Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Плетка, Кувшинчик, Туесок, Кокосовая чаша
#15
Плетка
#16
Плетку из коллекции дома-музея подарил Дмитрию Мамину-Сибиряку театральный режиссер и драматург Владимир Немирович-Данченко. В 1904–1905 годах он служил военным корреспондентом в Маньчжурии, на востоке современного Китая, и привез оттуда сувениры для писателя.

До 1916 года плетка хранилась в Уральском обществе любителей естествознания. Туда ее передала последняя супруга писателя Ольга Гувале. Позже коллекция стала частью Свердловского областного краеведческого музея. В 1946 году экспонат передали в только что открывшийся дом-музей Мамина-Сибиряка.

Плеть состоит из хлыста и металлической ручки длиной 36 сантиметров. Она украшена накладками с изображением дракона и двумя плетеными кожаными полосками красного и зеленого цвета. Навершие ручки выполнено в форме шара. На ее конце проделано отверстие для ремня, с его помощью плеть можно было носить на руке.

Хлыст длиной 53 сантиметра представляет собой тонкие полоски светлой кожи, которые сплетены между собой и завязаны узлом на конце. На Востоке плетка считалась холодным оружием, которое использовали военные. С ее помощью они наносили хлесткие удары противнику.

Кроме плетки, Немирович-Данченко привез писателю резную рамку для фотографий, кувшинчик для благовоний с фигурой божка и очки в чехле — эти предметы сейчас также хранятся в коллекции дома-музея.

На рубеже XIX–XX веков Дмитрий Мамин-Сибиряк увлекался восточной культурой и мифологией, поэтому с восторгом принял подарки. В 1898 году он написал свои «восточные легенды», цикл из пяти текстов: «Майя», «Баймаган», «Лебедь Хантыгая», «Слезы царицы», «Сказание о сибирском хане Кучуме». Их объединяет тема любви.

В то время у Мамина-Сибиряка был страстный роман с драматической актрисой Марией Абрамовой.
#17
Разве страстная любовь не делает человека более сильным, решительным, уверенным в себе, готовым на борьбу за свои убеждения, особенно если их разделяет любимая женщина.
Писал Дмитрий Мамин-Сибиряк
#19
Эти чувства писатель соединил в своих произведениях с образами и символами из киргизских, тюркских и татарских легенд.
#3
Полное наименование: Плетка
Дата создания: XVIII век
Техника: кожа, нить, металл; плетение, чеканка, пайка
Место создания: Маньчжурия
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Размеры: длина ручки — 36,3 см; длина хлыста — 53 см
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
#20
Кувшинчик для благовоний
#21
Кувшинчик для благовоний принадлежал Дмитрию Мамину-Сибиряку и теперь представлен в доме-музее, в комнате, посвященной петербургскому периоду его жизни. Писатель получил изделие в подарок от театрального режиссера Владимира Немировича-Данченко.

Экспонат хранился у жены Мамина-Сибиряка, Ольги Гувале. В 1916 году она передала его Уральскому обществу любителей естествознания. Позже его коллекция стала частью Свердловского областного краеведческого музея. Оттуда в 1946 году кувшинчик попал в дом-музей писателя.

Изделие выполнено из голубого фарфора, расписано краской и сверху покрыто глазурью. Вместо ручки мастер поместил фигуру божка.

Он представляет собой взрослого мужчину с черным пучком волос, оттянутыми мочками ушей и длинной бородой.

Божок одет в голубой халат с орнаментом в виде желтых спиралей, а на ногах у него — позолоченные туфельки. Правые рука и нога фигуры утрачены, а левой рукой он держится за горлышко кувшина.

Тулово кувшина украшено изображением зеленых рыб, бабочки и черного жука. Между собой эти элементы разделены цветущей веткой вишни, которая проходит от дна до края горлышка.

Украшения кувшинчика были наделены смыслом. В восточной мифологии, рыбы зеленого цвета символизировали изобилие, бабочки — любвеобилие и страсть, а цветки вишни — удачу.

Вместе с кувшинчиком Дмитрий Мамин-Сибиряк получил и другие подарки от Немировича-Данченко, в том числе очки в чехле и рамку для фотографий. Они также хранятся в коллекции дома-музея.

В XIX веке русские писатели серьезно увлекались ориентализмом — восточной культурой, мифологией и фольклором. Они обращались к мотивам, сюжетам и персонажам из литературы Востока.

Дмитрия Мамина-Сибиряка тоже интересовал ориентальный мир. В 1880–1890-х годах он написал «Восточные легенды» — цикл текстов, который посвящен народным героям и легендам. В него вошло пять произведений: «Майя», «Баймаган», «Лебедь Хантыгая», «Слезы царицы» и «Сказание о сибирском хане Кучуме». В качестве источников он использовал предания и притчи разных народов, которые населяли Российскую империю: тюрков, татар, киргизов и других.
#5
Полное наименование: Кувшинчик для благовоний. Личная вещь Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка
Дата создания: XIX век
Техника: фарфор, роспись подглазурная
Размеры: 20,7×11,5×10 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Китай
#22
Туесок из бересты (Табакерка)
#23
В коллекции музея хранится туесок –– небольшой контейнер из бересты. В нем Дмитрий Мамин-Сибиряк хранил табак. Писатель много курил и собрал коллекцию из 12 курительных трубок –– одна из них представлена в экспозиции.

Исследователи предполагают, что слово «туес» произошло от финно-угорского слова «туй», которое обозначало дорогу. Мамин-Сибиряк увлекался историей Урала, поэтому часто ездил в археологические, геологические и этнографические экспедиции. Чтобы табак не намок в полевых условиях, он перевозил его в подобных туесках и коробочках.

Туеса изготавливали вручную из капа –– цельного куска берестяной коры. Верхние и нижние края загибали, формируя чашу. После этого мастер сверху надевал наружный слой бересты, который называли «рубашкой». Емкость богато украшали декоративными элементами в технике тиснения, вышивки или прорези.

На Руси берестяные туесы различали по размеру и назначению: существовали как небольшие коробочки, размером с ладонь, так и вместительные контейнеры высотой 20–30 сантиметров. В избах в них хранили сыпучие и жидкие продукты: сахар, соль, муку, квас или чай.

Туески часто брали с собой на охоту или добычу золота и горной породы: дома их наполняли молоком, творогом, соленой рыбой или грибами. Из-за многослойного корпуса сосуд хорошо сохранял температуру, а продукты в нем долго оставались свежими. Более того, кора березы создавала герметичную среду без бактерий, потому даже намокший туесок не начинал гнить.

Табакерки из бересты часто использовали во время поездок. Экземпляр из коллекции дома-музея имеет овальную форму и компактный размер: 5,5 сантиметра в длину и 7,5 сантиметра в ширину. Он легко помещался в карман брюк или пиджака.

Чтобы табак не выпадал из туеса, сверху надевали съемную деревянную крышку с петелькой для пальца. По нижнему краю табакерки через каждые 1–1,5 сантиметра вбиты деревянные колышки. Они скрепляют части конструкции.

Сейчас туеса практически перестали использовать. Их можно увидеть только в качестве музейных экспонатов.
#9
Полное наименование: Туесок из бересты (Табакерка). Личная вещь Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка
Дата создания: конец XIX века
Техника: береста, дерево; ручная работа
Размеры: 5,5×7,5×4,3 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Китай
#24
Кокосовая чаша
#25
Старинный кокосовый кубок, представленный в музее, — это копия изделия XVIII века. Она была выполнена на столетие позже, в XIX веке. Тогда, в эпоху «историзма», предметы, стилизованные под старину, пользовались особой популярностью.

На Руси кокосы называли «индийскими орехами», потому что чаще всего плоды привозили из Индии. Кокосовые кубки появились в России в XVI веке, но производили их не здесь. Изделия экспортировали из Европы. Постепенно, во второй половине XVII века, работать с орехом научились и российские мастера, и начали сами изготавливать чаши. Кубки часто дарили на семейные торжества, юбилеи, а также вручали в качестве награды. Однако сам кокосовый орех по-прежнему оставался редким привозным плодом.

Чаша из коллекции музея принадлежала Дмитрию Мамину-Сибиряку. Сверху кубок покрыт черной краской, его ножки сделаны из меди в форме двух фантастических птиц. Ручка выполнена в той же стилистике, в виде хвоста экзотического животного, и украшена расписным орнаментом. На правом боку экспоната есть небольшая трещина.

Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк коллекционировал необычные вещи и исторические реликвии. Часто он привозил их из путешествий, либо получал в подарок от друзей, которые знали о его увлечении. Кокосовая чаша была частью его собрания.

После смерти Мамина-Сибиряка экспонат остался у его супруги, Ольги Гувале, в замужестве Маминой. Она окончила женский патриотический институт и работала воспитательницей у дочери писателя, Елены Маминой. С 1894 года жила в доме Дмитрия Мамина-Сибиряка. Между ними начался роман, в 1900 году они обвенчались. С тех пор Гувале заменила девочке мать.

В 1916 году жена писателя передала экспонат в Уральское общество любителей естествознания. Позже его коллекция стала частью Свердловского областного краеведческого музея, где кокосовый кубок хранился до 1946 года. Затем его вместе с другими редкостями из собрания Мамина-Сибиряка передали в дом-музей. Сейчас эти предметы хранятся в Петербургской комнате.
#13
Полное наименование: Кокосовая чаша. Личная вещь Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка
Дата создания: XIX век
Техника: медь, кокосовый орех, ковка, резьба, чеканка
Размеры: 10×14×8 см
Коллекция: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Правообладатель изображений: Объединенный музей писателей Урала (ОМПУ)
Место создания: Российская империя
#14
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Плетка, Кувшинчик, Туесок, Кокосовая чаша

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%