#5
Наруч (сохранившаяся половина предмета) трапециевидной формы с пятью фризами, Бляха зооморфная в виде присевшего на лапки зверя с мозаичным панцирем (съёмным)
#6
#7
#2
Золотой браслет — наруч — нашли в погребении в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Это погребение было открыто и разрушено в 1984 году, когда здесь прокладывали водопроводную траншею.
Наруч состоит из двух частей, из которых хорошо сохранилась одна. Само украшение представляет собой усеченный конус, который спаян из пяти фризов — горизонтальных декоративных элементов. Они разделены между собой трубчатыми полосами.
Верхний и нижний фризы оформлены одинаково: на них изображен орнамент в виде волн, которые закручиваются в круги. Волны украшены синей и зеленой эмалью, их контуры выполнены из витой проволоки, а каждый завиток дополнен зернью — мелким полым шариком.
Орнамент второго, ажурного, фриза представляет собой четыре растянутые гладкие шкурки, также обрамленные эмалью. В центре каждой шкурки глубоко оттиснута тушка барана: ножки показаны в рельефе, глаза — проволочным колечком с шариком в центре. Исследователи полагают, что в декоре отражается древнегреческий миф о «золотом руне» — шкуре барана, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино или, по другой версии мифа, тётки Биадики. По дороге Гелла упала в море, а Фрикс достиг берега Колхиды (Западная Грузия). Он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. Золотое руно стало магическим гарантом благоденствия колхов, а позже его похитили и увезли в Грецию аргонавты под предводительством Ясона.
Третий фриз, тоже ажурный, состоит из ряда фигур, которые напоминают песочные часы. Они тоже украшены эмалью и зернью.
Четвёртый фриз вырублен из одной пластины. Он состоит из триглифов — так в архитектуре называют прямоугольные, вытянутые по вертикали плиты с желобками. Триглифы наклонены друг к другу и украшены проволочками и зернью.
В 2005 году наруч из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими древними предметами экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Наруч состоит из двух частей, из которых хорошо сохранилась одна. Само украшение представляет собой усеченный конус, который спаян из пяти фризов — горизонтальных декоративных элементов. Они разделены между собой трубчатыми полосами.
Верхний и нижний фризы оформлены одинаково: на них изображен орнамент в виде волн, которые закручиваются в круги. Волны украшены синей и зеленой эмалью, их контуры выполнены из витой проволоки, а каждый завиток дополнен зернью — мелким полым шариком.
Орнамент второго, ажурного, фриза представляет собой четыре растянутые гладкие шкурки, также обрамленные эмалью. В центре каждой шкурки глубоко оттиснута тушка барана: ножки показаны в рельефе, глаза — проволочным колечком с шариком в центре. Исследователи полагают, что в декоре отражается древнегреческий миф о «золотом руне» — шкуре барана, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино или, по другой версии мифа, тётки Биадики. По дороге Гелла упала в море, а Фрикс достиг берега Колхиды (Западная Грузия). Он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. Золотое руно стало магическим гарантом благоденствия колхов, а позже его похитили и увезли в Грецию аргонавты под предводительством Ясона.
Третий фриз, тоже ажурный, состоит из ряда фигур, которые напоминают песочные часы. Они тоже украшены эмалью и зернью.
Четвёртый фриз вырублен из одной пластины. Он состоит из триглифов — так в архитектуре называют прямоугольные, вытянутые по вертикали плиты с желобками. Триглифы наклонены друг к другу и украшены проволочками и зернью.
В 2005 году наруч из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими древними предметами экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#8
Дата создания: I в. до н. э.
Техника: тиснение, скань, штамповка, пайка, зернь
Размеры: Ширина — 10,9 см; длина — 14,0 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский областной научно-методический центр народной культуры»
№ Госкаталога: 17112934
Техника: тиснение, скань, штамповка, пайка, зернь
Размеры: Ширина — 10,9 см; длина — 14,0 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский областной научно-методический центр народной культуры»
№ Госкаталога: 17112934
#10
Бляха зооморфная в виде присевшего на лапки зверя с мозаичным панцирем (съёмным)
#11
#4
Бляхи — поясные пряжки — нашли в элитном погребении среднесарматского периода (II век до нашей эры — середина I века нашей эры). Это погребение в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района было открыто и разрушено, когда здесь в 1984 году прокладывали водопроводную траншею.
Отлитые из золота пряжки выполнены в форме ежей. Древний мастер изобразил их лежащими, передние лапки животных вытянуты вперед. По бокам и сзади их обвивают змеи, образуя «гераклов узел» — прямой узел, при котором концы обеих веревок проходят в петли друг друга. Спереди в углах пряжек помещено по головке грифона. Глаза и уши ежей выполнены в форме крупных каст — особых оправ, которые чеканили отдельно от ювелирного изделия, а после припаивали на основу. В такие касты вставляли дополнительные драгоценные украшения. Ежи из нашей коллекции декорированы вставками из цветного камня, стекла и пасты. Их уши и глаза, а также головки грифонов украшают более крупные камни, а спинки усыпаны множеством мелких камней в небольших кастах.
Украшения созданы в скифо-сарматском зверином стиле, характерном для Сибири. Этот стиль формировался с VII по IV век до нашей эры. Для него было характерно, что драгоценности декорировали изображениями животных, которые покрывали цветными вставками. У каждого животного было свое смысловое магическое значение. Чаще всего изображали оленей, баранов, птиц или хищных кошек. Например, еж в нашем случае выступает триумфатором, который победил змей и грифонов.
У пряжки есть отверстие, в которое можно было продеть ремень. Особого внимания заслуживает то, что в бляхах есть потайные отделения — под крышками пряжки и наконечника ремня. Известно, что еще со времен античности, как сообщали письменные источники разных эпох, — в подобных крохотных секретных емкостях в украшениях хранили яд. Но в бляхах при проведении анализа ничего не обнаружили, возможно, сармат, которому они принадлежали, там ничего не хранил.
В 2005 году бляхи из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировались на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Отлитые из золота пряжки выполнены в форме ежей. Древний мастер изобразил их лежащими, передние лапки животных вытянуты вперед. По бокам и сзади их обвивают змеи, образуя «гераклов узел» — прямой узел, при котором концы обеих веревок проходят в петли друг друга. Спереди в углах пряжек помещено по головке грифона. Глаза и уши ежей выполнены в форме крупных каст — особых оправ, которые чеканили отдельно от ювелирного изделия, а после припаивали на основу. В такие касты вставляли дополнительные драгоценные украшения. Ежи из нашей коллекции декорированы вставками из цветного камня, стекла и пасты. Их уши и глаза, а также головки грифонов украшают более крупные камни, а спинки усыпаны множеством мелких камней в небольших кастах.
Украшения созданы в скифо-сарматском зверином стиле, характерном для Сибири. Этот стиль формировался с VII по IV век до нашей эры. Для него было характерно, что драгоценности декорировали изображениями животных, которые покрывали цветными вставками. У каждого животного было свое смысловое магическое значение. Чаще всего изображали оленей, баранов, птиц или хищных кошек. Например, еж в нашем случае выступает триумфатором, который победил змей и грифонов.
У пряжки есть отверстие, в которое можно было продеть ремень. Особого внимания заслуживает то, что в бляхах есть потайные отделения — под крышками пряжки и наконечника ремня. Известно, что еще со времен античности, как сообщали письменные источники разных эпох, — в подобных крохотных секретных емкостях в украшениях хранили яд. Но в бляхах при проведении анализа ничего не обнаружили, возможно, сармат, которому они принадлежали, там ничего не хранил.
В 2005 году бляхи из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировались на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#12
Дата создания: вторая половина II–I в. до н. э.
Техника: глубокое тиснение, клуазоне
Размеры: 2,5×3,5×7,5 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский областной научно-методический центр народной культуры»
№ Госкаталога: 1711293
Техника: глубокое тиснение, клуазоне
Размеры: 2,5×3,5×7,5 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский областной научно-методический центр народной культуры»
№ Госкаталога: 1711293
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
0

Открыть в приложении
Поделиться