Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Золото кочевников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#5
Наруч (сохранившаяся половина предмета) трапециевидной формы с пятью фризами, Бляха зооморфная в виде присевшего на лапки зверя с мозаичным панцирем (съёмным)
#6

Наруч (сохранившаяся половина предмета) трапециевидной формы с пятью фризами

#7
#2
Золотой браслет — наруч — нашли в погребении в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Это погребение было открыто и разрушено в 1984 году, когда здесь прокладывали водопроводную траншею.

Наруч состоит из двух частей, из которых хорошо сохранилась одна. Само украшение представляет собой усеченный конус, который спаян из пяти фризов — горизонтальных декоративных элементов. Они разделены между собой трубчатыми полосами.

Верхний и нижний фризы оформлены одинаково: на них изображен орнамент в виде волн, которые закручиваются в круги. Волны украшены синей и зеленой эмалью, их контуры выполнены из витой проволоки, а каждый завиток дополнен зернью — мелким полым шариком.

Орнамент второго, ажурного, фриза представляет собой четыре растянутые гладкие шкурки, также обрамленные эмалью. В центре каждой шкурки глубоко оттиснута тушка барана: ножки показаны в рельефе, глаза — проволочным колечком с шариком в центре. Исследователи полагают, что в декоре отражается древнегреческий миф о «золотом руне» — шкуре барана, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино или, по другой версии мифа, тётки Биадики. По дороге Гелла упала в море, а Фрикс достиг берега Колхиды (Западная Грузия). Он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. Золотое руно стало магическим гарантом благоденствия колхов, а позже его похитили и увезли в Грецию аргонавты под предводительством Ясона.

Третий фриз, тоже ажурный, состоит из ряда фигур, которые напоминают песочные часы. Они тоже украшены эмалью и зернью.

Четвёртый фриз вырублен из одной пластины. Он состоит из триглифов — так в архитектуре называют прямоугольные, вытянутые по вертикали плиты с желобками. Триглифы наклонены друг к другу и украшены проволочками и зернью.

В 2005 году наруч из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими древними предметами экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#8
Дата создания: I в. до н. э.
Техника: тиснение, скань, штамповка, пайка, зернь
Размеры: Ширина — 10,9 см; длина — 14,0 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский областной научно-методический центр народной культуры»
№ Госкаталога: 17112934
#10

Бляха зооморфная в виде присевшего на лапки зверя с мозаичным панцирем (съёмным)

#11
#4
Бляхи — поясные пряжки — нашли в элитном погребении среднесарматского периода (II век до нашей эры — середина I века нашей эры). Это погребение в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района было открыто и разрушено, когда здесь в 1984 году прокладывали водопроводную траншею.

Отлитые из золота пряжки выполнены в форме ежей. Древний мастер изобразил их лежащими, передние лапки животных вытянуты вперед. По бокам и сзади их обвивают змеи, образуя «гераклов узел» — прямой узел, при котором концы обеих веревок проходят в петли друг друга. Спереди в углах пряжек помещено по головке грифона. Глаза и уши ежей выполнены в форме крупных каст — особых оправ, которые чеканили отдельно от ювелирного изделия, а после припаивали на основу. В такие касты вставляли дополнительные драгоценные украшения. Ежи из нашей коллекции декорированы вставками из цветного камня, стекла и пасты. Их уши и глаза, а также головки грифонов украшают более крупные камни, а спинки усыпаны множеством мелких камней в небольших кастах.

Украшения созданы в скифо-сарматском зверином стиле, характерном для Сибири. Этот стиль формировался с VII по IV век до нашей эры. Для него было характерно, что драгоценности декорировали изображениями животных, которые покрывали цветными вставками. У каждого животного было свое смысловое магическое значение. Чаще всего изображали оленей, баранов, птиц или хищных кошек. Например, еж в нашем случае выступает триумфатором, который победил змей и грифонов.

У пряжки есть отверстие, в которое можно было продеть ремень. Особого внимания заслуживает то, что в бляхах есть потайные отделения — под крышками пряжки и наконечника ремня. Известно, что еще со времен античности, как сообщали письменные источники разных эпох, — в подобных крохотных секретных емкостях в украшениях хранили яд. Но в бляхах при проведении анализа ничего не обнаружили, возможно, сармат, которому они принадлежали, там ничего не хранил.

В 2005 году бляхи из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировались на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#12
Дата создания: вторая половина II–I в. до н. э.
Техника: глубокое тиснение, клуазоне
Размеры: 2,5×3,5×7,5 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский областной научно-методический центр народной культуры»
№ Госкаталога: 1711293
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Наруч и бляхи зооморфные

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%