Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Иркутск — центр миграционных путей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Скульптурные изображения, Бусины, Клыки, Охра
#2

Скульптура зооморфная «Лось»

#3
#4
В эпоху неолита была распространена скульптура малых форм: мастера изготавливали статуэтки небольших размеров из кости и камня. Чаще всего они воссоздавали образы животных, которые окружали древнего человека: медведя, птицы, рыбы, нерпы и в особенности лося.

На территории Сибири лось был источником пищи, а также шкуры и меха, из которых шили теплую одежду. В традициях сибирских народов также существовал культ лося. Наравне с медведем животное считали «хозяином тайги», а за его крупный размер и силу многие малые народности называли его только почтительными именами — например, «старший брат северного оленя», «великий зверь». Такое отношение зависело не только от внешнего облика, но и от того, как много значил лось в жизни людей: от удачной охоты зависело благополучие семьи и всего племени.

Этнограф Алексей Окладников писал: «Особо важная роль лося в реальной производственной жизни северных охотников не могла поэтому не найти своего отражения в их интеллектуальной культуре, в их мировоззрении и верованиях, в культе лося. Неолитический культ лося в Сибири вполне закономерно явился одним из наиболее ярких и выразительных образцов древнейшего культа зверя».

Жители Восточной Сибири изображали животное в наскальных рисунках, создавали небольшие скульптуры из разных материалов: рога, кости, камня, керамики, дерева, а позже и металла. Несмотря на важную роль лося в жизни таежных племен, сегодня исследователи расходятся во мнениях, как толковать его изображения. По одному предположению, парнокопытное считалось «небесным», «светлым» существом, которое связано с верхним миром и от которого зависит благополучие людей. Но существовала и другая версия, в которой лось похищал солнце, что выражалось в наступлении ночной темноты. Подобные сюжеты встречаются в фольклоре северных народов.

Скульптуру «Голова лося» передал в коллекцию областного краеведческого музея в конце 1940-х годов археолог и этнограф Павел Хороших. Ее обнаружили на территории могильника Локомотив, который расположен в Свердловском районе Иркутска.
#5
Полное наименование предмета: Скульптура зооморфная «Лось»
Дата создания: Эпоха неолита
Техника: кость
Место создания: Иркутская область, Братский район, Исаковский могильник
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 7×1,3×1,2 см
#6

Скульптурное изображение антропоморфное

#7
#8
В областном краеведческом музее хранится скульптура, изображающая человека. Она была создана в эпоху неолита (около 4600–7500 лет назад). Артефакт обнаружили в 1950-х годах на раскопках древних захоронений недалеко от города Иркутска.

В погребениях эпохи неолита археологи часто находили зооморфные скульптуры, которые изображали животных: лося, медведя, рыбу, птиц, — а также антропоморфные фигурки в виде силуэтов людей. Их выполняли из различных материалов: камня, кости и рога.

Первые человекоподобные скульптуры появились в эпоху палеолита (10–35 тысячелетий назад). Чаще всего мастера изображали женщин — в археологии такие образы получили название «палеолитические Венеры». Подобные фигурки находили в разных точках земного шара, однако точное значение этих статуэток ученые еще не выяснили.

Есть предположение, что такие скульптуры были связаны с культом плодородия и домашнего очага. По другой версии, человекоподобные фигурки могут изображать дух предка, то есть быть идолом, который привлекает в семью благополучие и сопутствует успеху в охоте и рыболовстве. Также некоторые ученые полагали, что древние люди могли создавать скульптуры как пристанище души для умершего родственника.

В фонды областного краеведческого музея статуэтку передал иркутский археолог Павел Хороших. Фигурка сделана из кости, на которой древний мастер процарапал черты лица: узнаваемые глаза, рот и нос. Размер поделки совсем небольшой: длина составляет около шести сантиметров, а ширина — чуть более одного сантиметра.

Скульптуру нашли на берегу реки Кая, напротив поселка Медведево, в 1950 году. Этот археологический объект открыл в 1892 году ученый Михаил Овчинников. На месте он обнаружил фрагменты керамики, рог и часть черепа, который принадлежал животному. Однако памятник не исследовали вплоть до 1950-х годов, пока Павел Хороших вместе с коллегой Сергеем Филипповым не отправились на Кайскую гору на раскопки. На ее южном склоне они нашли погребение женщины и подростка эпохи неолита. В захоронении находился сопроводительный инвентарь, в том числе фигурка из экспозиции музея.
#9
Полное наименование предмета: Скульптурное изображение антропоморфное
Дата создания: около 5500-2600 лет до нашей эры
Техника: кость, шлифовка, резьба
Место создания: Территория современной Иркутской области, берег реки Кая
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 6,1×1,1×0,5 см
#10

Скульптурное изображение ихтиоморфное

#11
#12
На раскопках объектов эпохи неолита археологи часто находили предметы искусства, в том числе небольшие скульптуры в виде реальных и вымышленных животных. Их изготавливали из камня, кости, рога или глины. Исследователи предполагали, что эти изделия могли использоваться в качестве культовых предметов, украшений, амулетов, орудий рыбной ловли или просто детских игрушек.

Древние мастера Сибири воссоздавали в фигурках образы животных, которые обитали вокруг: лосей, медведей, нерп, птиц. Одним из самых распространенных вариантов было изображение рыбы — это связывали с важной ролью рыболовства. В эпоху голоцена, около 12 тысяч лет назад, начались глобальные климатические изменения, из-за которых исчезли крупные представители фауны: мамонты и шерстистые носороги. В результате у первобытного человека стало меньше источников пищи и пришлось искать другие способы существования — так распространилась рыбная ловля. В это же время древние люди начали изготавливать костяные гарпуны, крючки и каменные грузила.

Скульптуру вытянутой формы из коллекции Иркутского краеведческого музея в 1949 году нашел археолог Павел Хороших. Он участвовал в раскопках древних стоянок на правом берегу реки Ангары, вблизи деревни Щукиной. Она была уничтожена, когда здесь строили Иркутскую гидроэлектростанцию.

Точное назначение этой «каменной рыбы» до сих пор неизвестно. Фигурки с отверстием могли использовать как приманки во время рыбалки. Но, вероятнее всего, подобные изображения были связаны с религиозными культами: их часто находили в местах захоронений. Некоторые исследователи предполагали, что фигурки рыб были оберегами: считалось, что рыба олицетворяет продолжение рода, а икринки символизируют большое количество потомков.

Древние предметы, которые не имеют явного хозяйственного назначения, в том числе и изображения рыб, как правило, считаются образцами первобытного искусства. Даже если скульптуры были техническим приспособлением и не имели символического значения, они были результатом творческой деятельности и дают возможность поразмышлять о мировоззрении и духовной культуре древнего населения Сибири.
#13
Полное наименование предмета: Скульптурное изображение ихтиоморфное
Дата создания: 5500–2600 год до нашей эры
Техника: камень, шлифовка, резиба
Место создания: Территория современной Иркутской области, правый берег реки Ангара, окрестности деревни Щукина
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 8,2×1,6×0,7 см
#14

Бусины из клыка марала

#15
#16
Бусы из коллекции областного краеведческого музея обнаружил иркутский археолог Алексей Окладников в 1950-х годах. В это время он работал на раскопках древних захоронений недалеко от деревни Исаково Братского района Иркутской области. Найденное украшение было изготовлено из клыков марала — крупного оленя.

Деревня Исаково дала название отдельной культуре, которую выделил и изучил Окладников. Ученый отнес ее к эпохе неолита (конец 4-го тысячелетия до нашей эры). По его мнению, представители исаковской культуры жили в тайге, поэтому их основным занятием была охота. Также они умели изготавливать керамическую посуду, орудия труда и украшения.

В исаковской культуре доминировали одиночные захоронения: в могилах размещали одного умершего в разных позах, например сидящим или лежащим на спине. Внутри погребений археологи находили инвентарь — предметы, которые, как считалось, могли понадобиться покойнику на том свете. Их раскладывали и расставляли на красных пятнах охры — скорее всего, краситель был частью магического ритуала.

В захоронения клали керамику, каменные и костяные орудия: наконечники копий, кинжалы, ножи, скребки, острия и иглы. Перед погребением умерших нередко снабжали предметами, которые, вероятно, играли декоративную или сакральную роль: в могилах исаковской культуры археологи находили подвески из клыков и резцов марала. Головной убор украшали клыками кабана.

Алексей Окладников полагал, что представителей исаковской культуры постепенно сменили серовцы, — они похожим образом изготавливали керамику, но немного изменили орудия труда. Современные исследователи не разделяют исаковскую и серовскую культуры.

Находки Окладникова стали важным этапом в развитии археологии, в том числе для исследований первобытного искусства на территории Сибири. Ученые предполагают, что первые образцы искусства появились 30-40 тысяч лет назад. А некоторые исследователи даже склоняются к мнению, что в более ранних формах искусство появилось в мире уже 300 тысяч лет назад.

К первобытным предметам искусства относили небольшие скульптуры — изображения человека, животных или абстрактные образы, бусины, подвески и другие предметы, которые не предназначались для использования в хозяйстве. Образцы древнего мобильного искусства изготавливали из камня, кости, глины, позже — из металла.
#17
Полное наименование предмета: Бусины из клыка марала
Дата создания: около 5500–2600 лет до нашей эры
Техника: клык марала
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 2,1×1,2×0,5 см
#18

Клыки кабана со следами обработки

#19
#20
Клыки кабана из коллекции областного краеведческого музея нашли внутри древнего погребения недалеко от деревни Исаково Братского района Иркутской области. Археологи определили, что захоронение было сделано эпоху неолита — около 4600–7500 лет назад. Раскопками руководил иркутский археолог Алексей Окладников — он передал часть найденных предметов в экспозицию музея.

Для представителей древних культур было важно, в каком положении хоронили умерших и что клали им в могилу. Эти данные давали представление о верованиях жителей Сибири. Скелет из Исаковского могильника располагался на спине, руки были вытянуты вдоль туловища, а левая — согнута в локте. У обеих височных костей черепа археологи нашли клыки кабана, которые были обращены острыми концами ко лбу.

В области грудной клетки скелета располагался шлифованный нож. На кисти левой руки в виде браслета лежали бусины из клыков изюбря — крупного восточносибирского оленя. На левой тазовой кости археологи нашли резец бобра и фрагменты костяного изделия, а рядом с ними — каменные орудия, которые напоминали тесла, предположительно для работы с деревом. Также в погребении обнаружили наконечники стрел и разрушенные костяные пластинки.

Ученые предполагают, что клыки кабана служили оберегом, который охранял владельца и отгонял от него злых духов. Зубы, которые помещали в погребения, были расщепленными на две части, обычно их располагали у висков покойника. Неразделенные клыки встречались очень редко.

Чаще всего клыки кабана находили в захоронениях китойской, исаковской и серовской культур — их подробно описал Алексей Окладников в середине XX века. На материале множества могильников археолог изучил погребальные обряды каждой культуры и предложил свою хронологическую концепцию о том, как развивался уклад жизни прибайкальского населения в эпоху неолита. Он писал, что самыми ранними этапами были глазковская и китойская культура, а им на смену уже пришли более поздние общества: хиньское, исаковское и серовское.

В последующие годы коллеги Окладникова пересмотрели и скорректировали эту схему.
#21
Полное наименование предмета: Клыки кабана со следами обработки
Дата создания: около 5500–2600 лет до нашей эры
Техника: клык кабана, расщепление, пиление
Место создания: Современная территория Братского района Иркутской области
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 11×1,3×1,3 см; 10,3×1×1,1 см; 10×1,1×0,8 см
#22

Охра

#23
#24
Гематит — это широко распространенный минерал, из которого производят охру, природный пигмент красного цвета. В древности она была самым доступным красителем, поэтому ее применяли, когда проводили магические ритуалы и создавали наскальные изображения: рисовали животных, охотников и сакральные символы.

Делать краску из красной охры первобытные люди научились задолго до того, как стали выцарапывать на скалах первые рисунки. Например, в Южной Африке археологи обнаружили небольшую мастерскую по производству красителя в пещере Бломбос — она была создана более 70 000 лет назад. Мастера перемалывали обломки гематита в специальных ступках из раковин моллюска, а затем с помощью пестика-гальки из кварцита смешивали с измельченными в порошок костями и разбавляли водой до нужной консистенции.

Гематит давал цвет, толченая кость увеличивала объем производимого пигмента, а содержащиеся в ней животные жиры работали в качестве фиксатора. Однако ни в пещере Бломбос, ни в ее окрестностях археологи не нашли ни одного наскального изображения. Поэтому ученые предположили, что охру, скорее всего, применяли в ритуальных целях, в основном для росписи тел.

Красную краску создавали все известные цивилизации древнего мира. В том числе и на территории Сибири, где охру использовали не только для наскальных рисунков, но и в ритуалах: краситель посыпали на пол жилища и использовали при захоронениях. Более того, с помощью охры древние жители Сибири украшали керамическую посуду и добавляли пудру из красителя в глину перед обжигом.

Со временем древние люди открыли красители других цветов. Рисунки из пещер Шове (Франция) и Альтамира (Испания) — одни из первых примеров полихромной древней живописи. Для нее использовали несколько пигментов разного цвета: красный, черный, белый, реже желтый. Ученые установили, что эти изображения были созданы 20–35 тысяч лет назад.

Краситель используют до сих пор: коренные народы Африки и Австралии покрывают охрой свои тела и волосы для защиты от перегрева, укусов насекомых, а также чтобы обеззараживать раны.
#25
Полное наименование предмета: Охра (гематит)
Дата создания: 5500–2600 лет до нашей эры
Техника: гематит
Место создания: Территория современного города Иркутска
Владелец коллекции: Иркутский областной краеведческий музей
Физические размеры: 2,1×1,8×1,3 см
#26
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Скульптурные изображения, Бусины, Клыки, Охра

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%