#1
Корзина багажная плетеная из сорго, Лапти берестяные, Дверная петля, Самовар медный конусообразный, Серп металлический
#2
#18
#7
Сегодня для хранения или транспортировки всевозможных хозяйственных мелочей мы используем короба и контейнеры, сделанные из пластика, металла или бумаги. А наши предки плели сосуды и корзины из корней, ивовых прутьев, травы, камыша. Причем, они делали это задолго до того, как начали изготавливать керамические изделия и ткани.
Впервые плетеные корзины появились около 8,5 тысяч лет назад в Африке и на Среднем Востоке. Об этом свидетельствуют проведенные археологами раскопки в местах нахождения старых цивилизаций. На европейской территории подобные изделия появились значительно позднее. Интересным фактом является то, что за столько времени способ плетения не претерпел коренных изменений.
В древности человеческая жизнь была практически немыслима без плетеных вещей. Колыбели для младенцев свивались из травы, а постель представляла собой циновку из ивовых прутьев. Крыша и стены жилища сооружались из камыша — для повышения их прочности и устойчивости использовалась глина, затвердевающая на солнце. В корзинах из лозы люди хранили самые разные вещи: собранный урожай и семена, пойманную рыбу и дичь, одежду и провизию.
Плетеные корзины устанавливали в усыпальницах для хранения вещей, которые принадлежали умершему и были способны «пригодиться» ему в загробной жизни. Каждое племя по-своему украшало свои изделия — по способу плетения и отдельным характерным элементам дизайна можно было установить принадлежность того или иного предмета определенному семейному клану.
Первопроходцы воздухоплавания прикрепляли плетеные корзины к воздушным шарам. Эта традиция сохранилась до наших времен — аэронавты продолжают использовать подобные конструкции для подъема в небо.
Человек возделывает сорго уже около 5 тысяч лет, и сейчас все его многообразие видов можно условно разделить на 4 вида по принципу использования: зерновое, сахарное, веничное и травянистое. Из зерна получают муку, крупу, крахмал и спирт. Солома идет на изготовление бумаги, картона, плетеных изделий, веников, также ею укрывают крыши домов. Некоторые виды используют для производства красной краски для кожи. Плетеная из сорго корзина, представленная в экспозиции, подходит как для путешествий, перевозки багажа, так и для хранения различных вещей.
Впервые плетеные корзины появились около 8,5 тысяч лет назад в Африке и на Среднем Востоке. Об этом свидетельствуют проведенные археологами раскопки в местах нахождения старых цивилизаций. На европейской территории подобные изделия появились значительно позднее. Интересным фактом является то, что за столько времени способ плетения не претерпел коренных изменений.
В древности человеческая жизнь была практически немыслима без плетеных вещей. Колыбели для младенцев свивались из травы, а постель представляла собой циновку из ивовых прутьев. Крыша и стены жилища сооружались из камыша — для повышения их прочности и устойчивости использовалась глина, затвердевающая на солнце. В корзинах из лозы люди хранили самые разные вещи: собранный урожай и семена, пойманную рыбу и дичь, одежду и провизию.
Плетеные корзины устанавливали в усыпальницах для хранения вещей, которые принадлежали умершему и были способны «пригодиться» ему в загробной жизни. Каждое племя по-своему украшало свои изделия — по способу плетения и отдельным характерным элементам дизайна можно было установить принадлежность того или иного предмета определенному семейному клану.
Первопроходцы воздухоплавания прикрепляли плетеные корзины к воздушным шарам. Эта традиция сохранилась до наших времен — аэронавты продолжают использовать подобные конструкции для подъема в небо.
Человек возделывает сорго уже около 5 тысяч лет, и сейчас все его многообразие видов можно условно разделить на 4 вида по принципу использования: зерновое, сахарное, веничное и травянистое. Из зерна получают муку, крупу, крахмал и спирт. Солома идет на изготовление бумаги, картона, плетеных изделий, веников, также ею укрывают крыши домов. Некоторые виды используют для производства красной краски для кожи. Плетеная из сорго корзина, представленная в экспозиции, подходит как для путешествий, перевозки багажа, так и для хранения различных вещей.
#8
Техника: прутья
Размеры: 45×67×31 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Размеры: 45×67×31 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
#3
Лапти берестяные
#19
#9
Лапти — низкая непрочная обувь, сплетенная из лыка, бересты или пеньки. Их носили в старину на Руси практически повсеместно и вплоть до 1930-х годов. Сейчас лапти — один из главных символов традиционного национального быта.
В условиях Сибири такая обувь была неуместной и непрактичной: носили их здесь крайне редко — по лаптям легко распознавали семьи переселенцев, которые только переехали на север, например, из западных губерний. И хотя все русское население Сибири в разное время приехало сюда именно с запада, первопоселенцы (чалдоны) относились к новопоселенцам с некоторым предубеждением, называя их лапотниками. Сами сибиряки предпочитали чирки или бродни, однако изредка встречались и берестяные лапти. Для прочности подошву лаптей подплетали веревкой или подшивали кожей.
Для изготовления одного лаптя требовалось семь лыков из бересты длиной по два метра каждое. Лыко нужно было снимать с ровной части ствола березы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. Поэтому для заготовки выбирали взрослые, ровные и высокие деревья. Нередко после снятия коры, пригодной для плетения, дерево оставалось с голым стволом. Ширина одного лыка равнялась примерно ширине большого пальца на мужской руке — именно мужчины заготавливали лыко и потом плели из них лапти (этому ремеслу обучали с детства, чтобы выработать сноровку).
Также для работы требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги, и нож для подрезания лыка. Еще один обязательный и при этом особенный инструмент — кочедык, напоминающий плоское изогнутое шило. Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетенной части лаптя для того, чтобы продеть в нее свободный конец лыка.
Из-за простоты изготовления и недолговечности лапти отличались крайне низкой себестоимостью. Их плели не во всех областях России, поэтому они зачастую выступали предметом меновой торговли. Плетением занимались в основном в зимнее время, когда не было полевых работ. В год крестьянин изнашивал не менее 50 пар лаптей, но это все равно получалось дешевле, чем купить кожаные сапоги.
В условиях Сибири такая обувь была неуместной и непрактичной: носили их здесь крайне редко — по лаптям легко распознавали семьи переселенцев, которые только переехали на север, например, из западных губерний. И хотя все русское население Сибири в разное время приехало сюда именно с запада, первопоселенцы (чалдоны) относились к новопоселенцам с некоторым предубеждением, называя их лапотниками. Сами сибиряки предпочитали чирки или бродни, однако изредка встречались и берестяные лапти. Для прочности подошву лаптей подплетали веревкой или подшивали кожей.
Для изготовления одного лаптя требовалось семь лыков из бересты длиной по два метра каждое. Лыко нужно было снимать с ровной части ствола березы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. Поэтому для заготовки выбирали взрослые, ровные и высокие деревья. Нередко после снятия коры, пригодной для плетения, дерево оставалось с голым стволом. Ширина одного лыка равнялась примерно ширине большого пальца на мужской руке — именно мужчины заготавливали лыко и потом плели из них лапти (этому ремеслу обучали с детства, чтобы выработать сноровку).
Также для работы требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги, и нож для подрезания лыка. Еще один обязательный и при этом особенный инструмент — кочедык, напоминающий плоское изогнутое шило. Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетенной части лаптя для того, чтобы продеть в нее свободный конец лыка.
Из-за простоты изготовления и недолговечности лапти отличались крайне низкой себестоимостью. Их плели не во всех областях России, поэтому они зачастую выступали предметом меновой торговли. Плетением занимались в основном в зимнее время, когда не было полевых работ. В год крестьянин изнашивал не менее 50 пар лаптей, но это все равно получалось дешевле, чем купить кожаные сапоги.
#10
Техника: лыко
Размеры: 28 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Размеры: 28 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
#4
Дверная петля
#20
#11
Дверные петли — тип шарнирной петли. Этот механизм издавна используют для крепления двери к дверной коробке, чтобы она открывалась и закрывалась. Современные дверные петли различают по способу установки, направлению открывания, массе двери и классифицируют по установленному ГОСТу.
Сейчас невозможно представить дверь без петель, и кажется, что так было всегда. Однако до сих пор неизвестно, кто изобрел эту конструкцию. Самые старые петли — их датировали примерно 1600 годом до нашей эры — обнаружили на воротах Хаттусы, столицы древнего Хеттского царства, расположенного на территории современной Турции. Также петли использовали в Древнем Египте и Древнем Риме.
Енисейск играл роль крупного торгово-промышленного центра не только Енисейской губернии, но и всей Восточной Сибири. С 60-х годов XVIII в. в нем ежегодно собиралась ярмарка, на которую съезжались сибирские и российские купцы. Они привозили всевозможные товары, взамен которых приобретали пушнину. Когда возникла Ирбитская ярмарка, значение Енисейской упало.
Однако промышленного значения Енисейск не утратил — город по-прежнему славился своими ремесленниками и мастеровыми. Енисейцы были известны как живописцы, резчики, плотники, оружейники и особенно — как опытные и искусные кузнецы. Кузнечное дело здесь процветало — из близлежащих руд в значительных объемах изготавливали железо. Енисейск снабжал Иркутск, Томск, Барнаул, Бийск и другие города своими топорами, гвоздями, сошниками и прочими коваными предметами. Например, в 1820 году из Енисейского в Иркутский округ вывезли до 6 тысяч пудов железа в разных поделках. В 1833-м этот объем уже составлял 30 тысяч пудов.
В 80-х годах XVIII века в городе было около 40 кузниц, в которых работали 80 кузнецов. В пяти из них имелись рудоплавильные печи. Все кузницы располагались в одном месте — за речкой Мельничной на улице Кузнечной.
Дверная петля, представленная в экспозиции, выполнена из местной железной руды и является прекрасным примером качественной работы енисейских кузнецов. Ее нашли на берегу рек Енисей и Мельничная. Музей получил петлю 26 декабря 1991 года от учащихся школы № 1.
Сейчас невозможно представить дверь без петель, и кажется, что так было всегда. Однако до сих пор неизвестно, кто изобрел эту конструкцию. Самые старые петли — их датировали примерно 1600 годом до нашей эры — обнаружили на воротах Хаттусы, столицы древнего Хеттского царства, расположенного на территории современной Турции. Также петли использовали в Древнем Египте и Древнем Риме.
Енисейск играл роль крупного торгово-промышленного центра не только Енисейской губернии, но и всей Восточной Сибири. С 60-х годов XVIII в. в нем ежегодно собиралась ярмарка, на которую съезжались сибирские и российские купцы. Они привозили всевозможные товары, взамен которых приобретали пушнину. Когда возникла Ирбитская ярмарка, значение Енисейской упало.
Однако промышленного значения Енисейск не утратил — город по-прежнему славился своими ремесленниками и мастеровыми. Енисейцы были известны как живописцы, резчики, плотники, оружейники и особенно — как опытные и искусные кузнецы. Кузнечное дело здесь процветало — из близлежащих руд в значительных объемах изготавливали железо. Енисейск снабжал Иркутск, Томск, Барнаул, Бийск и другие города своими топорами, гвоздями, сошниками и прочими коваными предметами. Например, в 1820 году из Енисейского в Иркутский округ вывезли до 6 тысяч пудов железа в разных поделках. В 1833-м этот объем уже составлял 30 тысяч пудов.
В 80-х годах XVIII века в городе было около 40 кузниц, в которых работали 80 кузнецов. В пяти из них имелись рудоплавильные печи. Все кузницы располагались в одном месте — за речкой Мельничной на улице Кузнечной.
Дверная петля, представленная в экспозиции, выполнена из местной железной руды и является прекрасным примером качественной работы енисейских кузнецов. Ее нашли на берегу рек Енисей и Мельничная. Музей получил петлю 26 декабря 1991 года от учащихся школы № 1.
#12
Техника: железо
Место создания: Енисейск
Размеры: 40 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Место создания: Енисейск
Размеры: 40 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
#5
Самовар медный конусообразный
#21
#13
Самовар — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой — она представляла собой высокую трубку, которую наполняли древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые и электрические.
Приборы, похожие на самовар, давно были известны в Китае. Они служили именно для приготовления горячей воды, а также имели все основные признаки самовара — объединенные в одну конструкцию сосуд для воды, жаровню для углей и проходящую через сосуд трубу. Самоварными устройствами издавна пользовались и в Азербайджане — на археологических раскопках обнаружены глиняные самовары, возраст которых составляет не менее 3600 лет.
В России горячую воду стали использовать для чая по мере распространения его потребления, начиная с XVII века. Родиной российских самоваров считают Тулу, однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Уралу — их начали делать между 1738 и 1740 годами на Иргинском заводе (село Нижнеиргинское, Свердловская область).
Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики. В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В первой половине XIX века их стали делать из заменителей серебра, и самовары стали популярны у среднего по достатку городского населения — их покупали представители буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, дворян.
В 1840-х годах в Россию пришла мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Веяние затронуло и домашнюю утварь — основание, ручки, верх тулова и края самоваров стали украшать бордюрами из затейливых растительных завитков и цветов.
В 1850 году в Туле было уже двадцать восемь самоварных фабрик — они выпускали около 120 тысяч самоваров в год и множество других медных изделий. Самовар конусообразной формы, представленный в музее, изготовлен из меди как раз на одной из тульских фабрик. Крышка и ручки самовара украшены цветочным орнаментом. Этот самовар приобрели в начале XX века: в течение долгого времени он хранился в амбаре, затем его передали музею.
Приборы, похожие на самовар, давно были известны в Китае. Они служили именно для приготовления горячей воды, а также имели все основные признаки самовара — объединенные в одну конструкцию сосуд для воды, жаровню для углей и проходящую через сосуд трубу. Самоварными устройствами издавна пользовались и в Азербайджане — на археологических раскопках обнаружены глиняные самовары, возраст которых составляет не менее 3600 лет.
В России горячую воду стали использовать для чая по мере распространения его потребления, начиная с XVII века. Родиной российских самоваров считают Тулу, однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Уралу — их начали делать между 1738 и 1740 годами на Иргинском заводе (село Нижнеиргинское, Свердловская область).
Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики. В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В первой половине XIX века их стали делать из заменителей серебра, и самовары стали популярны у среднего по достатку городского населения — их покупали представители буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, дворян.
В 1840-х годах в Россию пришла мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Веяние затронуло и домашнюю утварь — основание, ручки, верх тулова и края самоваров стали украшать бордюрами из затейливых растительных завитков и цветов.
В 1850 году в Туле было уже двадцать восемь самоварных фабрик — они выпускали около 120 тысяч самоваров в год и множество других медных изделий. Самовар конусообразной формы, представленный в музее, изготовлен из меди как раз на одной из тульских фабрик. Крышка и ручки самовара украшены цветочным орнаментом. Этот самовар приобрели в начале XX века: в течение долгого времени он хранился в амбаре, затем его передали музею.
#14
Дата создания: начало 20 века
Техника: медь
Место создания: Тула
Размеры: 48×35 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Техника: медь
Место создания: Тула
Размеры: 48×35 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
#6
Серп металлический
#22
#15
Серп, или жатвенный нож — ручное сельскохозяйственное орудие с короткой рукоятью и плоским закругленным лезвием. Режущая часть лезвия имеет мелкие зазубрины на внутренней кромке. Длина лезвия составляет 25–50 см, ширина — 4–6 см. Форма серпа, напоминающая полумесяц, позволяет захватывать и затем перерезать стебли. Обычно серп используют для уборки небольших участков с зерновыми культурами, жатвы хлебов, резки трав, в огородничестве и цветоводстве. Также с помощью серпа заготавливают свежую кормовую траву для домашних животных.
Прообраз серпа — вкладышевый жатвенный нож, который, в отличие от серпа, имел прямую форму. Каменные вкладыши, которые вставляли в деревянную, костяную или роговую рукоятку, изготавливали в технике микролитов (сечений призматических пластинок) или представляли собой одно лезвие. Жатвенные ножи использовались в собирательстве с палеолита и особенно — с мезолита. По мере специализации орудия оно приобретало более приспособленную для жатвы изогнутую форму. В результате появился собственно серп, и это время считают началом перехода к земледелию.
В бронзовом веке были известны серпы из обожженной глины, цельнокаменные серпы, появлялись также металлические. В Европе распространились бронзовые серпы: у степных народов они приобрели совершенную форму с вершиной дуги изгиба в области первой трети лезвия, максимально приспособленную для срезания большого пучка колосьев у земли. Исследователи связывают развитие пашенного земледелия с появлением именно такой формы. В Китае распространение получили серпы с лезвием, поставленным перпендикулярно рукояти, как у косы. В I тысячелетии до н. э. на смену бронзовым серпам пришли железные.
Серп, скрещенный с молотом, выступал государственной эмблемой СССР, олицетворяя единство рабочих и крестьян. Сейчас продолжает широко использоваться в символике различных коммунистических партий по всему миру, включая Россию.
Инструмент, представленный в музее, имеет традиционную полуовальную форму лезвия с зубчатым полотном. Его изготовили кустарным способом и применяли при срезании травы и хлебных злаков.
Прообраз серпа — вкладышевый жатвенный нож, который, в отличие от серпа, имел прямую форму. Каменные вкладыши, которые вставляли в деревянную, костяную или роговую рукоятку, изготавливали в технике микролитов (сечений призматических пластинок) или представляли собой одно лезвие. Жатвенные ножи использовались в собирательстве с палеолита и особенно — с мезолита. По мере специализации орудия оно приобретало более приспособленную для жатвы изогнутую форму. В результате появился собственно серп, и это время считают началом перехода к земледелию.
В бронзовом веке были известны серпы из обожженной глины, цельнокаменные серпы, появлялись также металлические. В Европе распространились бронзовые серпы: у степных народов они приобрели совершенную форму с вершиной дуги изгиба в области первой трети лезвия, максимально приспособленную для срезания большого пучка колосьев у земли. Исследователи связывают развитие пашенного земледелия с появлением именно такой формы. В Китае распространение получили серпы с лезвием, поставленным перпендикулярно рукояти, как у косы. В I тысячелетии до н. э. на смену бронзовым серпам пришли железные.
Серп, скрещенный с молотом, выступал государственной эмблемой СССР, олицетворяя единство рабочих и крестьян. Сейчас продолжает широко использоваться в символике различных коммунистических партий по всему миру, включая Россию.
Инструмент, представленный в музее, имеет традиционную полуовальную форму лезвия с зубчатым полотном. Его изготовили кустарным способом и применяли при срезании травы и хлебных злаков.
#16
Дата создания: XIX век
Техника: металл, ковка
Место создания: Енисейск
Размеры: 46×0,5 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Техника: металл, ковка
Место создания: Енисейск
Размеры: 46×0,5 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Корзина, Лапти, Дверная петля, Самовар, Серп
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться