Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей Енисея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Корзина, Лапти, Дверная петля, Самовар, Серп

Выставка
1
Открыть в приложении
#1
Корзина багажная плетеная из сорго, Лапти берестяные, Дверная петля, Самовар медный конусообразный, Серп металлический
#2

Корзина багажная плетеная из сорго

#18
#7
Сегодня для хранения или транспортировки всевозможных хозяйственных мелочей мы используем короба и контейнеры, сделанные из пластика, металла или бумаги. А наши предки плели сосуды и корзины из корней, ивовых прутьев, травы, камыша. Причем, они делали это задолго до того, как начали изготавливать керамические изделия и ткани.

Впервые плетеные корзины появились около 8,5 тысяч лет назад в Африке и на Среднем Востоке. Об этом свидетельствуют проведенные археологами раскопки в местах нахождения старых цивилизаций. На европейской территории подобные изделия появились значительно позднее. Интересным фактом является то, что за столько времени способ плетения не претерпел коренных изменений.

В древности человеческая жизнь была практически немыслима без плетеных вещей. Колыбели для младенцев свивались из травы, а постель представляла собой циновку из ивовых прутьев. Крыша и стены жилища сооружались из камыша — для повышения их прочности и устойчивости использовалась глина, затвердевающая на солнце. В корзинах из лозы люди хранили самые разные вещи: собранный урожай и семена, пойманную рыбу и дичь, одежду и провизию.

Плетеные корзины устанавливали в усыпальницах для хранения вещей, которые принадлежали умершему и были способны «пригодиться» ему в загробной жизни. Каждое племя по-своему украшало свои изделия — по способу плетения и отдельным характерным элементам дизайна можно было установить принадлежность того или иного предмета определенному семейному клану.

Первопроходцы воздухоплавания прикрепляли плетеные корзины к воздушным шарам. Эта традиция сохранилась до наших времен — аэронавты продолжают использовать подобные конструкции для подъема в небо.

Человек возделывает сорго уже около 5 тысяч лет, и сейчас все его многообразие видов можно условно разделить на 4 вида по принципу использования: зерновое, сахарное, веничное и травянистое. Из зерна получают муку, крупу, крахмал и спирт. Солома идет на изготовление бумаги, картона, плетеных изделий, веников, также ею укрывают крыши домов. Некоторые виды используют для производства красной краски для кожи. Плетеная из сорго корзина, представленная в экспозиции, подходит как для путешествий, перевозки багажа, так и для хранения различных вещей.
#8
Техника: прутья
Размеры: 45×67×31 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
#3

Лапти берестяные

#19
#9
Лапти — низкая непрочная обувь, сплетенная из лыка, бересты или пеньки. Их носили в старину на Руси практически повсеместно и вплоть до 1930-х годов. Сейчас лапти — один из главных символов традиционного национального быта.

В условиях Сибири такая обувь была неуместной и непрактичной: носили их здесь крайне редко — по лаптям легко распознавали семьи переселенцев, которые только переехали на север, например, из западных губерний. И хотя все русское население Сибири в разное время приехало сюда именно с запада, первопоселенцы (чалдоны) относились к новопоселенцам с некоторым предубеждением, называя их лапотниками. Сами сибиряки предпочитали чирки или бродни, однако изредка встречались и берестяные лапти. Для прочности подошву лаптей подплетали веревкой или подшивали кожей.

Для изготовления одного лаптя требовалось семь лыков из бересты длиной по два метра каждое. Лыко нужно было снимать с ровной части ствола березы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. Поэтому для заготовки выбирали взрослые, ровные и высокие деревья. Нередко после снятия коры, пригодной для плетения, дерево оставалось с голым стволом. Ширина одного лыка равнялась примерно ширине большого пальца на мужской руке — именно мужчины заготавливали лыко и потом плели из них лапти (этому ремеслу обучали с детства, чтобы выработать сноровку).

Также для работы требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги, и нож для подрезания лыка. Еще один обязательный и при этом особенный инструмент — кочедык, напоминающий плоское изогнутое шило. Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетенной части лаптя для того, чтобы продеть в нее свободный конец лыка.

Из-за простоты изготовления и недолговечности лапти отличались крайне низкой себестоимостью. Их плели не во всех областях России, поэтому они зачастую выступали предметом меновой торговли. Плетением занимались в основном в зимнее время, когда не было полевых работ. В год крестьянин изнашивал не менее 50 пар лаптей, но это все равно получалось дешевле, чем купить кожаные сапоги.
#10
Техника: лыко
Размеры: 28 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
#4

Дверная петля

#20
#11
Дверные петли — тип шарнирной петли. Этот механизм издавна используют для крепления двери к дверной коробке, чтобы она открывалась и закрывалась. Современные дверные петли различают по способу установки, направлению открывания, массе двери и классифицируют по установленному ГОСТу.

Сейчас невозможно представить дверь без петель, и кажется, что так было всегда. Однако до сих пор неизвестно, кто изобрел эту конструкцию. Самые старые петли — их датировали примерно 1600 годом до нашей эры — обнаружили на воротах Хаттусы, столицы древнего Хеттского царства, расположенного на территории современной Турции. Также петли использовали в Древнем Египте и Древнем Риме.

Енисейск играл роль крупного торгово-промышленного центра не только Енисейской губернии, но и всей Восточной Сибири. С 60-х годов XVIII в. в нем ежегодно собиралась ярмарка, на которую съезжались сибирские и российские купцы. Они привозили всевозможные товары, взамен которых приобретали пушнину. Когда возникла Ирбитская ярмарка, значение Енисейской упало.

Однако промышленного значения Енисейск не утратил — город по-прежнему славился своими ремесленниками и мастеровыми. Енисейцы были известны как живописцы, резчики, плотники, оружейники и особенно — как опытные и искусные кузнецы. Кузнечное дело здесь процветало — из близлежащих руд в значительных объемах изготавливали железо. Енисейск снабжал Иркутск, Томск, Барнаул, Бийск и другие города своими топорами, гвоздями, сошниками и прочими коваными предметами. Например, в 1820 году из Енисейского в Иркутский округ вывезли до 6 тысяч пудов железа в разных поделках. В 1833-м этот объем уже составлял 30 тысяч пудов.

В 80-х годах XVIII века в городе было около 40 кузниц, в которых работали 80 кузнецов. В пяти из них имелись рудоплавильные печи. Все кузницы располагались в одном месте — за речкой Мельничной на улице Кузнечной.

Дверная петля, представленная в экспозиции, выполнена из местной железной руды и является прекрасным примером качественной работы енисейских кузнецов. Ее нашли на берегу рек Енисей и Мельничная. Музей получил петлю 26 декабря 1991 года от учащихся школы № 1.
#12
Техника: железо
Место создания: Енисейск
Размеры: 40 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
#5

Самовар медный конусообразный

#21
#13
Самовар — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой — она представляла собой высокую трубку, которую наполняли древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые и электрические.

Приборы, похожие на самовар, давно были известны в Китае. Они служили именно для приготовления горячей воды, а также имели все основные признаки самовара — объединенные в одну конструкцию сосуд для воды, жаровню для углей и проходящую через сосуд трубу. Самоварными устройствами издавна пользовались и в Азербайджане — на археологических раскопках обнаружены глиняные самовары, возраст которых составляет не менее 3600 лет.

В России горячую воду стали использовать для чая по мере распространения его потребления, начиная с XVII века. Родиной российских самоваров считают Тулу, однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Уралу — их начали делать между 1738 и 1740 годами на Иргинском заводе (село Нижнеиргинское, Свердловская область).

Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики. В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В первой половине XIX века их стали делать из заменителей серебра, и самовары стали популярны у среднего по достатку городского населения — их покупали представители буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, дворян.

В 1840-х годах в Россию пришла мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Веяние затронуло и домашнюю утварь — основание, ручки, верх тулова и края самоваров стали украшать бордюрами из затейливых растительных завитков и цветов.

В 1850 году в Туле было уже двадцать восемь самоварных фабрик — они выпускали около 120 тысяч самоваров в год и множество других медных изделий. Самовар конусообразной формы, представленный в музее, изготовлен из меди как раз на одной из тульских фабрик. Крышка и ручки самовара украшены цветочным орнаментом. Этот самовар приобрели в начале XX века: в течение долгого времени он хранился в амбаре, затем его передали музею.
#14
Дата создания: начало 20 века
Техника: медь
Место создания: Тула
Размеры: 48×35 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
#6

Серп металлический

#22
#15
Серп, или жатвенный нож — ручное сельскохозяйственное орудие с короткой рукоятью и плоским закругленным лезвием. Режущая часть лезвия имеет мелкие зазубрины на внутренней кромке. Длина лезвия составляет 25–50 см, ширина — 4–6 см. Форма серпа, напоминающая полумесяц, позволяет захватывать и затем перерезать стебли. Обычно серп используют для уборки небольших участков с зерновыми культурами, жатвы хлебов, резки трав, в огородничестве и цветоводстве. Также с помощью серпа заготавливают свежую кормовую траву для домашних животных.

Прообраз серпа — вкладышевый жатвенный нож, который, в отличие от серпа, имел прямую форму. Каменные вкладыши, которые вставляли в деревянную, костяную или роговую рукоятку, изготавливали в технике микролитов (сечений призматических пластинок) или представляли собой одно лезвие. Жатвенные ножи использовались в собирательстве с палеолита и особенно — с мезолита. По мере специализации орудия оно приобретало более приспособленную для жатвы изогнутую форму. В результате появился собственно серп, и это время считают началом перехода к земледелию.

В бронзовом веке были известны серпы из обожженной глины, цельнокаменные серпы, появлялись также металлические. В Европе распространились бронзовые серпы: у степных народов они приобрели совершенную форму с вершиной дуги изгиба в области первой трети лезвия, максимально приспособленную для срезания большого пучка колосьев у земли. Исследователи связывают развитие пашенного земледелия с появлением именно такой формы. В Китае распространение получили серпы с лезвием, поставленным перпендикулярно рукояти, как у косы. В I тысячелетии до н. э. на смену бронзовым серпам пришли железные.

Серп, скрещенный с молотом, выступал государственной эмблемой СССР, олицетворяя единство рабочих и крестьян. Сейчас продолжает широко использоваться в символике различных коммунистических партий по всему миру, включая Россию.

Инструмент, представленный в музее, имеет традиционную полуовальную форму лезвия с зубчатым полотном. Его изготовили кустарным способом и применяли при срезании травы и хлебных злаков.
#16
Дата создания: XIX век
Техника: металл, ковка
Место создания: Енисейск
Размеры: 46×0,5 см
Коллекция: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
Правообладатель изображений: МБУК «Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Корзина, Лапти, Дверная петля, Самовар, Серп

Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%