Святой Николай архиепископ Мирликийский
Время создания
середина – третья четверть XIV века
Место создания
Ростов (Поонежские земли)
Размер
53x27,3x1,5 см
Техника
дерево (хвойная порода), доска цельная, выгнутая, без шпонок, оборот грубо обработан скобелем, нижнее поле опилено на 2–3 см, края подтесаны; без ковчега, очень тонкий левкас, темпера
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#10
#1
Данная икона изображает благословляющего Николая Мирликийского или Николая Чудотворца с Евангелием в руке. Такая иконография сложилась в византийском искусстве в X–XI вв. и получила широкое распространение в древнерусском искусстве. Однако, на Руси XIV в., чаще встречался другой тип изображения — Николай-оранта, то есть образ с воздетыми в молитве руками. Здесь же мы видим святителя, который держит перед собой закрытое Евангелие, а другой рукой благословляет. Этот иконографический тип восходит к более древним образцам.
Примечательно, что Николай облачен не в торжественные епископские одежды, а в более скромное, похожее на монашеское облачение — темно-коричневую мантию и темно-синий подризник. Именно во второй половине XIV столетия в изображениях святого Николая все настойчивее проявляются монашеские черты, они напоминают о духовных идеалах эпохи святого Сергия Радонежского. Сходный по иконографии образ можно увидеть на иконе «Богоматерь Великая Панагия со святыми Николаем и Георгием» в Государственной Третьяковской галерее.
#2
Изображение святого Сергия Радонежского на покрове, 1420-е годы/Богоматерь Великая Панагия со святыми Николаем и Георгием, конец XV в., ГТГ.
Источник: https://www.icon-art.info/
#8
Происхождение
#3
Икона была обнаружена в 1966 году в небольшой деревянной часовне деревни Кялованьга на реке Онега коллекционером и художником Юрием Ершовым. По его свидетельствам известно, что икона находилась рядом с двумя другими образами — архангелов Михаила и Гавриила. Судя по стилистическим признакам эти образы принадлежали к одному ансамблю. Этот комплекс представлял собой уникальный пример алтарной преграды небольшой деревянной церкви отдаленного русского севера, такие преграды появились задолго до высокий развитых иконостасов.
#9
Стиль
#6
Художественные особенности памятника позволяют связывать его живопись с ростовскими традициями Северо-Восточной Руси середины — третьей четверти XIV в. С ними икону сближают выразительно-одухотворенный образ святого, изысканность тонкой фигуры, деликатность и изящность жестов. Также характерен для ростовской живописи колорит — коричневая краска, синий лазурит, розовато-жёлтая охра и неяркая киноварь. Интересно обратить внимание на декоративные элементы одежд в виде многочисленных «камней» и «жемчуга». К особенностям живописи можно отнести белый фон с заметным желтоватым оттенком, а самым необычным является позём с коричневыми, киноварными и синими «прожилками».
читать дальшескрыть
Святой Николай архиепископ Мирликийский
Время создания
середина – третья четверть XIV века
Место создания
Ростов (Поонежские земли)
Размер
53x27,3x1,5 см
Техника
дерево (хвойная порода), доска цельная, выгнутая, без шпонок, оборот грубо обработан скобелем, нижнее поле опилено на 2–3 см, края подтесаны; без ковчега, очень тонкий левкас, темпера
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться