Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Экспозиция Дома-музея В.И. Ленина»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Нотная папка Ольги Ульяновой, Гусельки

0
Открыть в приложении
#1
Нотная папка Ольги Ульяновой, Гусельки
#2
Типография и переплетное заведение Александра Токарева
Нотная папка Ольги Ульяновой
#3
В коллекции дома-музея хранится нотная папка с произведением итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламермур». Трагическая опера в трех действиях». Она принадлежала Ольге, средней дочери Ульяновых.

Нотную запись всех партий «Лючии ди Ламмермур» отпечатали в конце 1870-х — начале 1880-х годов в симбирской типографии, которая принадлежала купцу Александру Токареву. Переплет Ульяновы заказали отдельно. На внутренней стороне картонной крышки переплета сохранилась наклейка: «Типография и переплетное заведение А.Т. Токарева в Симбирске».

В нижней части титульного листа стоит синий штамп: «Музыкальный магазин А.Б. Гутхейль комиссионера Императорских театров в Москве». Магазин принадлежал русской нотоиздательной фирме, которую Александр Гутхейль основал в 1859 году в Москве. Фирма специализировалась на выпуске оперных клавиров русских и европейских композиторов, но своей типографии никогда не имела.

Клавир, или клавираусцуг, — это переложение для фортепиано и пения музыкального произведения, которое композитор написал для ансамбля инструментов. Благодаря клавирам сложные оперы и балеты можно было играть и петь дома.

Ольга Ульянова родилась 4 (16 по старому стилю) ноября 1871 года. Она была четвертым ребенком в семье Ильи и Марии Ульяновых. Ольга, как и мать, любила музыку и пение и много часов проводила за роялем. Когда семья была вынуждена уехать из Симбирска в Казань, Ольга начала посещать занятия у известного музыканта и дирижера Александра Орлова-Соколовского.

Ольга не бросила музыку, даже когда переехала в Петербург и поступила на физико-математическое отделение Бестужевских курсов. Она писала родным: «Играю на курсах при публике. У нас очень популярен Бетховен». Ульянова участвовала в концертах в пользу нуждающихся курсисток, обеспечивала нотами младшую сестру, так же как в свое время ей привозил ноты старший брат Александр.

«Пусть она попробует разучить сонату Гайдна. Если ей не понравится, то посоветую ей не бросать, потому что такая вещь, которую надо хорошо разучить…» — Ольга Ульянова в письме матери Марии Александровне о Марии Ульяновой.

Анна Ульянова-Елизарова писала, что Ольга благодаря своей усидчивости и целеустремленности достигла в музыке больше, чем ее сестры, и «играла трудные классические вещи».
#5
Полное наименование: Нотная папка Ольги Ульяновой
Автор: Типография и переплетное заведение Александра Токарева
Дата создания: конец 1870-х — начало 1880-х годов
Техника: типографская печать, переплет, картон
Место создания: Симбирск, Россия
Размеры: 22×16 см
Коллекция: Подлинники семьи Ульяновых
Правообладатель изображений: Ленинский мемориал
#6
Николай Вессель, Евгений Альбрехт
Гусельки
#7
Семья Ульяновых любила музыку и хорошо в ней разбиралась. Дети учились петь и говорить одновременно. Анна Ульянова-Елизарова, старшая дочь, писала: «Так как Мария Александровна [мать] была хорошей музыкантшей, очень любившей и хорошо понимавшей музыку, то музыка в семье значила многое».

В воспоминаниях Анна описывала, как восьмилетний Володя поддразнивал младшего брата Митю: «Меньшой братишка Митя в возрасте трех-пяти лет был очень жалостливый и никак не мог допеть без слез «Козлика». Его старались приучить, уговаривали. Но только он наберется мужества и старается пропеть, не моргнув глазом, все грустные места, как Володя поворачивается к нему и с особым ударением, делая страшное лицо, поет: «Напа-али на ко-озлика серые волки…»

В коллекции Дома-музея Владимира Ленина хранится тонкая книжка «Гусельки» в мягкой бледно-желтой обложке. Это сборник из 128 колыбельных, детских, народных песен и прибауток с голосами и аккомпанементом для фортепиано.

«Гусельки» составили литератор и этнограф Николай Вессель и музыкальный педагог Евгений Альбрехт в конце 1870-х годов. В песенках они объединили певческие партии и партии фортепиано для того, чтобы исполнитель мог и петь, и играть одновременно. Альбрехт и Вессель считали, что так детям будет проще запомнить слова и мелодию. Перед публикацией новаторский сборник одобрил совет профессоров Петербургской консерватории Императорского русского музыкального общества.

В 1885 году музыкальное издательство Петра Юргенсона выпустило уже шестое издание «Гуселек», экземпляр которого попал в библиотеку Ульяновых. Эта фирма с 1861 года издавала музыкальную литературу и продавала ее. Первыми выпусками издания были духовно-музыкальные сочинения Дмитрия Бортнянского под редакцией Петра Чайковского, ноты произведений Бальдассаре Галуппи, Степана Давыдова и других композиторов. Кроме музыкальных произведений, Юргенсон выпускал учебную литературу, книги по истории музыки, оркестровые партитуры.

После смерти Петра Юргенсона дело унаследовал его сын Борис, однако фирма просуществовала только до 1918 года. После Октябрьской революции, одним из организаторов которой был Владимир Ленин, издательство национализировали. На его базе создали издательский подотдел музыкального отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР.
#8
Полное наименование: «Гусельки». Сборник колыбельных, детских, народных песен и прибауток
Автор: Вессель Николай Христианович (1834–1906), Альбрехт Евгений Карлович (1844–1894)
Дата создания: 1885 год
Техника: типографская печать
Место создания: Санкт-Петербург, Россия
Размеры: 22×16 см
Коллекция: Печатные источники
Правообладатель изображений: Ленинский мемориал
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Нотная папка Ольги Ульяновой, Гусельки

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%