Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Декабристы в Ялуторовске»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Комод,бювар,спичечница,чернильница

0
Открыть в приложении
#13
Комод, бювар, спичечница, чернильница
#14

Комод-бюро

#15
#16
Слово комод происходит от французского «commode» — удобный. Прообразом комода был сундук, к которому со временем стали добавлять выдвижные ящики и ножки. Этот предмет мебели вошел в обиход в начале XVIII века. Бюро появилось во Франции немногим ранее — в середине XVII столетия. Изготавливалось из различных пород древесины, украшалось дорогостоящими материалами — перламутром, золочеными и бронзовыми накладками. Бюро выполняло функцию рабочего стола. Оно имело различные виды: традиционный, консоль, комод.

Комод-бюро наравне с комодом-секретером или комодом-столиком является типичным предметом мебели XIX века. Предназначался он не только для хранения вещей, но и для написания писем. Представленный экспонат находится в кабинете Матвея Муравьева-Апостола, который, даже находясь в далеком сибирском городке, окружал себя со вкусом обставленным интерьером.

Комод-бюро состоит из двух частей: бюро и комода. Произведен он в России в первой половине XIX века. При его изготовлении использовали массив сосны. Сверху его покрыли шпоном — тонкими срезами древесины красного дерева и покрыли лаком. Изящные ручки с ажурными крепежами изготовили из бронзы.

Верхняя часть комода откидывалась и превращалась в подобие письменного стола. В рабочем положении эта часть фиксировалась двумя выдвижными боковыми дощечками — царгами.

Верхняя часть называлась конторкой. В ней по центру расположена ниша с дверцей и тремя выдвижными ящичками. По обе стороны от дверцы встроены семь симметрично расположенных ящичков и три ниши со шторкой. Комод состоит из трех высоких и одного узкого выдвижных ящиков.

Комод-бюро передали из Государственного исторического музея в 1969 году специально для создания новой экспозиции в мемориальном доме М.И. Муравьева-Апостола. В 2005 году сотрудники Свердловского областного краеведческого музея отреставрировали комод. Специалисты удалили старый лак и клей, восстановили заднюю стенку комода. Кроме этого они заново стянули конструкцию, отреставрировали отделку ящиков, дверцы конторки, покрыли их шпоном красного дерева и лаком.
#17
Дата создания: первая половина XIX века
Техника: фанеровка, лакирование, литье
Место создания: Россия
Размеры: 111×120×61 см
Коллекция: Дерево/Мебель
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога: 8966492
#18

Бювар

#19
#20
Бювар в XIX столетии был незаменимым предметом письменного стола. Само название «бювар» происходит от французского слова «buvard», что означает «промокашка». Этот элегантный предмет, предназначенный для деловых людей, появился в середине XIX века после того, как была придумана специальная промокательная бумага для чернил. В изящной папке хранились тетрадь с листами из промокательной бумаги для предотвращения размазывания чернил по бумаге и небольшое количество почтовой или писчей бумаги, конвертов, корреспонденции и других важных бумаг. Бювары или кожаные папки умело украшали вышивкой, различными надписями, инкрустацией. Такая отделка подчеркивала особый статус своего владельца и того кабинета, где они находились.

С сибирским провинциальным городом Ялуторовск связаны 20 лет жизни ссыльного декабриста, дворянина, героя Отечественной войны 1812 года, отставного подполковника Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола. По воспоминаниям современников, Матвей Муравьёв-Апостол «…проживал в элитной части города, в очень хорошо обставленном доме». Три комнаты в доме сегодня являются мемориальными — зала, кабинет хозяина и гостиная. Ценные сведения дают и воспоминания писателя и художника Михаила Знаменского, кабинет был «с полками книг, на стенах — портреты родных, большой портрет Наполеона, ружья с охотничьими принадлежностями…». В кабинете был всегда порядок и каждый предмет говорил о высоком художественном вкусе его хозяина. Нашел свое место и старинный бювар. Он прямоугольной формы из плотного картона, оклеенного коричневой бумагой.

Имеет фигурный клапан с металлическим замочком. Клапан и корешок оклеены светло-коричневой кожей. С обеих сторон по краю проходит фигурная рамка в виде тисненого золотистого орнамента растительного и геометрического характера. На оборотной стороне можно увидеть вставку из бумажной канвы с вышивкой, выполненной бисером и нитками синего, коричневого, зеленого и серого цветов. Орнамент вышивки состоит из растительных элементов. Внутри бювара два кармана, оклеенных синей бумагой снаружи и розовой — внутри.

Представленный экспонат был приобретен во время научной командировки в городе Москве в антикварном отделе книжного магазина «Москва» для новой экспозиции в доме Матвея Муравьева-Апостола, который открылся после реставрации в 1994 году.
#21
Дата создания: первая половина ХIХ века
Место создания: Россия
Техника: тиснение, вышивка бисером
Размеры: 42×28,5×1,5 см
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Коллекция: Прочие материалы
№ Госкаталога: 4703142
#22

Спичечница

#23
#24
Спичечница — типовой предмет домашнего обихода эпохи XIX века. Появилась она после изобретения в 1844 году так называемых безопасных спичек. Спички, которые использовались раньше, легко воспламенялись даже от трения друг с другом. Новый химический состав с добавлением красного фосфора позволил обезопасить их в использовании.

Спичечница представляет собой футляр-подставку для спичечного коробка. Как правило, спичечница соответствовала его размерам. Производители учитывали назначение предмета и выпускали их нескольких видов: настольные, каминные и карманные. Настольные спичечницы изготавливали на ножке-стойке, украшали драгоценными камнями, а также гравированными рисунками, которые заполняли чернью или цветной эмалью. В изготовлении каминных спичечниц применялись латунь и медь. Предназначались такие спичечницы для больших спичечных коробков и являли собой настоящие произведения искусства. Карманные спичечницы были цельнометаллическими с двумя отверстиями.

В изготовлении спичечниц применялись различные материалы: бронза, серебро, алюминий, латунь. Каждый из перечисленных материалов придает изделию своеобразие и изящество.

Представленная спичечница, настольная, состоит из трех частей: держателя для коробка, ножки и подставки. Держатель из желтого металла, в виде двух параллельно расположенных прямоугольных пластин с фигурным подъемом посередине. На лицевых сторонах можно увидеть рельефное изображение женщины с венком на голове в профиль. Ножку сделали короткой, круглого сечения, декорировали мелким рельефным орнаментом, на круглом ступенчатом основании вырезали два пояса с растительным орнаментом. Подставка выполнена из двух пластин квадратной формы. В изготовлении верхней пластины применен черный камень с зелеными прожилками, нижняя пластина изготовлена из гипса, покрытого черной краской.

Спичечница попала в коллекцию Ялуторовского музейного комплекса в 1994 году. Тогда её приобрели сотрудники музея во время командировки в Санкт-Петербург специально для экспозиции в мемориальном доме, который открылся после реставрации.
#26
Дата создания: XIX век
Техника: литье, гравировка, резьба
Место создания: Россия
Размеры: Высота — 13,7 см, Подставка — 10,5×10,5×2,6 см
Коллекция: Металл
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
#27

Чернильница

#28
#29
Первые чернильницы появились в глубокой древности с изобретением чернил, так как возникла необходимость в сосудах для их хранения. Одна из первых чернильниц была найдена во время археологических раскопок в древнеримском городе Геркулануме, разрушенном после извержения вулкана Везувий и погребенном под большим слоем вулканического пепла много веков назад. Чернильница в виде глиняной чаши сохранила на дне осадок темного цвета. Исследования показали, что это были древние чернила, изготовленные из сажи, разведенной маслом.

В Средневековье чернильницы делали из кожи, рога и металла. Из стекла их начали выпускать англичане. Им удалось разработать новый вид этого предмета — безопасную чернильницу.

Горлышко чернильницы имело специальную конусообразную воронку, которая не позволяла чернилам вытекать, даже если сосуд опрокидывали. В разных странах в зависимости от эпохи изготавливали чернильницы разнообразных форм и размеров, используя фарфор, камень, металл или полимеры.

Чернильница, представленная в экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», выполнена из фарфора, бронзы, глазури и позолоты. Предположительно её изготовили на заводе Алексея Попова в селе Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии в 1840–1850-е годы.

Чернильница выполнена в форме цилиндра с желобком сбоку. Желобок — специальное устройство в чернильнице для погружения пера в чернила. Установили её на металлическом основании, а сверху она накрывается металлической крышкой, украшенной рельефным растительным орнаментом.

Поверхность чернильницы декорирована росписью. На зеленом фоне два фигурных резерва — область изображения, которая в процессе рисования сохраняется не закрашенной. В резервы вписаны букетики из розовых, красных, синих, сиреневых цветков. А вокруг резервов и между ними можно увидеть золотистые завитки. Желобок белого цвета украсили золотистой обводкой и веточками.

Внутри чернильницы установлен цилиндрический поршень. Он крепится к крышке и давит на чернила, которые потом поступают в желобок через круглое отверстие.

Эту чернильницу приобрели в антикварном отделе книжного магазина в городе Москва для экспозиции в доме М.И. Муравьева-Апостола.
#30
Дата создания: 1840–1850 годы
Место создания: Московская губерния, Дмитровский уезд, село Горбуново
Техника: литье, роспись надглазурная, золочение
Размеры: 16,3×6,3 см
Коллекция: Керамика
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога: 4379851
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Комод,бювар,спичечница,чернильница

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%