#1
Шаманский ритуальный бубен, Чехол для бубна шамана из обработанной кожи, Корзина остяцкая из корня черемухи с крышкой
#2
#11
#5
Бубен шамана — деревянный инструмент, обтянутый хорошо выделанной кожей. По наблюдениям этнографа Глафиры Василевич, бубны западных эвенков имели яйцевидную форму, а бубны восточных — круглую или только слегка яйцевидную. Инструменты несли многоплановую семантическую нагрузку: символизировали Вселенную, были вместилищем шаманских духов-помощников и духа верховного божества и хозяйки земли Энекан Буга.
Шаман использовал бубен во время песен, танцев и проведения различных ритуалов — для него он был верным спутником и проводником в другие миры. Бубен зачастую являлся отражением жизненной энергии шамана, поэтому за сохранностью инструмента внимательно следили. Считалось, что если бубен порвется, то шаман может умереть. После смерти шамана его бубен разрезали, как и все другие вещи, и клали на могилу. За всю жизнь шаман мог иметь не один, а несколько бубнов, но не одновременно.
Для изготовления этого ритуального инструмента выбирали особую древесину — не каждое дерево могло быть пригодным для службы шаману, а только избранное духами. Обечайку, то есть обруч бубна, делали из древесины кедра — конкретно из той части ствола, что была обращена к югу. Вдоль обруча располагали «ушки» — по уровню могущества шамана. Чем сильнее он по духу, тем больше «ушек» было на бубне. Эти резонаторные выпуклости на обруче придавали инструменту слегка волнистый контур и служили символическим изображением клыков животного, что добавляло шаману сил.
Для обтяжки бубнов ровдугой — сыромятной кожей — использовали жилы, расположенные вдоль шейного позвоночника оленя или лося, — из них получались прочные нити. Крестовину внутри бубна изготавливали из прочного дерева или металла.
Также бубны украшали росписью, которую наносили природными красками, имеющими свою символику. Самым распространенным изображением на лицевой стороне инструмента было мироздание и его деление на верхний, средний и нижний миры. На иных изображениях — дерево с ветвями, на которых висят люльки, символизирующие человеческие жизни. Такое же дерево, обращенное корнями вверх, означало потусторонний мир.
Чтобы звук бубна был мощнее, во время камланий — общения с духами — инструмент нагревали у огня. Это мог делать как сам шаман, так и его помощник.
Шаман использовал бубен во время песен, танцев и проведения различных ритуалов — для него он был верным спутником и проводником в другие миры. Бубен зачастую являлся отражением жизненной энергии шамана, поэтому за сохранностью инструмента внимательно следили. Считалось, что если бубен порвется, то шаман может умереть. После смерти шамана его бубен разрезали, как и все другие вещи, и клали на могилу. За всю жизнь шаман мог иметь не один, а несколько бубнов, но не одновременно.
Для изготовления этого ритуального инструмента выбирали особую древесину — не каждое дерево могло быть пригодным для службы шаману, а только избранное духами. Обечайку, то есть обруч бубна, делали из древесины кедра — конкретно из той части ствола, что была обращена к югу. Вдоль обруча располагали «ушки» — по уровню могущества шамана. Чем сильнее он по духу, тем больше «ушек» было на бубне. Эти резонаторные выпуклости на обруче придавали инструменту слегка волнистый контур и служили символическим изображением клыков животного, что добавляло шаману сил.
Для обтяжки бубнов ровдугой — сыромятной кожей — использовали жилы, расположенные вдоль шейного позвоночника оленя или лося, — из них получались прочные нити. Крестовину внутри бубна изготавливали из прочного дерева или металла.
Также бубны украшали росписью, которую наносили природными красками, имеющими свою символику. Самым распространенным изображением на лицевой стороне инструмента было мироздание и его деление на верхний, средний и нижний миры. На иных изображениях — дерево с ветвями, на которых висят люльки, символизирующие человеческие жизни. Такое же дерево, обращенное корнями вверх, означало потусторонний мир.
Чтобы звук бубна был мощнее, во время камланий — общения с духами — инструмент нагревали у огня. Это мог делать как сам шаман, так и его помощник.
#6
Дата создания: XIX век
Техника: дерево, металл, ровдуга (кожа), нитки из сухожилий
Место создания: Енисейский район
Размеры: 68×68×17 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Техника: дерево, металл, ровдуга (кожа), нитки из сухожилий
Место создания: Енисейский район
Размеры: 68×68×17 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
#3
Чехол для бубна шамана из обработанной кожи
#12
#7
Шаманизм — одна из древнейших религий. С разными отличительными чертами, но одинаковой по сути, эта религия существовала у большинства народов мира. Основная идея шаманизма состояла в том, что связующим звеном между миром духов и миром людей является шаман. Эвенки считают шаманский бубен плотом или лодкой — на нем шаман (его душа) «плавает» по рекам и озерам в поисках потерянных душ или в погоне за похищенными душами.
К шаману традиционно обращались по разным вопросам: вылечить оленя, найти отбившегося от стада олененка, отогнать злых духов, защитить от людских болезней и неудач, отправить душу почившего в мир душ умерших людей.
У шамана всегда были духи-помощники — зачастую в облике птиц или животных. Также ему помогали духи предков — мугды. Они давали советы во время ритуала — камлания. Шаман разводил костер и медленно ударял в бубен, начиная кружить у костра. Танец становился все быстрее и быстрее, пока шаман не впадал в экстаз. После этого он погружался в долгое молчание. Находясь телом в среднем мире, душой он пребывал в других мирах — встречался с добрыми духами, просил у них здоровья, благополучия, защиты и покровительства. Попрощавшись с духами, он возвращался в свое тело, медленно открывал глаза и объявлял людям волю духов.
Кроме этого, шаманы занимались врачеванием. Чтобы выяснить причину болезни, необходимо было провести особый обряд, — источником мог быть дурной глаз или проделки злых духов, которых напустили шаманы враждебных родов. Исходя из причины, человека лечили обрядом или лекарствами.
В экспозиции музея представлен мешок из шкуры оленя, округлой формы и с завязкой в верхней части.
Этот чехол служил защитой для бубна от механических повреждений и попадания влаги. В обычные дни инструмент, костюм и прочие ритуальные принадлежности помещались в этот мешок и хранились в чуме шамана. Извлекались они непосредственно перед началом камлания. Изготовлен данный чехол для бубна в середине XIX века ручным способом мастерами, которые проживали на севере Енисейского уезда, в Туруханском крае.
К шаману традиционно обращались по разным вопросам: вылечить оленя, найти отбившегося от стада олененка, отогнать злых духов, защитить от людских болезней и неудач, отправить душу почившего в мир душ умерших людей.
У шамана всегда были духи-помощники — зачастую в облике птиц или животных. Также ему помогали духи предков — мугды. Они давали советы во время ритуала — камлания. Шаман разводил костер и медленно ударял в бубен, начиная кружить у костра. Танец становился все быстрее и быстрее, пока шаман не впадал в экстаз. После этого он погружался в долгое молчание. Находясь телом в среднем мире, душой он пребывал в других мирах — встречался с добрыми духами, просил у них здоровья, благополучия, защиты и покровительства. Попрощавшись с духами, он возвращался в свое тело, медленно открывал глаза и объявлял людям волю духов.
Кроме этого, шаманы занимались врачеванием. Чтобы выяснить причину болезни, необходимо было провести особый обряд, — источником мог быть дурной глаз или проделки злых духов, которых напустили шаманы враждебных родов. Исходя из причины, человека лечили обрядом или лекарствами.
В экспозиции музея представлен мешок из шкуры оленя, округлой формы и с завязкой в верхней части.
Этот чехол служил защитой для бубна от механических повреждений и попадания влаги. В обычные дни инструмент, костюм и прочие ритуальные принадлежности помещались в этот мешок и хранились в чуме шамана. Извлекались они непосредственно перед началом камлания. Изготовлен данный чехол для бубна в середине XIX века ручным способом мастерами, которые проживали на севере Енисейского уезда, в Туруханском крае.
#8
Дата создания: XVII век
Техника: кожа, бисер, береста
Место создания: Енисейский район
Размеры: 66×30 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Техника: кожа, бисер, береста
Место создания: Енисейский район
Размеры: 66×30 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
#4
Корзина остяцкая из корня черемухи с крышкой
#13
#10
Древесина черемухи тяжелая, крепкая, плотная, но при этом гибкая и практически не боится влаги — за эти свойства она и ценится так высоко у мастеров и ремесленников. Дерево этой породы издавна использовали при создании множества самых разных предметов быта — корзин всевозможных размеров и назначения, посуды, вальков для стирки белья и прочей домашней утвари. Из капа (нароста на дереве) изготавливали ручки для ножей, потому что этот удобный пористый материал не скользит и не замерзает на морозе. Черемуху применяли даже в процессе сбора саней: копылья скручивали связкой, сделанной из черемухового ствола.
При обработке свежая древесина черемухи издает легкий миндальный аромат, похожий на запах рябиновой древесины. Она практически не усыхает, но сушить ее нужно с осторожностью — тогда она не будет коробиться, трескаться и требовать покрытия лаком. Влага не вредит древесине, а наоборот, делает ее более эластичной и прочной. Благодаря своей однородности черемуха прекрасно режется во всех направлениях.
Плетение из черемухи — довольно трудоемкий процесс, поэтому прижились только самые простые методы этого ремесла. Непосредственно на плетение небольшой корзинки могло уходить в среднем около восьми часов. Кроме того, отдельным элементам корзинки нужна промежуточная просушка, другие, наоборот, требуют дополнительного увлажнения для того, чтобы изделие в итоге получилось плотным и качественным.
Только что сплетенная корзина сразу не готова к использованию — ее обязательно нужно было оставить сушиться и при необходимости доплести после полной просушки. Полный цикл работы с учетом заготовки дерева и сушки изделия занимал гораздо больше времени. Он включал в себя поиск в лесу молодых деревьев нужной длины и толщины, расщепление древесины на тонкие ленточки, строгание ребер жесткости, а также изготовление обода и ручки.
Светлая и красивая по фактуре древесина черемухи по-прежнему пользуется заслуженной популярностью у столяров, токарей и резчиков по дереву. Особенно она ценится в резных изделиях с тонкой проработкой мелких деталей.
При обработке свежая древесина черемухи издает легкий миндальный аромат, похожий на запах рябиновой древесины. Она практически не усыхает, но сушить ее нужно с осторожностью — тогда она не будет коробиться, трескаться и требовать покрытия лаком. Влага не вредит древесине, а наоборот, делает ее более эластичной и прочной. Благодаря своей однородности черемуха прекрасно режется во всех направлениях.
Плетение из черемухи — довольно трудоемкий процесс, поэтому прижились только самые простые методы этого ремесла. Непосредственно на плетение небольшой корзинки могло уходить в среднем около восьми часов. Кроме того, отдельным элементам корзинки нужна промежуточная просушка, другие, наоборот, требуют дополнительного увлажнения для того, чтобы изделие в итоге получилось плотным и качественным.
Только что сплетенная корзина сразу не готова к использованию — ее обязательно нужно было оставить сушиться и при необходимости доплести после полной просушки. Полный цикл работы с учетом заготовки дерева и сушки изделия занимал гораздо больше времени. Он включал в себя поиск в лесу молодых деревьев нужной длины и толщины, расщепление древесины на тонкие ленточки, строгание ребер жесткости, а также изготовление обода и ручки.
Светлая и красивая по фактуре древесина черемухи по-прежнему пользуется заслуженной популярностью у столяров, токарей и резчиков по дереву. Особенно она ценится в резных изделиях с тонкой проработкой мелких деталей.
#9
Дата создания: XVII–XVIII век
Техника: древесина
Место создания: Енисейский район
Размеры: 25×24 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Техника: древесина
Место создания: Енисейский район
Размеры: 25×24 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Шаманский бубен, Чехол для бубна, Корзинка
Выставка
8

Открыть в приложении
Поделиться