Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Стрелецкий мир»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Серьги-двойчатки
#2
Русский традиционный костюм отличался пышностью и нарядностью. При его создании использовались дорогие ткани: аксамит, атлас, парча, бархат. Они имели яркие красные, лазоревые, зеленые цвета. Даже представители духовного сословия носили рясы красных цветов.

По ткани обычно шел узор. Помимо отделки, в костюме использовалось много накладных элементов, таких как воротники-ожерелья или «запоны». Даже обычный мещанин для себя и своей жены стремился иметь комплект хорошего и яркого праздничного платья, они нередко передавались по наследству.

Дополнением к костюму выступали украшения. Исследования историков и археологов позволяют говорить о том, что большой популярностью пользовались серьги. Известно, что как только девочка начинала ходить, мать прокалывала ей уши и вдевала в них сережки. Обычай этот сохранялся и у знатных, и у простых людей, различались только металл и камни, которые использовались при создании украшений.

Англичанин Джайлс Флетчер, который побывал в России в XVI веке, описывал русских благородных женщин, которые носили в ушах крупные золотые серьги с рубинами или сапфирами. Ювелиры изготавливали такие украшения и в виде подвесок. Они назывались одинцы, двойчатки, тройчатки.

Такие серьги выполнялись по одной конструктивной форме. От кольца, на которое подвешивалась серьга, отходил стержень-столбик с одним или несколькими камнями, которые закреплялись на стержне узелком из зерни или при помощи бусины.

Основную роль в серьгах играли камни, поскольку способов художественного оформления сережек было немного. Самоцвету обычно придавали овальную форму, однако из-за этого красота многих камней могла потеряться.

В XVI–XVII веках мастерство обработки драгоценных и полудрагоценных камней оставалось недостаточно развитым, камень подвергали небольшому шлифованию для придания ему блеска. Форма нередко оставалась неправильной. Камень затем сажали в довольно глубокое гнездо. Вместо камней часто использовали цветное огранённое стекло. В собрании музея «Смоленская крепость» находится именно пара аксессуаров-двойчаток.
#3
Наименование: Серьги-двойчатки
Размеры: 9×4,5×0,5 см
Коллекция: Смоленская крепость
Правообладатель изображений: Смоленская крепость
#4
Серьги-двойчатки
#5
Многие ювелирные украшения XVII столетия изготавливались с использованием таких ювелирных техник, как филигрань (скань) и зернь. Мастера использовали их при создании колец, пуговиц, сережек.

Скань представляла собой технику, которая заключалась в том, что витую или гладкую проволоку из серебра, меди или золота набирали на металлической пластине в соответствии с будущим узором и посыпали измельченным в порошок сплавом. Затем все изделие нагревали до температуры плавления материала, чтобы скрепить все элементы.

Если данный способ использовался мастером для украшения какого-либо другого предмета, то скань называлась накладной, если для создания самостоятельного изделия, например броши, то ажурной. Такие украшения отличались легкостью, поскольку напоминали тонкое кружево.

Скань нередко дополняли зернью. При этой технике серебряные или золотые шарики напаивались на орнамент из филиграни, благодаря чему создавалась особая фактурная игра и изделие смотрелось богаче и наряднее.

С использованием техники зерни изготавливали также браслеты, серьги, кольца и подвески. Часто мастера завершали сережки своеобразной пирамидкой из шариков зерни, которые были скреплены друг с другом.

В России было несколько центров производства ювелирных украшений, в частности сережек, которые активно использовали зернь и филигрань. Так, с древнейших времен скань применяли в Казани. Многие мотивы ювелиров этого региона перенимали впоследствии другие русские мастера. В Вологде существовала традиция делать узоры из мелких сканных колечек. В Великом Устюге ювелиры использовали мотив свернувшегося листа в стремлении к округлой форме.

Мастера использовали разную по толщине проволоку, которая передавала своеобразную игру света и тени. Для сольвычегодских изделий было свойственно изображение стилизованных трав и покрытие эмалью. В таком случае скань выполняла вспомогательный характер.

Экспонат из собрания музея представляет собой так называемые серьги-двойчатки. Они выполнены из серебра с золочением с применением техники накладной скани и дополнительным украшением зернью.
#6
Наименование: Серьги-двойчатки
Размеры: 7,5×4,2×0,4 см
Коллекция: Смоленская крепость
Правообладатель изображений: Смоленская крепость
#7
Серьги-голубцы
#8
В музее «Смоленская крепость» представлено несколько типов женских сережек. Одни из них — так называемые серьги-голубцы. Они были изготовлены мастером в XVII веке из серебра, а их название произошло от слова «голубка».

Для таких сережек сначала формировали основу-пластину, затем на нее крепились небольшие подвески, благодаря чему угадывался птичий силуэт. В некоторых аналогичных изделиях, которые находятся в коллекциях музеев, представлены парные силуэты птиц. Они словно сидят лицом друг к другу.

Исследователи подчеркивают особый объемно-пластичный строй сережек-голубцов, через который передается декоративность изделия. Многие голубцы имели большую толщину. Часто не только одна, но и вторая сторона в таких серьгах имела вставки из камней или цветных стекол.

Ювелиры изготавливали такие подвески из перламутра, жемчуга, бисера, металла. Мотив птицы в женских украшениях был распространенным явлением. Кроме голубцов выделяют также такой тип сережек, как орлики. Они имели на конце подвеску в виде фигурки орла.

Птица на Руси могла символизировать свет и тепло, любовь и свадьбу, женское начало и материнство. Она также являлась символом солнца и была частым изображением на русских вышивках. Традиционные женские головные уборы украшались по мотивам птиц, а сам образ девушки уподоблялся лебедушке и птице-паве.

Эта тема в женских ювелирных украшениях постепенно трансформировалась, а фигура все больше напоминала растительный орнамент. Исследователи полагают, что появление серег в форме птиц связано с трансформацией подвесок, известных как рясны.

Богато украшенные серьги были предметом роскоши, и нередко женщины в своих завещаниях отписывали их наследницам. Серьги, даже если они повреждались, не выбрасывали, а аккуратно разбирали, после чего повторно использовали камни и жемчуг для отделки воротников и в целом в украшении одежды. Даже мужчины по моде XVI и XVII веков носили по одной серьге в ухе. Серьги могли носить не только в ушах, но также закреплять на ленты или ткань головного убора.
#9
Наименование: Серьги-голубцы
Размеры: 5,2×3 см
Коллекция: Смоленская крепость
Правообладатель изображений: Смоленская крепость
#10
Серьги-одинцы
#11
Серьги являлись одним из самых распространенных украшений XVI и XVII столетия. При их изготовлении в народной среде использовали самые различные материалы, делали натуральные и искусственные вставки, что придавало женскому образу особую стать и благородство.

Серьги были частью женской одежды, они придавали всему наряду элемент торжественности и пышности. Мастера выбирали яркие цвета драгоценных камней: изумруды, сапфиры, темно-красные рубины. Нарядность женского и мужского костюма в XVII веке хорошо сочеталась с узорочьем декоративного оформления палат.

Серьги с одной привеской носили название одинцы, с двумя и тремя подвесками — двойчатки и тройчатки. Для их изготовления могли использовать дымчатый кварц, жемчуг, коралл, драгоценные и полудрагоценные камни, металлические бусины.

Техника изготовления украшений и набор материалов зависели от региона и бюджета будущего владельца. В XVII веке существовала мода на оттянутые вниз мочки ушей, что диктовало массивность многих изделий. Девочке прокалывали уши достаточно рано, но вставляли в ушки маленькие сережки-колечки. Только когда она входила в пору юности, у нее появлялись массивные и дорогие ювелирные украшения.

Серьги из золота и серебра с драгоценными камнями передавались из поколения в поколение. Порой на фотографиях конца XIX века можно увидеть типичные для XVII века сережки-одинцы. Сережки не оставались неизменными по форме: шло время, менялись стили и вкусовые предпочтения. На смену серьгам-одинцам, двойчаткам и тройчаткам пришли серьги в виде корабликов и птиц.

В XVIII веке в моду вошли серьги в виде грозди винограда из жемчуга, а также серьги-банты, производством которых прославились тульские мастера. Для украшения своих изделий они применяли граненые металлические шарики, которые при определенном освещении становились похожи на алмазы.

Серьги-одинцы из коллекции музея «Смоленская крепость» были созданы ювелиром из серебра, в качестве центрального элемента был использован минерал сердолик — разновидность кварца. Известно, что этим камнем был украшен один из перстней Александра Сергеевича Пушкина.
#12
Наименование: Серьги-одинцы
Размеры: 7,3×2,5 см
Коллекция: Смоленская крепость
Правообладатель изображений: Смоленская крепость
#13
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Серьги

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%