#1
Деревянный календарь (святцы), Палка паломническая (посох), Форма для сыра, Кадильница с деревянной ручкой
#2
#18
Деревянные святцы (календарь)
#4
Святцами в некоторых регионах России называли народные деревянные календари, на которых вырезали разные пометки к каждому дню. Вариант, который хранится в собрании Архиерейского дома, представляет собой четырехгранный прямоугольный брусок длиной 87 сантиметров. Каждая грань окрашена в цвет, который обозначает время года: белый — зима, зеленый — весна, красный — лето, желтый — осень. На всех сторонах сохранились зарубки — обозначения дней. Месяцы разделены небольшими отступами, но их названия никак не обозначены. На гранях можно рассмотреть и другие пометки: кресты разной формы, круги, прямые линии, буквы. С их помощью в святцах отмечали церковные праздники, важные события в семье, даты, в которые следовало начинать разные работы.
Первые календари у русских крестьян-земледельцев появились потому, что весь уклад их жизни был связан со сменой сезонов. Нужно было планировать работы в поле, заготовку припасов на зиму и кормов для скота, рассчитывать сроки появления телят, ягнят, поросят. Кроме того, большую роль в жизни крестьян играла религия. Пропустить пост, праздник или день поминовения святого считалось грехом. Поэтому все важные даты отмечали в деревянных святцах. Такой календарь удобно было хранить и носить с собой, поэтому его часто брали в поле или на промысел, чтобы даже во время работы не забыть о значимых датах. Святцы не нужно было покупать: их изготавливали из любого подходящего бруска, много времени на это не требовалось. Поэтому такой вид календаря быстро стал популярен.
Во времена Древней Руси календарный год начинался с 1 марта — вместе с циклом земледельческих работ. В 1492 году московский князь Иван III издал указ, согласно которому год следовало отсчитывать с 1 сентября. Так принято было в Византии, а Русь переняла у нее многие культурные и религиозные традиции. Почти сто лет спустя, в 1581 году, печатник Иван Федоров создал первый печатный православный календарь. Гражданский же, не привязанный к церковным событиям, появился только при Петре Великом. К тому времени дата начала года снова изменилась: император перенес ее на 1 января.
Первые календари у русских крестьян-земледельцев появились потому, что весь уклад их жизни был связан со сменой сезонов. Нужно было планировать работы в поле, заготовку припасов на зиму и кормов для скота, рассчитывать сроки появления телят, ягнят, поросят. Кроме того, большую роль в жизни крестьян играла религия. Пропустить пост, праздник или день поминовения святого считалось грехом. Поэтому все важные даты отмечали в деревянных святцах. Такой календарь удобно было хранить и носить с собой, поэтому его часто брали в поле или на промысел, чтобы даже во время работы не забыть о значимых датах. Святцы не нужно было покупать: их изготавливали из любого подходящего бруска, много времени на это не требовалось. Поэтому такой вид календаря быстро стал популярен.
Во времена Древней Руси календарный год начинался с 1 марта — вместе с циклом земледельческих работ. В 1492 году московский князь Иван III издал указ, согласно которому год следовало отсчитывать с 1 сентября. Так принято было в Византии, а Русь переняла у нее многие культурные и религиозные традиции. Почти сто лет спустя, в 1581 году, печатник Иван Федоров создал первый печатный православный календарь. Гражданский же, не привязанный к церковным событиям, появился только при Петре Великом. К тому времени дата начала года снова изменилась: император перенес ее на 1 января.
#5
Полное наименование предмета: Деревянные святцы (календарь)
Дата создания: 1896 год
Техника: резьба
Место создания: Серебрянка, Тобольская губерния
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Дата создания: 1896 год
Техника: резьба
Место создания: Серебрянка, Тобольская губерния
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 87×4,5×5,5 см
Номер в Госкаталоге: 4099850
#7
Палка паломническая (посох)
#19
Палка паломническая (посох)
#8
Паломническая палка из коллекции Архиерейского дома изготовлена в XIX веке из цельного ствола небольшого деревца. Ее поверхность гладко остругали и отполировали, а затем покрасили в зеленый цвет.
Длина палки составляет 70 сантиметров. Ее верхний конец загнут крючком: за такую рукоять удобно было держаться в дороге, а во время отдыха и ночлега посох можно было повесить на стену. Вдоль основной части неравномерно расположены шесть петель: неизвестный мастер согнул их из сучков и закрепил, чтобы они не развернулись. За такие петли можно было держать посох в любой его части, а иногда к ним подвешивали небольшие грузы, чтобы не нести их в руках.
Палки для паломников ничем не украшали, чаще всего они имели простой и даже грубоватый вид. Изготавливали их обычно сами странники из тех материалов, что оказались под рукой. Сохранялись посохи редко: их не считали реликвией и не берегли, а когда они истирались или ломались — просто заменяли на новые.
Паломниками, или пилигримами, называли богомольцев, которые отправлялись в путешествие к святым местам. На такое странствие решались, чтобы увидеть христианские святыни, помолиться чудотворным иконам о здоровье для себя или своих близких, побывать у праведных старцев и получить их совет. В путь отправлялись пешком, брали с собой только самое необходимое — чаще всего только дорожный посох и небольшую котомку с сухарями.
Паломнические путешествия часто были долгими, сложными и опасными: маршрут не всегда пролегал по хорошим наезженным дорогам, путнику могли встретиться дикие звери или разбойники, в дороге заставала непогода. Но христиане воспринимали эти трудности как способ укрепить дух и веру. Некоторые паломники подробно описывали свои странствия. Такие заметки потом становились не только духовной литературой, но и ценными историческими документами.
Посох был обязательным атрибутом не только паломника, но и любого путешественника, который передвигался пешком. С его помощью странники легче преодолевали горные подъемы и спуски, перебирались через овраги, могли защититься от собаки или змеи. Кроме того, дополнительная опора снижала нагрузку на ноги и позвоночник, поэтому человек меньше уставал.
Длина палки составляет 70 сантиметров. Ее верхний конец загнут крючком: за такую рукоять удобно было держаться в дороге, а во время отдыха и ночлега посох можно было повесить на стену. Вдоль основной части неравномерно расположены шесть петель: неизвестный мастер согнул их из сучков и закрепил, чтобы они не развернулись. За такие петли можно было держать посох в любой его части, а иногда к ним подвешивали небольшие грузы, чтобы не нести их в руках.
Палки для паломников ничем не украшали, чаще всего они имели простой и даже грубоватый вид. Изготавливали их обычно сами странники из тех материалов, что оказались под рукой. Сохранялись посохи редко: их не считали реликвией и не берегли, а когда они истирались или ломались — просто заменяли на новые.
Паломниками, или пилигримами, называли богомольцев, которые отправлялись в путешествие к святым местам. На такое странствие решались, чтобы увидеть христианские святыни, помолиться чудотворным иконам о здоровье для себя или своих близких, побывать у праведных старцев и получить их совет. В путь отправлялись пешком, брали с собой только самое необходимое — чаще всего только дорожный посох и небольшую котомку с сухарями.
Паломнические путешествия часто были долгими, сложными и опасными: маршрут не всегда пролегал по хорошим наезженным дорогам, путнику могли встретиться дикие звери или разбойники, в дороге заставала непогода. Но христиане воспринимали эти трудности как способ укрепить дух и веру. Некоторые паломники подробно описывали свои странствия. Такие заметки потом становились не только духовной литературой, но и ценными историческими документами.
Посох был обязательным атрибутом не только паломника, но и любого путешественника, который передвигался пешком. С его помощью странники легче преодолевали горные подъемы и спуски, перебирались через овраги, могли защититься от собаки или змеи. Кроме того, дополнительная опора снижала нагрузку на ноги и позвоночник, поэтому человек меньше уставал.
#9
Полное наименование предмета: Палка паломническая (посох)
Дата создания: XIX век
Техника: ручная работа
Место создания: Шадринский уезд
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: Длина — 70 см
Номер в Госкаталоге: 4099899
Дата создания: XIX век
Техника: ручная работа
Место создания: Шадринский уезд
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: Длина — 70 см
Номер в Госкаталоге: 4099899
#10
Форма для сыра
#20
Форма для сыра
#12
С помощью деревянной разъемной формы готовили к Воскресению Христову традиционное угощение — творожную или сырную пасху. Подобные приспособления были во многих сибирских семьях — и у крестьян, и у богатых горожан. Форму традиционно изготавливали в виде усеченной четырехгранной пирамиды: она символизировала Голгофу, где, по Новому Завету, распяли Иисуса Христа.
Пасочницу из коллекции Архиерейского дома собрали из четырех гладких дощечек, плотно пригнанных друг к другу. Соединяются они при помощи специальных замков-пазов. На внутренней поверхности вырезан неглубокий узор. На одной стороне изображены крест, копье и губка, с которой в библейском предании поили распятого Христа. На трех других повторяется церковнославянская надпись: «Воистину Христос Воскресе». Мастер вырезал буквы в зеркальном отражении, чтобы на готовой пасхе текст отпечатался правильно. Узоры на деревянной поверхности со временем слегка сгладились.
Кроме изображений креста и надписей «Христос Воскресе», на пасочницах вырезали и другие рисунки: голубей, ангелов, виноградные лозы, силуэты храмов, церковные купола.
Пасху традиционно готовили из творога, сметаны, сахара и яичных желтков. Их смешивали до однородной массы, затем добавляли изюм, орехи или цукаты. Форму заполняли готовой смесью и оставляли ее на ночь в прохладном месте, чтобы пасха застыла. Потом блюдо переставляли на большую тарелку, а детали формы снимали. В зажиточных домах готовую пасху украшали тертым шоколадом и фигурками из цукатов. Вокруг нее на блюдо принято было выкладывать крашеные яйца: в пасхальной традиции они символизировали вечную жизнь.
Пасха, или Воскресение Христово, считается главным и самым древним праздником у христиан всех ветвей. Народные гулянья по этому случаю начинались прямо в церковном дворе, сразу после торжественного богослужения, и продолжались в разных губерниях от одного до семи дней. В это время принято было обмениваться крашеными яйцами и приветствовать друг друга фразами «Христос Воскресе» и «Воистину Воскресе». Только на Пасху всем желающим разрешали звонить в церковные колокола.
Пасочницу из коллекции Архиерейского дома собрали из четырех гладких дощечек, плотно пригнанных друг к другу. Соединяются они при помощи специальных замков-пазов. На внутренней поверхности вырезан неглубокий узор. На одной стороне изображены крест, копье и губка, с которой в библейском предании поили распятого Христа. На трех других повторяется церковнославянская надпись: «Воистину Христос Воскресе». Мастер вырезал буквы в зеркальном отражении, чтобы на готовой пасхе текст отпечатался правильно. Узоры на деревянной поверхности со временем слегка сгладились.
Кроме изображений креста и надписей «Христос Воскресе», на пасочницах вырезали и другие рисунки: голубей, ангелов, виноградные лозы, силуэты храмов, церковные купола.
Пасху традиционно готовили из творога, сметаны, сахара и яичных желтков. Их смешивали до однородной массы, затем добавляли изюм, орехи или цукаты. Форму заполняли готовой смесью и оставляли ее на ночь в прохладном месте, чтобы пасха застыла. Потом блюдо переставляли на большую тарелку, а детали формы снимали. В зажиточных домах готовую пасху украшали тертым шоколадом и фигурками из цукатов. Вокруг нее на блюдо принято было выкладывать крашеные яйца: в пасхальной традиции они символизировали вечную жизнь.
Пасха, или Воскресение Христово, считается главным и самым древним праздником у христиан всех ветвей. Народные гулянья по этому случаю начинались прямо в церковном дворе, сразу после торжественного богослужения, и продолжались в разных губерниях от одного до семи дней. В это время принято было обмениваться крашеными яйцами и приветствовать друг друга фразами «Христос Воскресе» и «Воистину Воскресе». Только на Пасху всем желающим разрешали звонить в церковные колокола.
#13
Полное наименование предмета: Форма деревянная для приготовления пасхального сыра
Дата создания: конец XIX — начало ХХ века
Техника: резьба
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 37×31,5×21,5 см
Номер в Госкаталоге: 4159698
Дата создания: конец XIX — начало ХХ века
Техника: резьба
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 37×31,5×21,5 см
Номер в Госкаталоге: 4159698
#14
Кадильница с деревянной ручкой
#21
Кадильница с деревянной ручкой
#16
Во время большинства богослужений в православных храмах принято использовать кадильницу. Это специальный металлический сосуд, в котором разжигают уголь с благовонной смолой — ладаном. Хранят принадлежности для окуривания в специальной кадильной нише, благовония сжигают с обязательной молитвой.
Кадильница из фондов Тобольского музея-заповедника внешне напоминает небольшой ковш или чашу с длинной деревянной ручкой. Основная часть — тулово округлой формы — выполнена из желтого металла, состоит из двух частей. Верхняя половина откидная, с небольшими круглыми отверстиями, через которые поступает воздух и выходит дым. Украшена она тонкими прорезными ободками. Верхняя и нижняя части соединяются шарниром.
Ручная кадильница считалась более простым приспособлением, чем подвесная чаша с крышкой на цепочке. Вариантом на длинной ручке пользовались чаще всего в монашеских кельях или окуривали иконы дома. При этом кадильницей чертили в воздухе крест — как будто осеняли им образа.
Чаще всего ручные кадильницы изготавливали из металла — меди или бронзы. Ручку снабжали деревянной накладкой, чтобы она меньше нагревалась от углей и горячего дыма. Самые простые модели создавали из глины или камня. Подобные кадильницы и сейчас используют в греческих православных церквях — там их называют кацеями. В России они сохранились у старообрядцев-беспоповцев, которые совершают службы без духовенства. Иногда такие кадильницы устанавливают над иконостасом в качестве курильниц для ладана, и угли в них тлеют постоянно.
В современном богослужебном каноне выделяют два вида каждения: большое и малое. Во время полного обряда ладаном окуривают весь храм. Этот вариант обращен к молящимся и символизирует благодать Святого Духа, которая, как считается, сходит на них во время службы. Малое каждение предназначено для Бога и проводится только в алтаре и у иконостаса, где хранятся церковные святыни. При этом сами угли в кадильнице символизируют человеческую природу Христа, огонь — его божественную сущность, а ароматный ладан — молитву, которая возносится к небесам. В ответ на каждение прихожане обязательно кланяются.
Кадильница из фондов Тобольского музея-заповедника внешне напоминает небольшой ковш или чашу с длинной деревянной ручкой. Основная часть — тулово округлой формы — выполнена из желтого металла, состоит из двух частей. Верхняя половина откидная, с небольшими круглыми отверстиями, через которые поступает воздух и выходит дым. Украшена она тонкими прорезными ободками. Верхняя и нижняя части соединяются шарниром.
Ручная кадильница считалась более простым приспособлением, чем подвесная чаша с крышкой на цепочке. Вариантом на длинной ручке пользовались чаще всего в монашеских кельях или окуривали иконы дома. При этом кадильницей чертили в воздухе крест — как будто осеняли им образа.
Чаще всего ручные кадильницы изготавливали из металла — меди или бронзы. Ручку снабжали деревянной накладкой, чтобы она меньше нагревалась от углей и горячего дыма. Самые простые модели создавали из глины или камня. Подобные кадильницы и сейчас используют в греческих православных церквях — там их называют кацеями. В России они сохранились у старообрядцев-беспоповцев, которые совершают службы без духовенства. Иногда такие кадильницы устанавливают над иконостасом в качестве курильниц для ладана, и угли в них тлеют постоянно.
В современном богослужебном каноне выделяют два вида каждения: большое и малое. Во время полного обряда ладаном окуривают весь храм. Этот вариант обращен к молящимся и символизирует благодать Святого Духа, которая, как считается, сходит на них во время службы. Малое каждение предназначено для Бога и проводится только в алтаре и у иконостаса, где хранятся церковные святыни. При этом сами угли в кадильнице символизируют человеческую природу Христа, огонь — его божественную сущность, а ароматный ладан — молитву, которая возносится к небесам. В ответ на каждение прихожане обязательно кланяются.
#17
Полное наименование предмета: Кадильница с деревянной ручкой
Дата создания: начало XX века
Техника: литье, штамповка
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 20,5×7,7×6,5 см
Номер в Госкаталоге: 8159687
Дата создания: начало XX века
Техника: литье, штамповка
Место создания: Россия
Владелец коллекции: Архиерейский дом
Размеры: 20,5×7,7×6,5 см
Номер в Госкаталоге: 8159687
#22
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Святцы, посох, форма для сыра, кадильница
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться