Святитель Николай Чудотворец
Время создания
вторая половина XV века
Место создания
Тверь
Размер
66x45,5 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
4
Открыть в приложении#1
#2
В Смоленской церкви села Георгиевского в Бежецком районе было найдено большое число икон разного времени, среди которых оказался образ святителя Николая Чудотворца XV века. Неизвестно, была ли эта икона перенесена в сельский храм из другого места или вложена в церковь каким-то важным лицом. Высказывалось предположение, что образ ранее находился в Никольском Антониевом Краснохолмском монастыре. Однако село Георгиевское расположено слишком далеко от этой обители.
Икона выделяется редким колористическим решением: ярко-голубая фелонь (облачение святителя) сочетается с желтым фоном и розовым нимбом, покрытым растительным орнаментом. Нимбы изображенных в верхних углах Христа и Богоматери голубые. В иконе нашли отражение различные художественные традиции. В ней можно увидеть приемы новгородских мастеров, в частности орнамент, состоящий из изогнутого стебля с крупными листьями. Но особенности лика с глубокими морщинами и крупными глазами, с как бы застывшим напряженным взглядом находят аналогии в тверских произведениях. Цветные нимбы связаны с сербским искусством, оказавшим влияние на тверскую иконопись в XIV — первой половине XV века. В иконе есть немало архаических черт, что может указывать на повторение какого-то более раннего почитаемого образца.
Эти особенности делают образ Николы самобытным и важным для истории древнерусской живописи, несмотря на его неполную сохранность. На одеждах и руках святителя в значительной степени сохранены слои поздних поновлений. «Чинившие» образ иконописцы XVIII–XIX веков повторяли только его композицию, полностью меняя художественное решение. При одном из поновлений облачение святого стало зеленым, с прихотливыми барочными складками. С правой стороны оставлен фрагмент записи другого времени — одеяние святителя здесь украшено четырехконечными крестами. Руки прописаны в упрощенной, ремесленной технике светотеневой живописи. Реставрацию иконы еще предстоит окончить.
Икона выделяется редким колористическим решением: ярко-голубая фелонь (облачение святителя) сочетается с желтым фоном и розовым нимбом, покрытым растительным орнаментом. Нимбы изображенных в верхних углах Христа и Богоматери голубые. В иконе нашли отражение различные художественные традиции. В ней можно увидеть приемы новгородских мастеров, в частности орнамент, состоящий из изогнутого стебля с крупными листьями. Но особенности лика с глубокими морщинами и крупными глазами, с как бы застывшим напряженным взглядом находят аналогии в тверских произведениях. Цветные нимбы связаны с сербским искусством, оказавшим влияние на тверскую иконопись в XIV — первой половине XV века. В иконе есть немало архаических черт, что может указывать на повторение какого-то более раннего почитаемого образца.
Эти особенности делают образ Николы самобытным и важным для истории древнерусской живописи, несмотря на его неполную сохранность. На одеждах и руках святителя в значительной степени сохранены слои поздних поновлений. «Чинившие» образ иконописцы XVIII–XIX веков повторяли только его композицию, полностью меняя художественное решение. При одном из поновлений облачение святого стало зеленым, с прихотливыми барочными складками. С правой стороны оставлен фрагмент записи другого времени — одеяние святителя здесь украшено четырехконечными крестами. Руки прописаны в упрощенной, ремесленной технике светотеневой живописи. Реставрацию иконы еще предстоит окончить.
читать дальшескрыть
Святитель Николай Чудотворец
Время создания
вторая половина XV века
Место создания
Тверь
Размер
66x45,5 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
4

Открыть в приложении
Поделиться