#13
Комод, бювар, спичечница, чернильница
#14
#15
#16
Слово комод происходит от французского «commode» — удобный. Прообразом комода был сундук, к которому со временем стали добавлять выдвижные ящики и ножки. Этот предмет мебели вошел в обиход в начале XVIII века. Бюро появилось во Франции немногим ранее — в середине XVII столетия. Изготавливалось из различных пород древесины, украшалось дорогостоящими материалами — перламутром, золочеными и бронзовыми накладками. Бюро выполняло функцию рабочего стола. Оно имело различные виды: традиционный, консоль, комод.
Комод-бюро наравне с комодом-секретером или комодом-столиком является типичным предметом мебели XIX века. Предназначался он не только для хранения вещей, но и для написания писем. Представленный экспонат находится в кабинете Матвея Муравьева-Апостола, который, даже находясь в далеком сибирском городке, окружал себя со вкусом обставленным интерьером.
Комод-бюро состоит из двух частей: бюро и комода. Произведен он в России в первой половине XIX века. При его изготовлении использовали массив сосны. Сверху его покрыли шпоном — тонкими срезами древесины красного дерева и покрыли лаком. Изящные ручки с ажурными крепежами изготовили из бронзы.
Верхняя часть комода откидывалась и превращалась в подобие письменного стола. В рабочем положении эта часть фиксировалась двумя выдвижными боковыми дощечками — царгами.
Верхняя часть называлась конторкой. В ней по центру расположена ниша с дверцей и тремя выдвижными ящичками. По обе стороны от дверцы встроены семь симметрично расположенных ящичков и три ниши со шторкой. Комод состоит из трех высоких и одного узкого выдвижных ящиков.
Комод-бюро передали из Государственного исторического музея в 1969 году специально для создания новой экспозиции в мемориальном доме М.И. Муравьева-Апостола. В 2005 году сотрудники Свердловского областного краеведческого музея отреставрировали комод. Специалисты удалили старый лак и клей, восстановили заднюю стенку комода. Кроме этого они заново стянули конструкцию, отреставрировали отделку ящиков, дверцы конторки, покрыли их шпоном красного дерева и лаком.
Комод-бюро наравне с комодом-секретером или комодом-столиком является типичным предметом мебели XIX века. Предназначался он не только для хранения вещей, но и для написания писем. Представленный экспонат находится в кабинете Матвея Муравьева-Апостола, который, даже находясь в далеком сибирском городке, окружал себя со вкусом обставленным интерьером.
Комод-бюро состоит из двух частей: бюро и комода. Произведен он в России в первой половине XIX века. При его изготовлении использовали массив сосны. Сверху его покрыли шпоном — тонкими срезами древесины красного дерева и покрыли лаком. Изящные ручки с ажурными крепежами изготовили из бронзы.
Верхняя часть комода откидывалась и превращалась в подобие письменного стола. В рабочем положении эта часть фиксировалась двумя выдвижными боковыми дощечками — царгами.
Верхняя часть называлась конторкой. В ней по центру расположена ниша с дверцей и тремя выдвижными ящичками. По обе стороны от дверцы встроены семь симметрично расположенных ящичков и три ниши со шторкой. Комод состоит из трех высоких и одного узкого выдвижных ящиков.
Комод-бюро передали из Государственного исторического музея в 1969 году специально для создания новой экспозиции в мемориальном доме М.И. Муравьева-Апостола. В 2005 году сотрудники Свердловского областного краеведческого музея отреставрировали комод. Специалисты удалили старый лак и клей, восстановили заднюю стенку комода. Кроме этого они заново стянули конструкцию, отреставрировали отделку ящиков, дверцы конторки, покрыли их шпоном красного дерева и лаком.
#17
Дата создания: первая половина XIX века
Техника: фанеровка, лакирование, литье
Место создания: Россия
Размеры: 111×120×61 см
Коллекция: Дерево/Мебель
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога: 8966492
Техника: фанеровка, лакирование, литье
Место создания: Россия
Размеры: 111×120×61 см
Коллекция: Дерево/Мебель
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога: 8966492
#18
Бювар
#19
#20
Бювар в XIX столетии был незаменимым предметом письменного стола. Само название «бювар» происходит от французского слова «buvard», что означает «промокашка». Этот элегантный предмет, предназначенный для деловых людей, появился в середине XIX века после того, как была придумана специальная промокательная бумага для чернил. В изящной папке хранились тетрадь с листами из промокательной бумаги для предотвращения размазывания чернил по бумаге и небольшое количество почтовой или писчей бумаги, конвертов, корреспонденции и других важных бумаг. Бювары или кожаные папки умело украшали вышивкой, различными надписями, инкрустацией. Такая отделка подчеркивала особый статус своего владельца и того кабинета, где они находились.
С сибирским провинциальным городом Ялуторовск связаны 20 лет жизни ссыльного декабриста, дворянина, героя Отечественной войны 1812 года, отставного подполковника Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола. По воспоминаниям современников, Матвей Муравьёв-Апостол «…проживал в элитной части города, в очень хорошо обставленном доме». Три комнаты в доме сегодня являются мемориальными — зала, кабинет хозяина и гостиная. Ценные сведения дают и воспоминания писателя и художника Михаила Знаменского, кабинет был «с полками книг, на стенах — портреты родных, большой портрет Наполеона, ружья с охотничьими принадлежностями…». В кабинете был всегда порядок и каждый предмет говорил о высоком художественном вкусе его хозяина. Нашел свое место и старинный бювар. Он прямоугольной формы из плотного картона, оклеенного коричневой бумагой.
Имеет фигурный клапан с металлическим замочком. Клапан и корешок оклеены светло-коричневой кожей. С обеих сторон по краю проходит фигурная рамка в виде тисненого золотистого орнамента растительного и геометрического характера. На оборотной стороне можно увидеть вставку из бумажной канвы с вышивкой, выполненной бисером и нитками синего, коричневого, зеленого и серого цветов. Орнамент вышивки состоит из растительных элементов. Внутри бювара два кармана, оклеенных синей бумагой снаружи и розовой — внутри.
Представленный экспонат был приобретен во время научной командировки в городе Москве в антикварном отделе книжного магазина «Москва» для новой экспозиции в доме Матвея Муравьева-Апостола, который открылся после реставрации в 1994 году.
С сибирским провинциальным городом Ялуторовск связаны 20 лет жизни ссыльного декабриста, дворянина, героя Отечественной войны 1812 года, отставного подполковника Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола. По воспоминаниям современников, Матвей Муравьёв-Апостол «…проживал в элитной части города, в очень хорошо обставленном доме». Три комнаты в доме сегодня являются мемориальными — зала, кабинет хозяина и гостиная. Ценные сведения дают и воспоминания писателя и художника Михаила Знаменского, кабинет был «с полками книг, на стенах — портреты родных, большой портрет Наполеона, ружья с охотничьими принадлежностями…». В кабинете был всегда порядок и каждый предмет говорил о высоком художественном вкусе его хозяина. Нашел свое место и старинный бювар. Он прямоугольной формы из плотного картона, оклеенного коричневой бумагой.
Имеет фигурный клапан с металлическим замочком. Клапан и корешок оклеены светло-коричневой кожей. С обеих сторон по краю проходит фигурная рамка в виде тисненого золотистого орнамента растительного и геометрического характера. На оборотной стороне можно увидеть вставку из бумажной канвы с вышивкой, выполненной бисером и нитками синего, коричневого, зеленого и серого цветов. Орнамент вышивки состоит из растительных элементов. Внутри бювара два кармана, оклеенных синей бумагой снаружи и розовой — внутри.
Представленный экспонат был приобретен во время научной командировки в городе Москве в антикварном отделе книжного магазина «Москва» для новой экспозиции в доме Матвея Муравьева-Апостола, который открылся после реставрации в 1994 году.
#21
Дата создания: первая половина ХIХ века
Место создания: Россия
Техника: тиснение, вышивка бисером
Размеры: 42×28,5×1,5 см
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Коллекция: Прочие материалы
№ Госкаталога: 4703142
Место создания: Россия
Техника: тиснение, вышивка бисером
Размеры: 42×28,5×1,5 см
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Коллекция: Прочие материалы
№ Госкаталога: 4703142
#22
Спичечница
#23
#24
Спичечница — типовой предмет домашнего обихода эпохи XIX века. Появилась она после изобретения в 1844 году так называемых безопасных спичек. Спички, которые использовались раньше, легко воспламенялись даже от трения друг с другом. Новый химический состав с добавлением красного фосфора позволил обезопасить их в использовании.
Спичечница представляет собой футляр-подставку для спичечного коробка. Как правило, спичечница соответствовала его размерам. Производители учитывали назначение предмета и выпускали их нескольких видов: настольные, каминные и карманные. Настольные спичечницы изготавливали на ножке-стойке, украшали драгоценными камнями, а также гравированными рисунками, которые заполняли чернью или цветной эмалью. В изготовлении каминных спичечниц применялись латунь и медь. Предназначались такие спичечницы для больших спичечных коробков и являли собой настоящие произведения искусства. Карманные спичечницы были цельнометаллическими с двумя отверстиями.
В изготовлении спичечниц применялись различные материалы: бронза, серебро, алюминий, латунь. Каждый из перечисленных материалов придает изделию своеобразие и изящество.
Представленная спичечница, настольная, состоит из трех частей: держателя для коробка, ножки и подставки. Держатель из желтого металла, в виде двух параллельно расположенных прямоугольных пластин с фигурным подъемом посередине. На лицевых сторонах можно увидеть рельефное изображение женщины с венком на голове в профиль. Ножку сделали короткой, круглого сечения, декорировали мелким рельефным орнаментом, на круглом ступенчатом основании вырезали два пояса с растительным орнаментом. Подставка выполнена из двух пластин квадратной формы. В изготовлении верхней пластины применен черный камень с зелеными прожилками, нижняя пластина изготовлена из гипса, покрытого черной краской.
Спичечница попала в коллекцию Ялуторовского музейного комплекса в 1994 году. Тогда её приобрели сотрудники музея во время командировки в Санкт-Петербург специально для экспозиции в мемориальном доме, который открылся после реставрации.
Спичечница представляет собой футляр-подставку для спичечного коробка. Как правило, спичечница соответствовала его размерам. Производители учитывали назначение предмета и выпускали их нескольких видов: настольные, каминные и карманные. Настольные спичечницы изготавливали на ножке-стойке, украшали драгоценными камнями, а также гравированными рисунками, которые заполняли чернью или цветной эмалью. В изготовлении каминных спичечниц применялись латунь и медь. Предназначались такие спичечницы для больших спичечных коробков и являли собой настоящие произведения искусства. Карманные спичечницы были цельнометаллическими с двумя отверстиями.
В изготовлении спичечниц применялись различные материалы: бронза, серебро, алюминий, латунь. Каждый из перечисленных материалов придает изделию своеобразие и изящество.
Представленная спичечница, настольная, состоит из трех частей: держателя для коробка, ножки и подставки. Держатель из желтого металла, в виде двух параллельно расположенных прямоугольных пластин с фигурным подъемом посередине. На лицевых сторонах можно увидеть рельефное изображение женщины с венком на голове в профиль. Ножку сделали короткой, круглого сечения, декорировали мелким рельефным орнаментом, на круглом ступенчатом основании вырезали два пояса с растительным орнаментом. Подставка выполнена из двух пластин квадратной формы. В изготовлении верхней пластины применен черный камень с зелеными прожилками, нижняя пластина изготовлена из гипса, покрытого черной краской.
Спичечница попала в коллекцию Ялуторовского музейного комплекса в 1994 году. Тогда её приобрели сотрудники музея во время командировки в Санкт-Петербург специально для экспозиции в мемориальном доме, который открылся после реставрации.
#26
Дата создания: XIX век
Техника: литье, гравировка, резьба
Место создания: Россия
Размеры: Высота — 13,7 см, Подставка — 10,5×10,5×2,6 см
Коллекция: Металл
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Техника: литье, гравировка, резьба
Место создания: Россия
Размеры: Высота — 13,7 см, Подставка — 10,5×10,5×2,6 см
Коллекция: Металл
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
#27
Чернильница
#28
#29
Первые чернильницы появились в глубокой древности с изобретением чернил, так как возникла необходимость в сосудах для их хранения. Одна из первых чернильниц была найдена во время археологических раскопок в древнеримском городе Геркулануме, разрушенном после извержения вулкана Везувий и погребенном под большим слоем вулканического пепла много веков назад. Чернильница в виде глиняной чаши сохранила на дне осадок темного цвета. Исследования показали, что это были древние чернила, изготовленные из сажи, разведенной маслом.
В Средневековье чернильницы делали из кожи, рога и металла. Из стекла их начали выпускать англичане. Им удалось разработать новый вид этого предмета — безопасную чернильницу.
Горлышко чернильницы имело специальную конусообразную воронку, которая не позволяла чернилам вытекать, даже если сосуд опрокидывали. В разных странах в зависимости от эпохи изготавливали чернильницы разнообразных форм и размеров, используя фарфор, камень, металл или полимеры.
Чернильница, представленная в экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», выполнена из фарфора, бронзы, глазури и позолоты. Предположительно её изготовили на заводе Алексея Попова в селе Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии в 1840–1850-е годы.
Чернильница выполнена в форме цилиндра с желобком сбоку. Желобок — специальное устройство в чернильнице для погружения пера в чернила. Установили её на металлическом основании, а сверху она накрывается металлической крышкой, украшенной рельефным растительным орнаментом.
Поверхность чернильницы декорирована росписью. На зеленом фоне два фигурных резерва — область изображения, которая в процессе рисования сохраняется не закрашенной. В резервы вписаны букетики из розовых, красных, синих, сиреневых цветков. А вокруг резервов и между ними можно увидеть золотистые завитки. Желобок белого цвета украсили золотистой обводкой и веточками.
Внутри чернильницы установлен цилиндрический поршень. Он крепится к крышке и давит на чернила, которые потом поступают в желобок через круглое отверстие.
Эту чернильницу приобрели в антикварном отделе книжного магазина в городе Москва для экспозиции в доме М.И. Муравьева-Апостола.
В Средневековье чернильницы делали из кожи, рога и металла. Из стекла их начали выпускать англичане. Им удалось разработать новый вид этого предмета — безопасную чернильницу.
Горлышко чернильницы имело специальную конусообразную воронку, которая не позволяла чернилам вытекать, даже если сосуд опрокидывали. В разных странах в зависимости от эпохи изготавливали чернильницы разнообразных форм и размеров, используя фарфор, камень, металл или полимеры.
Чернильница, представленная в экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», выполнена из фарфора, бронзы, глазури и позолоты. Предположительно её изготовили на заводе Алексея Попова в селе Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии в 1840–1850-е годы.
Чернильница выполнена в форме цилиндра с желобком сбоку. Желобок — специальное устройство в чернильнице для погружения пера в чернила. Установили её на металлическом основании, а сверху она накрывается металлической крышкой, украшенной рельефным растительным орнаментом.
Поверхность чернильницы декорирована росписью. На зеленом фоне два фигурных резерва — область изображения, которая в процессе рисования сохраняется не закрашенной. В резервы вписаны букетики из розовых, красных, синих, сиреневых цветков. А вокруг резервов и между ними можно увидеть золотистые завитки. Желобок белого цвета украсили золотистой обводкой и веточками.
Внутри чернильницы установлен цилиндрический поршень. Он крепится к крышке и давит на чернила, которые потом поступают в желобок через круглое отверстие.
Эту чернильницу приобрели в антикварном отделе книжного магазина в городе Москва для экспозиции в доме М.И. Муравьева-Апостола.
#30
Дата создания: 1840–1850 годы
Место создания: Московская губерния, Дмитровский уезд, село Горбуново
Техника: литье, роспись надглазурная, золочение
Размеры: 16,3×6,3 см
Коллекция: Керамика
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога: 4379851
Место создания: Московская губерния, Дмитровский уезд, село Горбуново
Техника: литье, роспись надглазурная, золочение
Размеры: 16,3×6,3 см
Коллекция: Керамика
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога: 4379851
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Комод,бювар,спичечница,чернильница
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться