#5
Браслет спиралевидный двенадцативитковый с головками баранов на концах, Подвеска серповидная гишеровая (гагатовая) с золотой обкладкой
#7
#8
#9
Браслет из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в поселке Чёрный Яр в Астраханской области в 1970 году. Он изготовлен из проволоки, закрученной в спираль. Ее концы переходят в прямоугольные брусочки, которые украшены головками баранов. Неизвестно, имело ли какой-то смысл количество завитков. Браслеты такого вида часто сарматы носили на предплечье.
Сарматские вещи раннего периода часто декорировали стилизованными изображениями животных — как одиночных, так и в многофигурных композициях. Иногда древние мастера украшали предметы только головками зверей, как в нашем случае. У каждого животного был свой мистический смысл, это зависело от того, изображали их смиренными, разъяренными или охотящимися. Баран в иранской мифологии считался символом «небесной благодати». Также существовали древние поверья, согласно которым душа человека отправлялась в загробный мир верхом на баране. Вероятно, поэтому барана так часто изображали на ритуальной посуде.
Кочевники активно торговали с античными колониями Северного Причерноморья, а это способствовало накоплению богатств и социальному расслоению в их среде. У более состоятельных сарматов появилась одежда более сложного покроя, а украшения становились все более тонкими и изысканными. Их часто изготавливали из драгоценных металлов и камней, в то время как рядовые кочевники довольствовались более простыми материалами — бронзой, стеклом и другими. В раннесарматский период у женщин появилось длинное платье. Ученые это поняли по тому, что во многих погребениях начиная с IV века до нашей эры археологи находили богатые бисерные обшивки подолов и рукавов. До этого женская одежда мало отличалась от мужской: женщины ездили верхом и заботились об удобстве. Особенно была похожа женская и мужская одежда у савроматов и сарматов. Геродот писал, что савроматские женщины «ездят на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду».
В 2005 году спиралевидный браслет вместе с другими драгоценными археологическими находками из собрания Астраханского музея-заповедника экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Сарматские вещи раннего периода часто декорировали стилизованными изображениями животных — как одиночных, так и в многофигурных композициях. Иногда древние мастера украшали предметы только головками зверей, как в нашем случае. У каждого животного был свой мистический смысл, это зависело от того, изображали их смиренными, разъяренными или охотящимися. Баран в иранской мифологии считался символом «небесной благодати». Также существовали древние поверья, согласно которым душа человека отправлялась в загробный мир верхом на баране. Вероятно, поэтому барана так часто изображали на ритуальной посуде.
Кочевники активно торговали с античными колониями Северного Причерноморья, а это способствовало накоплению богатств и социальному расслоению в их среде. У более состоятельных сарматов появилась одежда более сложного покроя, а украшения становились все более тонкими и изысканными. Их часто изготавливали из драгоценных металлов и камней, в то время как рядовые кочевники довольствовались более простыми материалами — бронзой, стеклом и другими. В раннесарматский период у женщин появилось длинное платье. Ученые это поняли по тому, что во многих погребениях начиная с IV века до нашей эры археологи находили богатые бисерные обшивки подолов и рукавов. До этого женская одежда мало отличалась от мужской: женщины ездили верхом и заботились об удобстве. Особенно была похожа женская и мужская одежда у савроматов и сарматов. Геродот писал, что савроматские женщины «ездят на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду».
В 2005 году спиралевидный браслет вместе с другими драгоценными археологическими находками из собрания Астраханского музея-заповедника экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#10
Дата создания: IV–III век до н. э.
Техника: ковка, тиснение, пайка
Размеры: диаметр — 6,8 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112895
Техника: ковка, тиснение, пайка
Размеры: диаметр — 6,8 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112895
#6
Подвеска серповидная гишеровая (гагатовая) с золотой обкладкой
#11
#12
Серповидная подвеска из гагата — черного камня — с золотой обкладкой была найдена в женском захоронении. Сарматы не оставили каких-либо значительных памятников и сооружений, по которым было бы возможно составить представление обо всех тонкостях их быта, традиций, социального устройства — скифо-сарматские древности открываются нам лишь в погребальных курганах. Кочевники всегда высоко ценили золото — и не только как драгоценный металл. Через него, по представлениям сарматов, люди поддерживали связь с богами и духами их родов. Вот почему в захоронениях сарматских царей и аристократии обязательно присутствовали священные сосуды, оружие, украшения и предметы быта из золота.
Погребение, в котором нашли бусину из нашей коллекции, принадлежало знатной сарматской женщине с высоким статусом. Это подтверждают множество ценностей, который там обнаружили: большое количество бусин, две подвески с обкладкой из золотой фольги и чернолаковая греческая миска с низким поддоном. Внутри дно миски украшено узором из четырех рядов насечек, они окружают четыре пальметки — растительные орнаменты в форме веток пальм. Миска была изготовлена в Аттике в 330-300 годах до нашей эры.
Кроме того, в погребении была найдена греческая амфора, на которой нанесено двустрочное клеймо. Амфора была изготовлена в Гераклеи Понтийской в 340–330-е годах до нашей эры. На клейме указано имя мастера — Дионисий. Подобные клейма в целом встречаются со второй половины IV века до нашей эры.
Гераклея Понтийская в те времена была одним из самых активных торговых контрагентов в Причерноморье. Оттуда привозили амфоры. Гераклейское вино конца IV века до нашей эры пользовалось особой известностью даже за пределами Черноморского бассейна. О нем упоминал древнегреческий философ Теофраст, который с похвалой отзывался о таких качествах вина, как крепость и душистость.
В 2005 году подвеска из черного гагата наряду с другими ценными предметами экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Погребение, в котором нашли бусину из нашей коллекции, принадлежало знатной сарматской женщине с высоким статусом. Это подтверждают множество ценностей, который там обнаружили: большое количество бусин, две подвески с обкладкой из золотой фольги и чернолаковая греческая миска с низким поддоном. Внутри дно миски украшено узором из четырех рядов насечек, они окружают четыре пальметки — растительные орнаменты в форме веток пальм. Миска была изготовлена в Аттике в 330-300 годах до нашей эры.
Кроме того, в погребении была найдена греческая амфора, на которой нанесено двустрочное клеймо. Амфора была изготовлена в Гераклеи Понтийской в 340–330-е годах до нашей эры. На клейме указано имя мастера — Дионисий. Подобные клейма в целом встречаются со второй половины IV века до нашей эры.
Гераклея Понтийская в те времена была одним из самых активных торговых контрагентов в Причерноморье. Оттуда привозили амфоры. Гераклейское вино конца IV века до нашей эры пользовалось особой известностью даже за пределами Черноморского бассейна. О нем упоминал древнегреческий философ Теофраст, который с похвалой отзывался о таких качествах вина, как крепость и душистость.
В 2005 году подвеска из черного гагата наряду с другими ценными предметами экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#13
Дата создания: III век до н. э.
Техника: ковка, шлифовка
Размеры: 2×2,5 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112941
Техника: ковка, шлифовка
Размеры: 2×2,5 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112941
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
1

Открыть в приложении
Поделиться