы также начали использовать супницы. Их выпуском занялся Императорский фарфоровый завод и предприятия промышленника Матвея Кузнецова. В собрании музея находится супница кузнецовского фаянса.
Матвей Кузнецов, продолжая семейное дело, в 1847 году открыл в Риге филиал своего завода, который занимался производством фарфора. Промышленник выбрал это место неслучайно. Оно было выгодным из-за возможности возить товар по морю в разные страны. Также важнейшим шагом для предприятия стала покупка в 1870 году фаянсового завода Ауэрбаха, одного из лучших в России.
Коммерческая изобретательность помогла Кузнецову не только продолжить дело своих предков, но и вывести его на другой уровень: он объединил 18 собственных предприятий — в том числе восемь фарфоровых и фаянсовых фабрик, — создав «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий». В 1872 году Кузнецов получил право ставить на свой фарфор государственный герб, а в 1902 году был удостоен звания «Поставщик Дворца Его Императорского Величества». Клеймо периода товарищества венчает дно супницы из коллекции фондов музея.
Изначально посуда из этой коллекции принадлежала Измаилу Семенову-Тян-Шанскому — младшему сыну ученого, географа, ботаника, общественного и государственного деятеля. Он жил в том же самом доме на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, в котором с 1861 по 1914 год прожил его отец. Посуда в числе других семейных вещей передавалась по наследству: от Измаила Семенова-Тян-Шанского — известного метеоролога — к его дочери Ольге Корольковой — советской шахматистке. В собрание музея супницу передала правнучка ученого Надежда Королькова.