Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей Енисея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Лук остяцкий, Стрела, Колчан для стрел

Выставка
2
Открыть в приложении
#1
Лук остяцкий охотничий, Стрела с металлическим наконечником охотничья, Колчан для стрел из шкуры оленя с меховой опушкой, вышитый бисером
#2

Лук остяцкий охотничий

#11
#5
У народов Севера существовало две разновидности лука — простой и сложный. Простой представлял собой гибкое, согнутое в дугу древко, которое вырезали из куска хвойного или лиственного дерева. Концы древка стягивались травяной тетивой. Сложный лук состоял из нескольких деталей, и каждая из них имела свое название: середина древка именовалась рукоятью, концы — пальцами, места соединения деталей — узлами, а длинные упругие части между рукоятью и концами — рогами или плечами. Простой лук обычно был длиннее, но при этом легче сложного.

Экспонат, представленный в музее, относится к простому виду луков. Для его изготовления вырезанное из куска древко вымочили в воде и затем придали ему форму. К концам лука прикрепили тетиву, сделанную из прочной травы. Места соединений закрепили, а лук оклеили тонкими полосками бересты — чтобы не проникала влага. Для оклеивания применяли чаще всего осетровый или щучий клей.

Изготовление сложного лука требовало намного больше времени, ресурсов и мастерства. Спинку делали из прочной смолистой древесины хвойных пород. Заготовки сушили два-три дня, обтесывали топором, придавали им форму планок и выгибали на деревянной дуге. Для сохранения формы их пропитывали кедровой смолой — нагревали над костром и втирали смолу до тех пор, пока она переставала впитываться. Затем планки очищали от лишней смолы, связывали при помощи кедрового корня (сарги) и проклеивали.

Связанные заготовки сушили еще один день, после чего к ним приклеивали пальцы, сделанные из брусков черемухи. Места соединений прочно скрепляли сплошной обмоткой из сухожильных нитей. Весь лук обвязывали саргой и сушили, затем скоблили ножом, оклеивали вываренной в рыбьем клее берестой и снова сушили. Усиливали оружие костяными и роговыми накладками на концы и на рукоять. Иногда лук украшали орнаментом, знаками собственности.

Кетские лук и стрелы для охоты на зверей и птиц славились на Енисейском Севере и были предметом обмена. Для удачной охоты, кроме мастерства и исключительного лука, по поверьям, нужно было носить амулет из шкурки пегой белки. В 1920 году лук как основной вид оружия использовался только в трети кетских хозяйств. Современные способы охоты вытеснили его уже к 1930-му.
#6
Дата создания: XVII–XVIII век
Техника: дерево, клей
Место создания: Енисейский район
Размеры: 177×3 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
#3

Стрела с металлическим наконечником охотничья

#12
#7
Основу охоты кетов — малочисленного коренного народа Красноярского края — в конце XIX века составлял пушной промысел, имевший товарное значение. Не менее важную роль при этом играла добыча крупных копытных животных, лесной и водоплавающей дичи — вместе с рыболовством это было основным источником питания.

Кетский лук славился на всем Енисейском Севере и являлся предметом обмена с окружающими — его ценили за уникальные боевые качества. Кроме того, он дольше, чем у всех остальных северных народов, оставался основным орудием для охоты — с ним ходили на все виды животных и птиц вплоть до 1930-х годов.

Лук склеивали из разных пород дерева — березы, лиственницы и черемухи. Тетиву делали из сухожилий животных или растительных волокон. И лук, и тетиву обклеивали тонкой берестой, чтобы уберечь их от воздействия влаги.

Стрелы длиной от 62 до 80 см бывают с наконечниками трех типов. Для первого типа характерен железный наконечник разной формы и величины — такие стрелы предназначаются для добычи рыб, лисиц, выдр, гусей, гагар. При охоте на уток используют стрелы с копьеобразным концом или маленькой вилой на конце. Стрелы второго типа без железного наконечника и с тупым утолщением, сделанным из кости, пригодны для охоты на белок и глухарей. Третий тип — стрелы с наконечником, внутри которого делается пустое утолщение. При полете она издает свист, похожий на ястребиный, которого так боятся зайцы и утки. За эту особенность ее называют «ястреб-стрела» или «свистун-стрела».

Все стрелы оперяли орлиными перьями — они и определяли направление. Снаряд мог лететь на 120–150 шагов, но на таком расстоянии о попадании в цель не могло быть и речи. Однако, если стрелу запускали в густую стаю птиц, то выстрел обычно бывал успешным. При необходимости кеты смазывали наконечник рыбьим ядом, чтобы даже небольшое ранение добычи сделало охоту эффективной.
Вообще, стрельба из лука — несложная задача, но попадание в цель может вызвать затруднения. Поэтому кеты приучали своих детей к этому виду оружия с малых лет — из ели им делали по собственному маленькому луку.
#8
Дата создания: XIX век
Техника: дерево, металл, перо
Место создания: Енисейский район
Размеры: 70×2 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
#4

Колчан для стрел из шкуры оленя с меховой опушкой, вышитый бисером

#13
#9
Колчан — это специальный футляр для стрел, который в разные времена изготавливали из кожи, дерева, ткани, металла. Многие народы использовали колчан для хранения и переноски стрел, начиная с эпохи неолита. На севере Енисейского уезда жители делали колчаны из оленьих шкур, украшали бусинами, бисером и тканью. Стрелам требовалась хорошая балансировка, кроме того, они должны были быть хорошо высушены и защищены от сырости — поэтому и луки, и стрелы носили в специальных чехлах.

До использования колчана футляром для стрел служил тул — цилиндр для стрел, который носился у пояса и был частью снаряжения пешего лучника (туловца). Однако такой способ ношения стрел не годился для конного лучника, поскольку стрелы из-за тряски во время скачки приходили в негодность и их было трудно доставать для стрельбы на скаку.

Поэтому тул постепенно уступил место заимствованному у тюркских народов колчану — плоский кожаный футляр с дополнительными ребрами или перегородками внутри предотвращал перетряхивание стрел при скачке. Колчан мог иметь отдельные наружные карманы для размещения плети, ножа, кистеня. Иногда на него надевался сверху так называемый тохтуй — чехол для защиты от осадков. Стрелы в колчане помещались оперением вверх, чтобы их было легко доставать.

Во время стрельбы лучник доставал стрелу из колчана правой рукой, подавал наконечником вперед, придерживая древко стрелы пальцами левой руки, сжимающей спинку лука, и проверял качество стрелы (отсутствие стружек, шероховатостей, состояние оперения). Дойдя до ушка стрелы, резким движением накладывал ее на тетиву. Тетиву натягивал до тех пор, пока наконечник стрелы не доходил до большого пальца левой руки. Затем делал выстрел.

С развитием огнестрельного оружия лучники постепенно исчезли из состава армий, а стрельба из лука стала развлечением, а также одним из видов спорта. В 1900 году на летних Олимпийских играх в Париже впервые провели соревнования по стрельбе из лука стрелами на точность или дальность. При этом колчан остался у лучников одним из самых важных аксессуаров.
#10
Дата создания: XVII–XVIII век
Техника: шкура оленя, мех, бисер
Место создания: Енисейский район
Размеры: 71×15 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Лук остяцкий, Стрела, Колчан для стрел

Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%