Анатолий Калашников (1947—2012) — это известный художник-монументалист, выпускник Свердловского художественного училища, достаточно яркий и запоминающийся представитель свердловской художественной школы.
Качества монументальной живописи по-своему красиво преломились в его станковых работах. Многие знают о серия произведений А. Калашникова на античные и мифологические сюжеты: «Аргонавты», «Геракл», «Битва А. Македонского с Дарием при Гавгамелле», «Даная», «Самсон и Далила», «Вирсавия», «Похищение сабинянок».
В этих произведениях можно заметить некую перекличку с творчеством Пуссена, Брюллова, Руссо, Гогена, Пикассо. Но сказать, что картины идентичны — невозможно, каждая картина отличается своеобразностью и неподражаемостью.
Стилизация прочно вошла в арсенал художественных средств современного искусства. Однако художники все чаще обращают внимание не столько на внешнюю, формальную сторону искусства разных эпох, сколько на сюжетные мотивы и образы классического искусства. При этом они преподносят их зрителю в специфическом постмодернистском ракурсе: неожиданном, подчас абсурдном контексте, часто в ироничной интерпретации.
Так случилось и с классическим сюжетом Данаи в современном пересказе с разными вариациями у Анатолия Калашникова. В античном мифе говорится: «Когда царю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука, Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в неприступную башню. Только служанка была при царевне.
О красоте Данаи узнал Зевс и, превратившись в золотой дождь, проник к Данае в башню. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил множество подвигов». Обратимся теперь к композиции Анатолия Калашникова «ДАНАЯ-1». (1984) Его героиня производит впечатление не трепетно ждущей любви прекрасной затворницы, а экстатичной вакханки или довольной жизнью обитательницы роскошных покоев гарема.
Даная Калашникова недвусмысленно принимает Зевса в виде дождя из золотых монет, да и служанка с огромной загребущей рукой напоминает сводню. Ирония здесь налицо. Современный живописный язык художника, намеренно примитивный по форме, также «приземляет» этот возвышенный женский образ. Так художник переосмыслил сюжет античного мифа.
У Анатолия Калашникова есть еще два варианта «Данаи». В картине 1994 года Даная изображена более скромной и миловидной. Перед нею поднос на котором лежат спелые вишни, а также из этих же ягод сыплется и золотой дождь. Их собирает с пола служанка.
А в варианте 2006 года «И Зевс пролился золотым дождем», написанном к 400-летию Рембрандта, звучит мотив бабьего лета, сцена с Данаей предстает на фоне уральского осеннего пейзажа. Как мы видим, в своей трактовке образа Данаи художник двигался от ироничной подачи к более метафорической и лиричной.
Качества монументальной живописи по-своему красиво преломились в его станковых работах. Многие знают о серия произведений А. Калашникова на античные и мифологические сюжеты: «Аргонавты», «Геракл», «Битва А. Македонского с Дарием при Гавгамелле», «Даная», «Самсон и Далила», «Вирсавия», «Похищение сабинянок».
В этих произведениях можно заметить некую перекличку с творчеством Пуссена, Брюллова, Руссо, Гогена, Пикассо. Но сказать, что картины идентичны — невозможно, каждая картина отличается своеобразностью и неподражаемостью.
Стилизация прочно вошла в арсенал художественных средств современного искусства. Однако художники все чаще обращают внимание не столько на внешнюю, формальную сторону искусства разных эпох, сколько на сюжетные мотивы и образы классического искусства. При этом они преподносят их зрителю в специфическом постмодернистском ракурсе: неожиданном, подчас абсурдном контексте, часто в ироничной интерпретации.
Так случилось и с классическим сюжетом Данаи в современном пересказе с разными вариациями у Анатолия Калашникова. В античном мифе говорится: «Когда царю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука, Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в неприступную башню. Только служанка была при царевне.
О красоте Данаи узнал Зевс и, превратившись в золотой дождь, проник к Данае в башню. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил множество подвигов». Обратимся теперь к композиции Анатолия Калашникова «ДАНАЯ-1». (1984) Его героиня производит впечатление не трепетно ждущей любви прекрасной затворницы, а экстатичной вакханки или довольной жизнью обитательницы роскошных покоев гарема.
Даная Калашникова недвусмысленно принимает Зевса в виде дождя из золотых монет, да и служанка с огромной загребущей рукой напоминает сводню. Ирония здесь налицо. Современный живописный язык художника, намеренно примитивный по форме, также «приземляет» этот возвышенный женский образ. Так художник переосмыслил сюжет античного мифа.
У Анатолия Калашникова есть еще два варианта «Данаи». В картине 1994 года Даная изображена более скромной и миловидной. Перед нею поднос на котором лежат спелые вишни, а также из этих же ягод сыплется и золотой дождь. Их собирает с пола служанка.
А в варианте 2006 года «И Зевс пролился золотым дождем», написанном к 400-летию Рембрандта, звучит мотив бабьего лета, сцена с Данаей предстает на фоне уральского осеннего пейзажа. Как мы видим, в своей трактовке образа Данаи художник двигался от ироничной подачи к более метафорической и лиричной.