Первые тарелки человек изобрел еще в период неолита, правда, походили они скорее на миски: у них было неустойчивое дно и неровные бортики. Заметив, что запекаемые в печи предметы становятся жестче и прочнее, для защиты от механических повреждений стали запекать в печи и тарелки. Древнегреческие и древнеримские мастера практически одновременно изобрели пигмент, который в сочетании со смолой образовывал удивительное вещество с необычной по тем временам консистенцией. Им решили покрасить глиняные тарелки перед отправкой в печь, и так на свет появилась керамика. Позже керамическую посуду стали украшать рисунками: изображали фигурки людей и животных, наносили растительные мотивы.
В начале XIV века мир узнал о фарфоре из Китая — тонкой, почти прозрачной, крепкой посуде. Сами китайцы использовали фарфор с 600-х годов нашей эры. В Европе фарфоровая посуда была дорогостоящим удовольствием, доступным только аристократии, поэтому ее использовали только как предмет интерьера. Тарелки продолжали оставаться предметом декоративным. Лишь изредка, во времена самых важных и значительных торжеств, их использовали для подачи главных и дорогих блюд. Постепенное удешевление материалов для изготовления тарелок способствовало их повсеместному распространению.
Декоративная жизнь тарелки получила развитие в конце XIX столетия, когда в моду вошло коллекционирование. Очень быстро их стали использовать и в качестве сувениров. На изображениях появлялись разнообразные популярные виды и шедевры искусства.
Некоторое время назад в музее раздался звонок из Архангельска. Сбивчиво и эмоционально коллекционер рассказал об интересной находке — небольшой декоративной тарелке с видами Кранца. Завязался диалог, были высланы фотографии. Через две недели томительного и нетерпеливого ожидания музей пополнился новым экспонатом. Как сувенирная тарелочка с известными видами Кранца оказалась на севере страны? Все просто. Постановление Госкомитета обороны позволяло военнослужащим действующей армии раз в месяц отправлять посылки установленного веса. Так тарелка попала в Архангельск и долгие годы украшала интерьер местной жительницы, получившей в конце войны весточку от родного человека.