Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Подсвечники, Фотография, Тетрадь
#10
Подсвечники
#19
Последняя комната музея посвящена петербургскому периоду жизни Дмитрия Мамина-Сибиряка. Среди экспонатов можно увидеть два деревянных подсвечника. Их сделала дочь писателя Елена Мамина вместе с братом своей мачехи Владимиром Гувале.

Подставки под свечи хранились в квартире Маминых в Санкт-Петербурге. В 1978 году племянница писателя Наталья Удинцева передала их в коллекцию дома-музея в Екатеринбурге.

Подсвечники изготовлены из карельской березы, древесины светло-коричневого цвета. Форму предметов образуют четыре шара: три их них составляют основание, а четвертый размещен сверху. К нему прикреплена длинная вытянутая подставка, на которой закрепляли свечу.

Елена Мамина родилась 21 марта 1892 года. Ее отец, Дмитрий Мамин-Сибиряк, познакомился с будущей женой, актрисой Марией Абрамовой, в Екатеринбурге — она приехала на гастроли с театром. Писатель долго ухаживал за возлюбленной и провожал ее домой после спектаклей.

Семья Мамина-Сибиряка была против романа. Однако через год писатель уехал за Абрамовой в Петербург. Еще через год у них появилась дочь Елена, которую дома ласково называли Аленушкой.

Мария Абрамова умерла вскоре после родов, и Мамин-Сибиряк стал отцом-одиночкой. Спустя несколько дней после трагедии он писал о дочери:
#20
Буду жить для этого маленького существа, буду работать для него и буду им счастлив». После рождения дочери Мамин-Сибиряк начал писать детские произведения. Он посвятил ей «Светлячки» и «Аленушкины сказки.
#9
Елена Мамина росла болезненным ребенком, и со временем у нее начали проявляться признаки нервной болезни. Она могла ходить только за руку с сопровождающим, поэтому училась из дома и редко путешествовала.

Племянник писателя Борис Удинцев вспоминал: «Лена была нервная, издерганная, но любила ходить в церковь». Большую часть времени Елена Мамина проводила дома и избегала общества.

Несмотря на это, она росла творческим ребенком: писала стихи, играла на рояле и рисовала. Также Елена Мамина собирала портреты и открытки с автографами известных писателей, которые приезжали к ним в дом.

Дочь Мамина-Сибиряка умерла в сентябре 1914 года, в возрасте 22 лет. Ее похоронили с отцом на кладбище Александро-Невской лавры.
#3
Полное наименование: Подсвечники. Личная вещь Елены Дмитриевны Маминой
Автор: Елена Дмитриевна Мамина, Владимир Францевич Гувале
Дата создания: конец XIX — начало ХХ века
Техника: дерево; точение, склеивание
Размеры: 16×9×9 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Санкт-Петербург
#11
Рамка с фотографией Е.Д. Маминой
#12
В комнате, посвященной петербургскому периоду жизни Дмитрия Мамина-Сибиряка, стоит резная деревянная рамка. Ее привез из Маньчжурии театральный режиссер и драматург Владимир Немирович-Данченко. Он подарил рамку Мамину-Сибиряку, который увлекался восточной культурой.

Внутри рамки –– портрет 19-летней Елены Маминой, дочери писателя. Экспонат передал в коллекцию дома-музея племянник Мамина-Сибиряка Борис Удинцев.

Четырехугольная рамка выполнена из ореха и украшена резными элементами. В верхней части расположен сюжетный рисунок, который изображает четырех экзотических птиц: две из них сидят у кормушки, а две другие летят в небе. Рядом находится ветка дерева. Выступ сверху венчает половина цветка.

По бокам верхней части вырезаны два фазана, под ними –– два дракона и два козла. Рядом изображены фантастические рыбы. В центре располагается еще одна прямоугольная рамка, которая выделена растительным орнаментом и резьбой в форме чешуек.

Елена Мамина была болезненным ребенком и первое время училась дома. В 1908 году ее отдали в восьмой класс петербургской гимназии. Одноклассники знали ее как дочь Мамина-Сибиряка.
#13
На следующее утро в класс вошла высокая худенькая девушка. У нас была форма –– голубые передники, а она была в английской блузке и черной юбке (передника она так никогда и не носила). Небольшие косы были заколоты вокруг головы. Личико у нее было чуть-чуть детское, с нежным румянцем, черты лица правильные. Она была бы хорошенькой, если бы ее не портил всегда открытый рот. Походка была неровная –– одну ногу она немного волочила, а рука с той же стороны висела вдоль тела и чуть-чуть дрожала.
Соученица Аленушки Екатерина Чехова вспоминала ее первый день в школе
#14
С детства Елена Мамина увлекалась творчеством: играла на рояле, сочиняла стихи и рисовала. В коллекции дома-музея хранится ее акварель «Дачный дворик в Павловске», а также тетрадь, куда она записывала свою поэзию.

Елена Мамина умерла в возрасте 22 лет, в 1914 году. Вместе с мачехой Ольгой Гувале она оставила завещание:
#15
Недвижимое имение <…> по Пушкинской улице № 27, мы завещаем городу Екатеринбургу. По возможности в завещанном доме или в доме, который на его месте будет построен, создать «музей Мамина-Сибиряка».
#5
Полное наименование: Рамка с фотографией Елены Дмитриевны Маминой (Аленушки)
Дата создания: XIX век
Техника: орех, резьба, фотобумага, фотопечать
Место создания: Маньчжурия
Размеры: 26,5×17 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
#16
Тетрадь со стихотворениями Е.Д. Маминой
#17
В комнате, посвященной жизни писателя в Петербурге, хранится тетрадь со стихотворениями Елены Маминой. Она находится под специальным стеклянным куполом.

Бумажная обложка экспоната выцвела, поэтому голубой цвет превратился в грязно-серый. По центру в восьмиугольной рамочке расположено слово «Стихи», а ниже — тоже в рамочке — подпись: «Е. Мамина». Они написаны рукой автора.

Елена Мамина была единственным ребенком Дмитрия Мамина-Сибиряка. Она родилась, когда писателю исполнилось 40 лет. Дома девочку ласково звали Аленушкой, а отец говорил о ней, как об «этой капельке».

Елена Мамина росла творческим ребенком. Одна рисовала акварели, одна из которых хранится в фондах Объединенного музея писателей Урала. Рисунок «Дачный дворик в Павловске», созданный в начале ХХ века, представлен в экспозиции дома-музея.

Также Мамина писала стихотворения — исследователи отмечали оригинальный язык ее произведений. Внутри все листы тетради исписаны, но почерк разобрать нелегко. Из-за проблем со здоровьем ей было сложно контролировать движения, поэтому она даже ходила только за руку с сопровождающим. Специалистам пришлось долго расшифровывать текст, чтобы прочесть стихи и изучить ее поэтический стиль.

Поэзия Елены Маминой обладала чертами глубокой рефлексии: лирическая героиня непрерывно, мучительно искала способы преодолеть душевные страдания, чтобы обрести свет и смысл жизни. По воспоминаниям, дочь писателя ценила поэзию Сергея Надсона, томик его стихов был ее настольной книгой. Его пессимистические произведения во многом носили автобиографический характер, их называли «мятежным, чистым страданьем». Дочь Дмитрия Мамина-Сибиряка в своем творчестве во многом подражала Надсону.

Во одно из самых известных стихотворений Елены Маминой из тетради:
#18
Осень пришла и фатой золотою
Тихо покрыла деревья, кусты.
Первый морозец с подругой вьюгою
Брызнул румянцем на клена листы.
Желтые листья на ветках качаются,
Желтые листья шумят под ногой,
Желтые листья с землею прощаются,
Скоро они отойдут на покой.
Лето прошло, и осеннее, светлое
Небо глядится в заплаканный пруд.
Кончилось лето, с думой заветною
Листья простятся и тихо уйдут.
Скоро зима, как невеста вся белая,
С неба на землю по тучкам сойдет,
Тихо покроет листы сиротелые,
След их вьюгой заметет.
#7
Полное наименование: Тетрадь со стихотворениями Елены Дмитриевны Маминой (Аленушки)
Автор: Елена Дмитриевна Мамина
Дата создания: начало 1910-х годов
Техника: бумага, тушь, автограф
Размеры: 17,7×22 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Санкт-Петербург
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%