#2
Берестяной короб для хранения сырья остяцкий, Турсук из бересты, обшитый материей, украшенной бисером
#3
#10
#5
Береста, или верхний слой березовой коры — уникальный материал, из которого веками на Руси делали посуду, обувь, лодки, ею крыли крыши и использовали для письма. Береста играла большую роль и в домашнем хозяйстве остяков. Из нее изготавливали посуду, кузова для ягод, детские люльки и многие другие предметы быта. Береста, сшитая в свертываемое полотнище, служила непромокаемым материалом — ее использовали в погребальных обрядах. Кору, разделенную на тонкие слои, применяли для оклейки предметов, чтобы предохранять их от сырости.
В старину за неимением котлов воду кипятили в особо устроенных корзинах — коробках без крышки с овальными боками, белой стороной бересты наружу. Старые корзинки, уже отслужившие свой век, использовали для кормления собак.
Бересту снимали три раза в год: весной, когда она легче отстает от луба (подкорья), в начале июня и осенью, когда опадают листья. Заготовкой коры для утвари занимались женщины. Берестяные изделия украшали всевозможными узорами. Для их нанесения существовало порядка девяти различных технических приемов: тиснение, ажурная резьба, аппликация, мозаика, накалывание, нанесение узора штампом и другие. Почти всеми приемами орнаментации владела женщина, но штампованные узоры на бересту наносил мужчина. При работе с берестой, для сшивания узора и изделия пользовались ножом и иглой.
Отправляясь на охоту, каждый остяк относил к месту жертвоприношения духу длинный черный халат, похожий на одежду шамана, и куколку, сшитую из черных лоскутков. Также для подношений остяки пекли в особой посуде пресный хлеб. Этот хлеб вместе с кусочком масла, сахаром и сушеной рыбой клали в берестяную корзинку и оставляли в лесу у почитаемого ими священного дерева, делая пять и более выстрелов в воздух холостыми зарядами. Еще несколько дробинок остяк оставлял у дерева в честь духа и, высоко подняв голову, говорил: «Унху, храни, чтобы я мимо не попадал. Ты должен исполнить мою просьбу. Я же исполнил твое приказание». Если остяку приходилось пить вино в лесу под священным деревом, то первую рюмку он всегда выливал под дерево.
В старину за неимением котлов воду кипятили в особо устроенных корзинах — коробках без крышки с овальными боками, белой стороной бересты наружу. Старые корзинки, уже отслужившие свой век, использовали для кормления собак.
Бересту снимали три раза в год: весной, когда она легче отстает от луба (подкорья), в начале июня и осенью, когда опадают листья. Заготовкой коры для утвари занимались женщины. Берестяные изделия украшали всевозможными узорами. Для их нанесения существовало порядка девяти различных технических приемов: тиснение, ажурная резьба, аппликация, мозаика, накалывание, нанесение узора штампом и другие. Почти всеми приемами орнаментации владела женщина, но штампованные узоры на бересту наносил мужчина. При работе с берестой, для сшивания узора и изделия пользовались ножом и иглой.
Отправляясь на охоту, каждый остяк относил к месту жертвоприношения духу длинный черный халат, похожий на одежду шамана, и куколку, сшитую из черных лоскутков. Также для подношений остяки пекли в особой посуде пресный хлеб. Этот хлеб вместе с кусочком масла, сахаром и сушеной рыбой клали в берестяную корзинку и оставляли в лесу у почитаемого ими священного дерева, делая пять и более выстрелов в воздух холостыми зарядами. Еще несколько дробинок остяк оставлял у дерева в честь духа и, высоко подняв голову, говорил: «Унху, храни, чтобы я мимо не попадал. Ты должен исполнить мою просьбу. Я же исполнил твое приказание». Если остяку приходилось пить вино в лесу под священным деревом, то первую рюмку он всегда выливал под дерево.
#6
Дата создания: XIX век
Техника: береста
Место создания: Енисейский район
Размеры: 8×15 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Техника: береста
Место создания: Енисейский район
Размеры: 8×15 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
#4
Турсук из бересты, обшитый материей, украшенной бисером
#11
#7
Турсук — берестяной кузовок, который использовали для хранения разных съестных припасов: трав, иван-чая, орехов, сушеной ягоды, муки, круп, специй. Хлеб в берестяной хлебнице очень долго оставался свежим и ароматным. Всю зиму в погребе в берестяном турсуке могла пролежать без сахара морошка. При этом береста не давала продукту впитывать посторонние запахи. Издавна знали, что соль, которую хранят в турсуке, не будет впитывать влагу, а соленые грибы и огурцы будут не только долго храниться, но и приобретут приятный аромат.
Также с турсуком было удобно собирать в лесу грибы и ягоды — традиции сбора и хранения у народов Севера складывались веками. Каким будет урожай дикоросов, определяли еще с весны. По старинным приметам, если кукушка прилетит раньше, чем грянет первый гром, то ягод в тундре будет много, а если позже — мало. Во время сбора брать всю ягоду нельзя — нужно оставить угощение для птиц и зверей.
Этим правилам многие северяне следуют и сегодня. Не забывают они и старинные способы приготовления ягод, поскольку северные дикоросы — не только вкусное, но и полезное лакомство, богатое витаминами.
Береста — белая наружная часть березовой коры, которая состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух. Верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи, внутренние слои имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого.
Устройство турсука напоминает термос: он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. Внутренняя стенка должна быть без единой трещины, чтобы удерживать жидкость. У наружной стенки задача — быть красивой и нарядной. Ее часто называли рубашкой, а мастерицы обшивали материей, украшали бисером и кожаными декоративными элементами.
Берестяной короб, представленный в экспозиции музея, использовали преимущественно для сбора ягод, овощей. Подобные турсуки были широко распространены на территории Красноярского края в XVIII–XX веках, но сейчас в хозяйствах уже почти не встречаются.
Также с турсуком было удобно собирать в лесу грибы и ягоды — традиции сбора и хранения у народов Севера складывались веками. Каким будет урожай дикоросов, определяли еще с весны. По старинным приметам, если кукушка прилетит раньше, чем грянет первый гром, то ягод в тундре будет много, а если позже — мало. Во время сбора брать всю ягоду нельзя — нужно оставить угощение для птиц и зверей.
Этим правилам многие северяне следуют и сегодня. Не забывают они и старинные способы приготовления ягод, поскольку северные дикоросы — не только вкусное, но и полезное лакомство, богатое витаминами.
Береста — белая наружная часть березовой коры, которая состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух. Верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи, внутренние слои имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого.
Устройство турсука напоминает термос: он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. Внутренняя стенка должна быть без единой трещины, чтобы удерживать жидкость. У наружной стенки задача — быть красивой и нарядной. Ее часто называли рубашкой, а мастерицы обшивали материей, украшали бисером и кожаными декоративными элементами.
Берестяной короб, представленный в экспозиции музея, использовали преимущественно для сбора ягод, овощей. Подобные турсуки были широко распространены на территории Красноярского края в XVIII–XX веках, но сейчас в хозяйствах уже почти не встречаются.
#8
Дата создания: XIX век
Техника: дерево, берёста, клей
Место создания: Енисейский район
Размеры: 17×20 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Техника: дерево, берёста, клей
Место создания: Енисейский район
Размеры: 17×20 см
Коллекция: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
Правообладатель изображений: Енисейский Краеведческий музей им. А.И. Кытманова
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
1

Открыть в приложении
Поделиться