Свистулька с давних времен является одной из любимых детских игрушек. Она представляет собой полый керамический сосуд, развивает музыкальный слух и мелкую моторику рук. На территории Смоленщины, которая всегда славилась своими глинами, свистульки до сих пор широко распространены.
Свистулька была доступна всем слоям населения. Первоначально промыслы по изготовлению такой игрушки были побочными по отношению к основному занятию гончара — созданию керамической посуды. Свистульки создавались из небольших комочков глины, которые оставались от изготовления горшков, кувшинов, кубышек и блюд.
После ряда реформ по улучшению быта колхозников в Советском Союзе, одной из которых стала замена трудодней выплатой заработной платы, в стране серьезно упал спрос на керамические сосуды. Жители провинции получили возможность чаще покупать более износостойкую металлическую посуду. По этой причине во многих областях значительно выросло количество и качество изготовления керамической свистульки.
На этапе изготовления мастером пробивал в оболочке несколько отверстий для воздуха. В зависимости от того, какие отверстия закрывались пальцами во время игры, менялась частота звуковых колебаний, то есть высота звука. За счет этого на свистульке можно было исполнить несложную мелодию.
Несмотря на кажущуюся простоту, изготовление свистульки является сложным процессом. При обжиге полая форма может растрескаться. Кроме того, высота звукового тона при обжиге неминуемо изменяется, что необходимо учитывать мастерам. Подобрать хотя бы две одинаковые свистульки практически невозможно.
На высоту звука также влияет и декоративная обработка свистульки — покрытие красочным слоем, объемный орнамент и глазурь. Свистулька из коллекции музея «Смоленская крепость» имеет популярную зооморфную форму. К основному объему были добавлены две передние лапы, за счет чего свистулька надежно опирается на три точки опоры. Также автором была вылеплена условная голова с шеей. Свистульки такого типа могли быть вдохновлены обликом птицы, зверя, даже рептилии.
Свистулька была доступна всем слоям населения. Первоначально промыслы по изготовлению такой игрушки были побочными по отношению к основному занятию гончара — созданию керамической посуды. Свистульки создавались из небольших комочков глины, которые оставались от изготовления горшков, кувшинов, кубышек и блюд.
После ряда реформ по улучшению быта колхозников в Советском Союзе, одной из которых стала замена трудодней выплатой заработной платы, в стране серьезно упал спрос на керамические сосуды. Жители провинции получили возможность чаще покупать более износостойкую металлическую посуду. По этой причине во многих областях значительно выросло количество и качество изготовления керамической свистульки.
На этапе изготовления мастером пробивал в оболочке несколько отверстий для воздуха. В зависимости от того, какие отверстия закрывались пальцами во время игры, менялась частота звуковых колебаний, то есть высота звука. За счет этого на свистульке можно было исполнить несложную мелодию.
Несмотря на кажущуюся простоту, изготовление свистульки является сложным процессом. При обжиге полая форма может растрескаться. Кроме того, высота звукового тона при обжиге неминуемо изменяется, что необходимо учитывать мастерам. Подобрать хотя бы две одинаковые свистульки практически невозможно.
На высоту звука также влияет и декоративная обработка свистульки — покрытие красочным слоем, объемный орнамент и глазурь. Свистулька из коллекции музея «Смоленская крепость» имеет популярную зооморфную форму. К основному объему были добавлены две передние лапы, за счет чего свистулька надежно опирается на три точки опоры. Также автором была вылеплена условная голова с шеей. Свистульки такого типа могли быть вдохновлены обликом птицы, зверя, даже рептилии.