Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей истории православия Сибири»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Святцы, посох, форма для сыра, кадильница

0
Открыть в приложении
#1
Деревянный календарь (святцы), Палка паломническая (посох), Форма для сыра, Кадильница с деревянной ручкой
#2

Деревянные святцы (календарь)

#18
Деревянные святцы (календарь)
#4
Святцами в некоторых регионах России называли народные деревянные календари, на которых вырезали разные пометки к каждому дню. Вариант, который хранится в собрании Архиерейского дома, представляет собой четырехгранный прямоугольный брусок длиной 87 сантиметров. Каждая грань окрашена в цвет, который обозначает время года: белый — зима, зеленый — весна, красный — лето, желтый — осень. На всех сторонах сохранились зарубки — обозначения дней. Месяцы разделены небольшими отступами, но их названия никак не обозначены. На гранях можно рассмотреть и другие пометки: кресты разной формы, круги, прямые линии, буквы. С их помощью в святцах отмечали церковные праздники, важные события в семье, даты, в которые следовало начинать разные работы.

Первые календари у русских крестьян-земледельцев появились потому, что весь уклад их жизни был связан со сменой сезонов. Нужно было планировать работы в поле, заготовку припасов на зиму и кормов для скота, рассчитывать сроки появления телят, ягнят, поросят. Кроме того, большую роль в жизни крестьян играла религия. Пропустить пост, праздник или день поминовения святого считалось грехом. Поэтому все важные даты отмечали в деревянных святцах. Такой календарь удобно было хранить и носить с собой, поэтому его часто брали в поле или на промысел, чтобы даже во время работы не забыть о значимых датах. Святцы не нужно было покупать: их изготавливали из любого подходящего бруска, много времени на это не требовалось. Поэтому такой вид календаря быстро стал популярен.

Во времена Древней Руси календарный год начинался с 1 марта — вместе с циклом земледельческих работ. В 1492 году московский князь Иван III издал указ, согласно которому год следовало отсчитывать с 1 сентября. Так принято было в Византии, а Русь переняла у нее многие культурные и религиозные традиции. Почти сто лет спустя, в 1581 году, печатник Иван Федоров создал первый печатный православный календарь. Гражданский же, не привязанный к церковным событиям, появился только при Петре Великом. К тому времени дата начала года снова изменилась: император перенес ее на 1 января.
#5
Полное наименование предмета: Деревянные святцы (календарь)
Дата создания: 1896 год
Техника: резьба
Место создания: Серебрянка, Тобольская губерния
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 87×4,5×5,5 см
Номер в Госкаталоге: 4099850
#7

Палка паломническая (посох)

#19
Палка паломническая (посох)
#8
Паломническая палка из коллекции Архиерейского дома изготовлена в XIX веке из цельного ствола небольшого деревца. Ее поверхность гладко остругали и отполировали, а затем покрасили в зеленый цвет.

Длина палки составляет 70 сантиметров. Ее верхний конец загнут крючком: за такую рукоять удобно было держаться в дороге, а во время отдыха и ночлега посох можно было повесить на стену. Вдоль основной части неравномерно расположены шесть петель: неизвестный мастер согнул их из сучков и закрепил, чтобы они не развернулись. За такие петли можно было держать посох в любой его части, а иногда к ним подвешивали небольшие грузы, чтобы не нести их в руках.

Палки для паломников ничем не украшали, чаще всего они имели простой и даже грубоватый вид. Изготавливали их обычно сами странники из тех материалов, что оказались под рукой. Сохранялись посохи редко: их не считали реликвией и не берегли, а когда они истирались или ломались — просто заменяли на новые.

Паломниками, или пилигримами, называли богомольцев, которые отправлялись в путешествие к святым местам. На такое странствие решались, чтобы увидеть христианские святыни, помолиться чудотворным иконам о здоровье для себя или своих близких, побывать у праведных старцев и получить их совет. В путь отправлялись пешком, брали с собой только самое необходимое — чаще всего только дорожный посох и небольшую котомку с сухарями.

Паломнические путешествия часто были долгими, сложными и опасными: маршрут не всегда пролегал по хорошим наезженным дорогам, путнику могли встретиться дикие звери или разбойники, в дороге заставала непогода. Но христиане воспринимали эти трудности как способ укрепить дух и веру. Некоторые паломники подробно описывали свои странствия. Такие заметки потом становились не только духовной литературой, но и ценными историческими документами.

Посох был обязательным атрибутом не только паломника, но и любого путешественника, который передвигался пешком. С его помощью странники легче преодолевали горные подъемы и спуски, перебирались через овраги, могли защититься от собаки или змеи. Кроме того, дополнительная опора снижала нагрузку на ноги и позвоночник, поэтому человек меньше уставал.
#9
Полное наименование предмета: Палка паломническая (посох)
Дата создания: XIX век
Техника: ручная работа
Место создания: Шадринский уезд
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: Длина — 70 см
Номер в Госкаталоге: 4099899
#10

Форма для сыра

#20
Форма для сыра
#12
С помощью деревянной разъемной формы готовили к Воскресению Христову традиционное угощение — творожную или сырную пасху. Подобные приспособления были во многих сибирских семьях — и у крестьян, и у богатых горожан. Форму традиционно изготавливали в виде усеченной четырехгранной пирамиды: она символизировала Голгофу, где, по Новому Завету, распяли Иисуса Христа.

Пасочницу из коллекции Архиерейского дома собрали из четырех гладких дощечек, плотно пригнанных друг к другу. Соединяются они при помощи специальных замков-пазов. На внутренней поверхности вырезан неглубокий узор. На одной стороне изображены крест, копье и губка, с которой в библейском предании поили распятого Христа. На трех других повторяется церковнославянская надпись: «Воистину Христос Воскресе». Мастер вырезал буквы в зеркальном отражении, чтобы на готовой пасхе текст отпечатался правильно. Узоры на деревянной поверхности со временем слегка сгладились.

Кроме изображений креста и надписей «Христос Воскресе», на пасочницах вырезали и другие рисунки: голубей, ангелов, виноградные лозы, силуэты храмов, церковные купола.

Пасху традиционно готовили из творога, сметаны, сахара и яичных желтков. Их смешивали до однородной массы, затем добавляли изюм, орехи или цукаты. Форму заполняли готовой смесью и оставляли ее на ночь в прохладном месте, чтобы пасха застыла. Потом блюдо переставляли на большую тарелку, а детали формы снимали. В зажиточных домах готовую пасху украшали тертым шоколадом и фигурками из цукатов. Вокруг нее на блюдо принято было выкладывать крашеные яйца: в пасхальной традиции они символизировали вечную жизнь.

Пасха, или Воскресение Христово, считается главным и самым древним праздником у христиан всех ветвей. Народные гулянья по этому случаю начинались прямо в церковном дворе, сразу после торжественного богослужения, и продолжались в разных губерниях от одного до семи дней. В это время принято было обмениваться крашеными яйцами и приветствовать друг друга фразами «Христос Воскресе» и «Воистину Воскресе». Только на Пасху всем желающим разрешали звонить в церковные колокола.
#13
Полное наименование предмета: Форма деревянная для приготовления пасхального сыра
Дата создания: конец XIX — начало ХХ века
Техника: резьба
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 37×31,5×21,5 см
Номер в Госкаталоге: 4159698
#14

Кадильница с деревянной ручкой

#21
Кадильница с деревянной ручкой
#16
Во время большинства богослужений в православных храмах принято использовать кадильницу. Это специальный металлический сосуд, в котором разжигают уголь с благовонной смолой — ладаном. Хранят принадлежности для окуривания в специальной кадильной нише, благовония сжигают с обязательной молитвой.

Кадильница из фондов Тобольского музея-заповедника внешне напоминает небольшой ковш или чашу с длинной деревянной ручкой. Основная часть — тулово округлой формы — выполнена из желтого металла, состоит из двух частей. Верхняя половина откидная, с небольшими круглыми отверстиями, через которые поступает воздух и выходит дым. Украшена она тонкими прорезными ободками. Верхняя и нижняя части соединяются шарниром.

Ручная кадильница считалась более простым приспособлением, чем подвесная чаша с крышкой на цепочке. Вариантом на длинной ручке пользовались чаще всего в монашеских кельях или окуривали иконы дома. При этом кадильницей чертили в воздухе крест — как будто осеняли им образа.

Чаще всего ручные кадильницы изготавливали из металла — меди или бронзы. Ручку снабжали деревянной накладкой, чтобы она меньше нагревалась от углей и горячего дыма. Самые простые модели создавали из глины или камня. Подобные кадильницы и сейчас используют в греческих православных церквях — там их называют кацеями. В России они сохранились у старообрядцев-беспоповцев, которые совершают службы без духовенства. Иногда такие кадильницы устанавливают над иконостасом в качестве курильниц для ладана, и угли в них тлеют постоянно.

В современном богослужебном каноне выделяют два вида каждения: большое и малое. Во время полного обряда ладаном окуривают весь храм. Этот вариант обращен к молящимся и символизирует благодать Святого Духа, которая, как считается, сходит на них во время службы. Малое каждение предназначено для Бога и проводится только в алтаре и у иконостаса, где хранятся церковные святыни. При этом сами угли в кадильнице символизируют человеческую природу Христа, огонь — его божественную сущность, а ароматный ладан — молитву, которая возносится к небесам. В ответ на каждение прихожане обязательно кланяются.
#17
Полное наименование предмета: Кадильница с деревянной ручкой
Дата создания: начало XX века
Техника: литье, штамповка
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 20,5×7,7×6,5 см
Номер в Госкаталоге: 8159687
#22
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Святцы, посох, форма для сыра, кадильница

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%