Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Романовы. Ольденбургские. История отношений»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#2
Тарелки с портретами, медали
#12

Тарелка сувенирная с портретом императора Николая II в центре

#3
#4
Ограниченный выпуск тарелок был приурочен к монаршему визиту императора Николая II и императрицы Александры Федоровны во Францию в 1896 году. На рубеже XIX–XX веков произведения с портретами императорской четы лидировали в перечне сувенирной продукции, которую выпускали многие французские компании.

Тарелки, которые представлены в экспозиции Дворцового комплекса Ольденбургских, выпущены на заводе Sarreguemines, который находится в Лотарингии, на северо-востоке Франции. Саргеминский фаянс был знаменит с 1790-х годов, когда три страсбургских торговца табаком — Жозеф Фабри и два брата Жакоби, Августин и Никола-Анри — построили гончарный завод в городе Саргемин, расположенном на левом берегу реки Саар. На рубеже XIX–XX веков компания Sarreguemines считалась одним из крупнейших производителей фаянса в Европе. На ее заводах, которые находились в разных городах, трудилось более 3000 человек.

Основой для декора памятных тарелок стали снимки фотографа Анаклета Пазетти. В апреле 1882 года совместно с Степаном Соловьевым он открыл фотоателье на Невском проспекте. Практически сразу после открытия, в июне 1882 года, мастерскую Соловьева и Пазетти почтила вниманием вдовствующая императрица Мария Федоровна. Впоследствии фотограф не раз был удостоен чести выполнить заказы как для самой императорской четы, так и для других членов монаршей фамилии. Он снимал августейших особ в своей мастерской на Невском проспекте, в Зимнем Дворце и в Царском селе. В 1896 году за портреты императора и его супруги Анаклет Пазетти получил бронзовую медаль на Всероссийской выставке Русского фотографического общества в Москве.

Семья императора Николая II часто пользовалась услугами Анаклета Пазетти. Он был настоящим художником, мог создавать обстановку непринужденности, благодаря чему снимки получались лиричными и естественными. Работа с императрицей оказалась для Пазетти эффективной рекламой, которая на долгие годы прославила его фотоателье. Кроме августейших особ, у Пазетти очень любили фотографироваться знаменитые писатели, художники, музыканты и иные деятели того времени.
#5
Полное наименование: Тарелка сувенирная с портретом императора Николая II в центре
Автор: Пазетти Анаклет
Дата создания: 1896 год
Размеры: Диаметр — 21,5 см
Правообладатель изображений: АУК ВО ИКЦ «Дворцовый комплекс Ольденбургских»
Коллекция: АУК ВО ИКЦ «Дворцовый комплекс Ольденбургских»
#13

Тарелка сувенирная с изображением императрицы Александры Федоровны

#6
#7
В 600 году нашей эры мастера Древнего Китая начали создавать изделия, которые отличались высокой прочностью при минимальной тонкости. Так весь мир узнал о фарфоре. Этот материал был исключительным изобретением китайцев, которое они старались всеми силами держать в секрете. Однако в 1300 году китайская фарфоровая посуда стала постепенно появляться в европейских королевских дворцах. Она стоила очень дорого, поэтому чаще всего использовалась не для подачи блюд, а для украшения интерьера. Только с XVII века «тарель» — русские быстро переделали это слово в «тарелка» — стала входить в предмет бытового обихода и с начала XVIII столетия стала просто незаменима в застольях.

Однако декоративная жизнь тарелки на этом не окончилась, а только стала развиваться. В конце XIX века в моду вошло коллекционирование декоративных тарелок. Успехом пользовались предметы сервиза в сине-белой гамме, а также старинные и редкие экземпляры. Тарелями в России награждали верных царских слуг за их особые заслуги. Такую посуду украшали вензелями и ставили в доме на видное место. Со временем памятные тарелки стали выпускать и к разным важным событиям.

Ограниченный выпуск тарелок был приурочен к монаршему визиту императора Николая II и его супруги Александры Федоровны во Францию в 1896 году. В то время выпускали множество товаров в русском или псевдорусском стиле: мыло «Le Tsar», конфеты с русским гербом или флагом, посуду с царскими портретами, игрушки в виде русского медведя, а также государя, государыни и даже великой княжны Ольги. Царя изображали масленичные «прыгающие чертики», известная игрушка «мужик и медведь» превратилась в царя и Феликса Фора. Модой воспользовалась реклама: «пилюли Пинк» рекомендовались, чтобы сохранить здоровье для дней приезда царя; а на оборотах его портретов, которые бесплатно раздавали на улицах, печатали объявления сапожников и перчаточников.

Подобные тарелки выставлены в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге и музея Метрополитен в Нью-Йорке. Тарелки представлены и в каталоге сувениров к визиту императора Николая II во Францию, который вышел в 1897 году.
#8
Полное наименование: Тарелка сувенирная с изображением императрицы Александры Федоровны
Автор: Пассети Анаклет Альфред
Дата создания: 1896 год
Размеры: Диаметр — 21,5 см
Коллекция: АУК ВО ИКЦ «Дворцовый комплекс Ольденбургских»
Правообладатель изображений: АУК ВО ИКЦ «Дворцовый комплекс Ольденбургских»
#14

В память 300-летия царствования Дома Романовых. Медаль

#9
#10
Император Николай II учредил медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых» 21 февраля 1913 года.

На ее лицевой стороне были изображены портреты царя Михаила Федоровича — основателя монаршей династии — и правящего императора, самого Николая II. На оборотной стороне расположилась надпись: «Въ память 300-льтия царствованiя Дома Романовых 1613–1913».

Медаль предназначалась для лиц, которые принимали участие в организации торжеств по случаю 300-летнего юбилея династии Романовых. По факту право ношения медали предоставлялось широкому кругу людей, но для этого ее обязательно требовалось купить. Бесплатно ее вручали только определенным категориям граждан: тем, кто на момент празднования состоял на государственной службе в военном, морском, гражданском или придворном ведомстве, членам Государственного совета или Государственной думы Российской империи, священнослужителям и духовным лицам всех религий, чиновникам морского и гражданского ведомств в отставке, имевшим право носить мундир, учителям и воспитателям обоего пола в всех государственных высших, средних и низших учебных заведениях, артистам императорских театров, сестрам милосердия Российского общества Красного Креста, волостным старшинам, председателям волостных судов, сельским старостам, лицам, награжденным знаком отличия Военного ордена, всем лицам, активно участвовавшим в подготовке и организации празднования юбилея или принимавшим участие в самих торжествах, мастеровым, медальерам и рабочим, которые изготавливали медали на монетном дворе.

Основной тираж медали — более 1 500 000 экземпляров — выпустили на Санкт-Петербургском монетном дворе. Всего же к 26 июня 1914 года в монетный двор поступило не менее двух миллионов заказов на изготовление медалей.

Автором проекта медали стал Антон Васютинский. Барельеф на ее лицевой стороне создал скульптор Михаил Керзин. Подобные медали могли выпускать и частные мастерские. Их продукция иногда значительно отличалась деталями изображения. Чаще всего медали в частных мастерских изготавливали из серебра, иногда позолоченного, реже — из золота. Кроме того, известны фрачные варианты медали, диаметром примерно 15–16 миллиметров.
#11
Полное наименование: В память 300-летия царствования Дома Романовых. Медаль
Автор: проект медали — Васютинский Антон Фёдорович, барельеф на аверсе — Керзин Михаил Аркадьевич
Дата создания: 1913 год
Техника: чеканка
Размеры: 3,5×2,8 см
Правообладатель изображений: АУК ВО ИКЦ «Дворцовый комплекс Ольденбургских»
Коллекция: АУК ВО ИКЦ «Дворцовый комплекс Ольденбургских»
№ Госкаталога: 11143925
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Тарелки с портретами, медаль

5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%