#1
Скульптурные изображения, Бусины, Клыки, Охра
#2
#3
#4
В эпоху неолита была распространена скульптура малых форм: мастера изготавливали статуэтки небольших размеров из кости и камня. Чаще всего они воссоздавали образы животных, которые окружали древнего человека: медведя, птицы, рыбы, нерпы и в особенности лося.
На территории Сибири лось был источником пищи, а также шкуры и меха, из которых шили теплую одежду. В традициях сибирских народов также существовал культ лося. Наравне с медведем животное считали «хозяином тайги», а за его крупный размер и силу многие малые народности называли его только почтительными именами — например, «старший брат северного оленя», «великий зверь». Такое отношение зависело не только от внешнего облика, но и от того, как много значил лось в жизни людей: от удачной охоты зависело благополучие семьи и всего племени.
Этнограф Алексей Окладников писал: «Особо важная роль лося в реальной производственной жизни северных охотников не могла поэтому не найти своего отражения в их интеллектуальной культуре, в их мировоззрении и верованиях, в культе лося. Неолитический культ лося в Сибири вполне закономерно явился одним из наиболее ярких и выразительных образцов древнейшего культа зверя».
Жители Восточной Сибири изображали животное в наскальных рисунках, создавали небольшие скульптуры из разных материалов: рога, кости, камня, керамики, дерева, а позже и металла. Несмотря на важную роль лося в жизни таежных племен, сегодня исследователи расходятся во мнениях, как толковать его изображения. По одному предположению, парнокопытное считалось «небесным», «светлым» существом, которое связано с верхним миром и от которого зависит благополучие людей. Но существовала и другая версия, в которой лось похищал солнце, что выражалось в наступлении ночной темноты. Подобные сюжеты встречаются в фольклоре северных народов.
Скульптуру «Голова лося» передал в коллекцию областного краеведческого музея в конце 1940-х годов археолог и этнограф Павел Хороших. Ее обнаружили на территории могильника Локомотив, который расположен в Свердловском районе Иркутска.
На территории Сибири лось был источником пищи, а также шкуры и меха, из которых шили теплую одежду. В традициях сибирских народов также существовал культ лося. Наравне с медведем животное считали «хозяином тайги», а за его крупный размер и силу многие малые народности называли его только почтительными именами — например, «старший брат северного оленя», «великий зверь». Такое отношение зависело не только от внешнего облика, но и от того, как много значил лось в жизни людей: от удачной охоты зависело благополучие семьи и всего племени.
Этнограф Алексей Окладников писал: «Особо важная роль лося в реальной производственной жизни северных охотников не могла поэтому не найти своего отражения в их интеллектуальной культуре, в их мировоззрении и верованиях, в культе лося. Неолитический культ лося в Сибири вполне закономерно явился одним из наиболее ярких и выразительных образцов древнейшего культа зверя».
Жители Восточной Сибири изображали животное в наскальных рисунках, создавали небольшие скульптуры из разных материалов: рога, кости, камня, керамики, дерева, а позже и металла. Несмотря на важную роль лося в жизни таежных племен, сегодня исследователи расходятся во мнениях, как толковать его изображения. По одному предположению, парнокопытное считалось «небесным», «светлым» существом, которое связано с верхним миром и от которого зависит благополучие людей. Но существовала и другая версия, в которой лось похищал солнце, что выражалось в наступлении ночной темноты. Подобные сюжеты встречаются в фольклоре северных народов.
Скульптуру «Голова лося» передал в коллекцию областного краеведческого музея в конце 1940-х годов археолог и этнограф Павел Хороших. Ее обнаружили на территории могильника Локомотив, который расположен в Свердловском районе Иркутска.
#5
Полное наименование предмета: Скульптура зооморфная «Лось»
Дата создания: Эпоха неолита
Техника: кость
Место создания: Иркутская область, Братский район, Исаковский могильник
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 7×1,3×1,2 см
Дата создания: Эпоха неолита
Техника: кость
Место создания: Иркутская область, Братский район, Исаковский могильник
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 7×1,3×1,2 см
#6
Скульптурное изображение антропоморфное
#7
#8
В областном краеведческом музее хранится скульптура, изображающая человека. Она была создана в эпоху неолита (около 4600–7500 лет назад). Артефакт обнаружили в 1950-х годах на раскопках древних захоронений недалеко от города Иркутска.
В погребениях эпохи неолита археологи часто находили зооморфные скульптуры, которые изображали животных: лося, медведя, рыбу, птиц, — а также антропоморфные фигурки в виде силуэтов людей. Их выполняли из различных материалов: камня, кости и рога.
Первые человекоподобные скульптуры появились в эпоху палеолита (10–35 тысячелетий назад). Чаще всего мастера изображали женщин — в археологии такие образы получили название «палеолитические Венеры». Подобные фигурки находили в разных точках земного шара, однако точное значение этих статуэток ученые еще не выяснили.
Есть предположение, что такие скульптуры были связаны с культом плодородия и домашнего очага. По другой версии, человекоподобные фигурки могут изображать дух предка, то есть быть идолом, который привлекает в семью благополучие и сопутствует успеху в охоте и рыболовстве. Также некоторые ученые полагали, что древние люди могли создавать скульптуры как пристанище души для умершего родственника.
В фонды областного краеведческого музея статуэтку передал иркутский археолог Павел Хороших. Фигурка сделана из кости, на которой древний мастер процарапал черты лица: узнаваемые глаза, рот и нос. Размер поделки совсем небольшой: длина составляет около шести сантиметров, а ширина — чуть более одного сантиметра.
Скульптуру нашли на берегу реки Кая, напротив поселка Медведево, в 1950 году. Этот археологический объект открыл в 1892 году ученый Михаил Овчинников. На месте он обнаружил фрагменты керамики, рог и часть черепа, который принадлежал животному. Однако памятник не исследовали вплоть до 1950-х годов, пока Павел Хороших вместе с коллегой Сергеем Филипповым не отправились на Кайскую гору на раскопки. На ее южном склоне они нашли погребение женщины и подростка эпохи неолита. В захоронении находился сопроводительный инвентарь, в том числе фигурка из экспозиции музея.
В погребениях эпохи неолита археологи часто находили зооморфные скульптуры, которые изображали животных: лося, медведя, рыбу, птиц, — а также антропоморфные фигурки в виде силуэтов людей. Их выполняли из различных материалов: камня, кости и рога.
Первые человекоподобные скульптуры появились в эпоху палеолита (10–35 тысячелетий назад). Чаще всего мастера изображали женщин — в археологии такие образы получили название «палеолитические Венеры». Подобные фигурки находили в разных точках земного шара, однако точное значение этих статуэток ученые еще не выяснили.
Есть предположение, что такие скульптуры были связаны с культом плодородия и домашнего очага. По другой версии, человекоподобные фигурки могут изображать дух предка, то есть быть идолом, который привлекает в семью благополучие и сопутствует успеху в охоте и рыболовстве. Также некоторые ученые полагали, что древние люди могли создавать скульптуры как пристанище души для умершего родственника.
В фонды областного краеведческого музея статуэтку передал иркутский археолог Павел Хороших. Фигурка сделана из кости, на которой древний мастер процарапал черты лица: узнаваемые глаза, рот и нос. Размер поделки совсем небольшой: длина составляет около шести сантиметров, а ширина — чуть более одного сантиметра.
Скульптуру нашли на берегу реки Кая, напротив поселка Медведево, в 1950 году. Этот археологический объект открыл в 1892 году ученый Михаил Овчинников. На месте он обнаружил фрагменты керамики, рог и часть черепа, который принадлежал животному. Однако памятник не исследовали вплоть до 1950-х годов, пока Павел Хороших вместе с коллегой Сергеем Филипповым не отправились на Кайскую гору на раскопки. На ее южном склоне они нашли погребение женщины и подростка эпохи неолита. В захоронении находился сопроводительный инвентарь, в том числе фигурка из экспозиции музея.
#9
Полное наименование предмета: Скульптурное изображение антропоморфное
Дата создания: около 5500-2600 лет до нашей эры
Дата создания: около 5500-2600 лет до нашей эры
Техника: кость, шлифовка, резьба
Место создания: Территория современной Иркутской области, берег реки Кая
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 6,1×1,1×0,5 см
Место создания: Территория современной Иркутской области, берег реки Кая
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 6,1×1,1×0,5 см
#10
Скульптурное изображение ихтиоморфное
#11
#12
На раскопках объектов эпохи неолита археологи часто находили предметы искусства, в том числе небольшие скульптуры в виде реальных и вымышленных животных. Их изготавливали из камня, кости, рога или глины. Исследователи предполагали, что эти изделия могли использоваться в качестве культовых предметов, украшений, амулетов, орудий рыбной ловли или просто детских игрушек.
Древние мастера Сибири воссоздавали в фигурках образы животных, которые обитали вокруг: лосей, медведей, нерп, птиц. Одним из самых распространенных вариантов было изображение рыбы — это связывали с важной ролью рыболовства. В эпоху голоцена, около 12 тысяч лет назад, начались глобальные климатические изменения, из-за которых исчезли крупные представители фауны: мамонты и шерстистые носороги. В результате у первобытного человека стало меньше источников пищи и пришлось искать другие способы существования — так распространилась рыбная ловля. В это же время древние люди начали изготавливать костяные гарпуны, крючки и каменные грузила.
Скульптуру вытянутой формы из коллекции Иркутского краеведческого музея в 1949 году нашел археолог Павел Хороших. Он участвовал в раскопках древних стоянок на правом берегу реки Ангары, вблизи деревни Щукиной. Она была уничтожена, когда здесь строили Иркутскую гидроэлектростанцию.
Точное назначение этой «каменной рыбы» до сих пор неизвестно. Фигурки с отверстием могли использовать как приманки во время рыбалки. Но, вероятнее всего, подобные изображения были связаны с религиозными культами: их часто находили в местах захоронений. Некоторые исследователи предполагали, что фигурки рыб были оберегами: считалось, что рыба олицетворяет продолжение рода, а икринки символизируют большое количество потомков.
Древние предметы, которые не имеют явного хозяйственного назначения, в том числе и изображения рыб, как правило, считаются образцами первобытного искусства. Даже если скульптуры были техническим приспособлением и не имели символического значения, они были результатом творческой деятельности и дают возможность поразмышлять о мировоззрении и духовной культуре древнего населения Сибири.
Древние мастера Сибири воссоздавали в фигурках образы животных, которые обитали вокруг: лосей, медведей, нерп, птиц. Одним из самых распространенных вариантов было изображение рыбы — это связывали с важной ролью рыболовства. В эпоху голоцена, около 12 тысяч лет назад, начались глобальные климатические изменения, из-за которых исчезли крупные представители фауны: мамонты и шерстистые носороги. В результате у первобытного человека стало меньше источников пищи и пришлось искать другие способы существования — так распространилась рыбная ловля. В это же время древние люди начали изготавливать костяные гарпуны, крючки и каменные грузила.
Скульптуру вытянутой формы из коллекции Иркутского краеведческого музея в 1949 году нашел археолог Павел Хороших. Он участвовал в раскопках древних стоянок на правом берегу реки Ангары, вблизи деревни Щукиной. Она была уничтожена, когда здесь строили Иркутскую гидроэлектростанцию.
Точное назначение этой «каменной рыбы» до сих пор неизвестно. Фигурки с отверстием могли использовать как приманки во время рыбалки. Но, вероятнее всего, подобные изображения были связаны с религиозными культами: их часто находили в местах захоронений. Некоторые исследователи предполагали, что фигурки рыб были оберегами: считалось, что рыба олицетворяет продолжение рода, а икринки символизируют большое количество потомков.
Древние предметы, которые не имеют явного хозяйственного назначения, в том числе и изображения рыб, как правило, считаются образцами первобытного искусства. Даже если скульптуры были техническим приспособлением и не имели символического значения, они были результатом творческой деятельности и дают возможность поразмышлять о мировоззрении и духовной культуре древнего населения Сибири.
#13
Полное наименование предмета: Скульптурное изображение ихтиоморфное
Дата создания: 5500–2600 год до нашей эры
Дата создания: 5500–2600 год до нашей эры
Техника: камень, шлифовка, резиба
Место создания: Территория современной Иркутской области, правый берег реки Ангара, окрестности деревни Щукина
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 8,2×1,6×0,7 см
Место создания: Территория современной Иркутской области, правый берег реки Ангара, окрестности деревни Щукина
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 8,2×1,6×0,7 см
#14
Бусины из клыка марала
#15
#16
Бусы из коллекции областного краеведческого музея обнаружил иркутский археолог Алексей Окладников в 1950-х годах. В это время он работал на раскопках древних захоронений недалеко от деревни Исаково Братского района Иркутской области. Найденное украшение было изготовлено из клыков марала — крупного оленя.
Деревня Исаково дала название отдельной культуре, которую выделил и изучил Окладников. Ученый отнес ее к эпохе неолита (конец 4-го тысячелетия до нашей эры). По его мнению, представители исаковской культуры жили в тайге, поэтому их основным занятием была охота. Также они умели изготавливать керамическую посуду, орудия труда и украшения.
В исаковской культуре доминировали одиночные захоронения: в могилах размещали одного умершего в разных позах, например сидящим или лежащим на спине. Внутри погребений археологи находили инвентарь — предметы, которые, как считалось, могли понадобиться покойнику на том свете. Их раскладывали и расставляли на красных пятнах охры — скорее всего, краситель был частью магического ритуала.
В захоронения клали керамику, каменные и костяные орудия: наконечники копий, кинжалы, ножи, скребки, острия и иглы. Перед погребением умерших нередко снабжали предметами, которые, вероятно, играли декоративную или сакральную роль: в могилах исаковской культуры археологи находили подвески из клыков и резцов марала. Головной убор украшали клыками кабана.
Алексей Окладников полагал, что представителей исаковской культуры постепенно сменили серовцы, — они похожим образом изготавливали керамику, но немного изменили орудия труда. Современные исследователи не разделяют исаковскую и серовскую культуры.
Находки Окладникова стали важным этапом в развитии археологии, в том числе для исследований первобытного искусства на территории Сибири. Ученые предполагают, что первые образцы искусства появились 30-40 тысяч лет назад. А некоторые исследователи даже склоняются к мнению, что в более ранних формах искусство появилось в мире уже 300 тысяч лет назад.
К первобытным предметам искусства относили небольшие скульптуры — изображения человека, животных или абстрактные образы, бусины, подвески и другие предметы, которые не предназначались для использования в хозяйстве. Образцы древнего мобильного искусства изготавливали из камня, кости, глины, позже — из металла.
Деревня Исаково дала название отдельной культуре, которую выделил и изучил Окладников. Ученый отнес ее к эпохе неолита (конец 4-го тысячелетия до нашей эры). По его мнению, представители исаковской культуры жили в тайге, поэтому их основным занятием была охота. Также они умели изготавливать керамическую посуду, орудия труда и украшения.
В исаковской культуре доминировали одиночные захоронения: в могилах размещали одного умершего в разных позах, например сидящим или лежащим на спине. Внутри погребений археологи находили инвентарь — предметы, которые, как считалось, могли понадобиться покойнику на том свете. Их раскладывали и расставляли на красных пятнах охры — скорее всего, краситель был частью магического ритуала.
В захоронения клали керамику, каменные и костяные орудия: наконечники копий, кинжалы, ножи, скребки, острия и иглы. Перед погребением умерших нередко снабжали предметами, которые, вероятно, играли декоративную или сакральную роль: в могилах исаковской культуры археологи находили подвески из клыков и резцов марала. Головной убор украшали клыками кабана.
Алексей Окладников полагал, что представителей исаковской культуры постепенно сменили серовцы, — они похожим образом изготавливали керамику, но немного изменили орудия труда. Современные исследователи не разделяют исаковскую и серовскую культуры.
Находки Окладникова стали важным этапом в развитии археологии, в том числе для исследований первобытного искусства на территории Сибири. Ученые предполагают, что первые образцы искусства появились 30-40 тысяч лет назад. А некоторые исследователи даже склоняются к мнению, что в более ранних формах искусство появилось в мире уже 300 тысяч лет назад.
К первобытным предметам искусства относили небольшие скульптуры — изображения человека, животных или абстрактные образы, бусины, подвески и другие предметы, которые не предназначались для использования в хозяйстве. Образцы древнего мобильного искусства изготавливали из камня, кости, глины, позже — из металла.
#17
Полное наименование предмета: Бусины из клыка марала
Дата создания: около 5500–2600 лет до нашей эры
Техника: клык марала
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 2,1×1,2×0,5 см
Дата создания: около 5500–2600 лет до нашей эры
Техника: клык марала
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 2,1×1,2×0,5 см
#18
Клыки кабана со следами обработки
#19
#20
Клыки кабана из коллекции областного краеведческого музея нашли внутри древнего погребения недалеко от деревни Исаково Братского района Иркутской области. Археологи определили, что захоронение было сделано эпоху неолита — около 4600–7500 лет назад. Раскопками руководил иркутский археолог Алексей Окладников — он передал часть найденных предметов в экспозицию музея.
Для представителей древних культур было важно, в каком положении хоронили умерших и что клали им в могилу. Эти данные давали представление о верованиях жителей Сибири. Скелет из Исаковского могильника располагался на спине, руки были вытянуты вдоль туловища, а левая — согнута в локте. У обеих височных костей черепа археологи нашли клыки кабана, которые были обращены острыми концами ко лбу.
В области грудной клетки скелета располагался шлифованный нож. На кисти левой руки в виде браслета лежали бусины из клыков изюбря — крупного восточносибирского оленя. На левой тазовой кости археологи нашли резец бобра и фрагменты костяного изделия, а рядом с ними — каменные орудия, которые напоминали тесла, предположительно для работы с деревом. Также в погребении обнаружили наконечники стрел и разрушенные костяные пластинки.
Ученые предполагают, что клыки кабана служили оберегом, который охранял владельца и отгонял от него злых духов. Зубы, которые помещали в погребения, были расщепленными на две части, обычно их располагали у висков покойника. Неразделенные клыки встречались очень редко.
Чаще всего клыки кабана находили в захоронениях китойской, исаковской и серовской культур — их подробно описал Алексей Окладников в середине XX века. На материале множества могильников археолог изучил погребальные обряды каждой культуры и предложил свою хронологическую концепцию о том, как развивался уклад жизни прибайкальского населения в эпоху неолита. Он писал, что самыми ранними этапами были глазковская и китойская культура, а им на смену уже пришли более поздние общества: хиньское, исаковское и серовское.
В последующие годы коллеги Окладникова пересмотрели и скорректировали эту схему.
Для представителей древних культур было важно, в каком положении хоронили умерших и что клали им в могилу. Эти данные давали представление о верованиях жителей Сибири. Скелет из Исаковского могильника располагался на спине, руки были вытянуты вдоль туловища, а левая — согнута в локте. У обеих височных костей черепа археологи нашли клыки кабана, которые были обращены острыми концами ко лбу.
В области грудной клетки скелета располагался шлифованный нож. На кисти левой руки в виде браслета лежали бусины из клыков изюбря — крупного восточносибирского оленя. На левой тазовой кости археологи нашли резец бобра и фрагменты костяного изделия, а рядом с ними — каменные орудия, которые напоминали тесла, предположительно для работы с деревом. Также в погребении обнаружили наконечники стрел и разрушенные костяные пластинки.
Ученые предполагают, что клыки кабана служили оберегом, который охранял владельца и отгонял от него злых духов. Зубы, которые помещали в погребения, были расщепленными на две части, обычно их располагали у висков покойника. Неразделенные клыки встречались очень редко.
Чаще всего клыки кабана находили в захоронениях китойской, исаковской и серовской культур — их подробно описал Алексей Окладников в середине XX века. На материале множества могильников археолог изучил погребальные обряды каждой культуры и предложил свою хронологическую концепцию о том, как развивался уклад жизни прибайкальского населения в эпоху неолита. Он писал, что самыми ранними этапами были глазковская и китойская культура, а им на смену уже пришли более поздние общества: хиньское, исаковское и серовское.
В последующие годы коллеги Окладникова пересмотрели и скорректировали эту схему.
#21
Полное наименование предмета: Клыки кабана со следами обработки
Дата создания: около 5500–2600 лет до нашей эры
Техника: клык кабана, расщепление, пиление
Место создания: Современная территория Братского района Иркутской области
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 11×1,3×1,3 см; 10,3×1×1,1 см; 10×1,1×0,8 см
Дата создания: около 5500–2600 лет до нашей эры
Техника: клык кабана, расщепление, пиление
Место создания: Современная территория Братского района Иркутской области
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 11×1,3×1,3 см; 10,3×1×1,1 см; 10×1,1×0,8 см
#22
Охра
#23
#24
Гематит — это широко распространенный минерал, из которого производят охру, природный пигмент красного цвета. В древности она была самым доступным красителем, поэтому ее применяли, когда проводили магические ритуалы и создавали наскальные изображения: рисовали животных, охотников и сакральные символы.
Делать краску из красной охры первобытные люди научились задолго до того, как стали выцарапывать на скалах первые рисунки. Например, в Южной Африке археологи обнаружили небольшую мастерскую по производству красителя в пещере Бломбос — она была создана более 70 000 лет назад. Мастера перемалывали обломки гематита в специальных ступках из раковин моллюска, а затем с помощью пестика-гальки из кварцита смешивали с измельченными в порошок костями и разбавляли водой до нужной консистенции.
Гематит давал цвет, толченая кость увеличивала объем производимого пигмента, а содержащиеся в ней животные жиры работали в качестве фиксатора. Однако ни в пещере Бломбос, ни в ее окрестностях археологи не нашли ни одного наскального изображения. Поэтому ученые предположили, что охру, скорее всего, применяли в ритуальных целях, в основном для росписи тел.
Красную краску создавали все известные цивилизации древнего мира. В том числе и на территории Сибири, где охру использовали не только для наскальных рисунков, но и в ритуалах: краситель посыпали на пол жилища и использовали при захоронениях. Более того, с помощью охры древние жители Сибири украшали керамическую посуду и добавляли пудру из красителя в глину перед обжигом.
Со временем древние люди открыли красители других цветов. Рисунки из пещер Шове (Франция) и Альтамира (Испания) — одни из первых примеров полихромной древней живописи. Для нее использовали несколько пигментов разного цвета: красный, черный, белый, реже желтый. Ученые установили, что эти изображения были созданы 20–35 тысяч лет назад.
Краситель используют до сих пор: коренные народы Африки и Австралии покрывают охрой свои тела и волосы для защиты от перегрева, укусов насекомых, а также чтобы обеззараживать раны.
Делать краску из красной охры первобытные люди научились задолго до того, как стали выцарапывать на скалах первые рисунки. Например, в Южной Африке археологи обнаружили небольшую мастерскую по производству красителя в пещере Бломбос — она была создана более 70 000 лет назад. Мастера перемалывали обломки гематита в специальных ступках из раковин моллюска, а затем с помощью пестика-гальки из кварцита смешивали с измельченными в порошок костями и разбавляли водой до нужной консистенции.
Гематит давал цвет, толченая кость увеличивала объем производимого пигмента, а содержащиеся в ней животные жиры работали в качестве фиксатора. Однако ни в пещере Бломбос, ни в ее окрестностях археологи не нашли ни одного наскального изображения. Поэтому ученые предположили, что охру, скорее всего, применяли в ритуальных целях, в основном для росписи тел.
Красную краску создавали все известные цивилизации древнего мира. В том числе и на территории Сибири, где охру использовали не только для наскальных рисунков, но и в ритуалах: краситель посыпали на пол жилища и использовали при захоронениях. Более того, с помощью охры древние жители Сибири украшали керамическую посуду и добавляли пудру из красителя в глину перед обжигом.
Со временем древние люди открыли красители других цветов. Рисунки из пещер Шове (Франция) и Альтамира (Испания) — одни из первых примеров полихромной древней живописи. Для нее использовали несколько пигментов разного цвета: красный, черный, белый, реже желтый. Ученые установили, что эти изображения были созданы 20–35 тысяч лет назад.
Краситель используют до сих пор: коренные народы Африки и Австралии покрывают охрой свои тела и волосы для защиты от перегрева, укусов насекомых, а также чтобы обеззараживать раны.
#25
Полное наименование предмета: Охра (гематит)
Дата создания: 5500–2600 лет до нашей эры
Техника: гематит
Место создания: Территория современного города Иркутска
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 2,1×1,8×1,3 см
Дата создания: 5500–2600 лет до нашей эры
Техника: гематит
Место создания: Территория современного города Иркутска
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 2,1×1,8×1,3 см
#26
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Скульптурные изображения, Бусины, Клыки, Охра
0

Открыть в приложении
Поделиться