Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Золото кочевников»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Браслет спиралевидный и подвеска

1
Открыть в приложении
#5
Браслет спиралевидный двенадцативитковый с головками баранов на концах, Подвеска серповидная гишеровая (гагатовая) с золотой обкладкой
#7

Браслет спиралевидный двенадцативитковый с головками баранов на концах

#8
#9
Браслет из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в поселке Чёрный Яр в Астраханской области в 1970 году. Он изготовлен из проволоки, закрученной в спираль. Ее концы переходят в прямоугольные брусочки, которые украшены головками баранов. Неизвестно, имело ли какой-то смысл количество завитков. Браслеты такого вида часто сарматы носили на предплечье.

Сарматские вещи раннего периода часто декорировали стилизованными изображениями животных — как одиночных, так и в многофигурных композициях. Иногда древние мастера украшали предметы только головками зверей, как в нашем случае. У каждого животного был свой мистический смысл, это зависело от того, изображали их смиренными, разъяренными или охотящимися. Баран в иранской мифологии считался символом «небесной благодати». Также существовали древние поверья, согласно которым душа человека отправлялась в загробный мир верхом на баране. Вероятно, поэтому барана так часто изображали на ритуальной посуде.

Кочевники активно торговали с античными колониями Северного Причерноморья, а это способствовало накоплению богатств и социальному расслоению в их среде. У более состоятельных сарматов появилась одежда более сложного покроя, а украшения становились все более тонкими и изысканными. Их часто изготавливали из драгоценных металлов и камней, в то время как рядовые кочевники довольствовались более простыми материалами — бронзой, стеклом и другими. В раннесарматский период у женщин появилось длинное платье. Ученые это поняли по тому, что во многих погребениях начиная с IV века до нашей эры археологи находили богатые бисерные обшивки подолов и рукавов. До этого женская одежда мало отличалась от мужской: женщины ездили верхом и заботились об удобстве. Особенно была похожа женская и мужская одежда у савроматов и сарматов. Геродот писал, что савроматские женщины «ездят на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду».

В 2005 году спиралевидный браслет вместе с другими драгоценными археологическими находками из собрания Астраханского музея-заповедника экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#10
Дата создания: IV–III век до н. э.
Техника: ковка, тиснение, пайка
Размеры: диаметр — 6,8 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112895
#6

Подвеска серповидная гишеровая (гагатовая) с золотой обкладкой

#11
#12
Серповидная подвеска из гагата — черного камня — с золотой обкладкой была найдена в женском захоронении. Сарматы не оставили каких-либо значительных памятников и сооружений, по которым было бы возможно составить представление обо всех тонкостях их быта, традиций, социального устройства — скифо-сарматские древности открываются нам лишь в погребальных курганах. Кочевники всегда высоко ценили золото — и не только как драгоценный металл. Через него, по представлениям сарматов, люди поддерживали связь с богами и духами их родов. Вот почему в захоронениях сарматских царей и аристократии обязательно присутствовали священные сосуды, оружие, украшения и предметы быта из золота.

Погребение, в котором нашли бусину из нашей коллекции, принадлежало знатной сарматской женщине с высоким статусом. Это подтверждают множество ценностей, который там обнаружили: большое количество бусин, две подвески с обкладкой из золотой фольги и чернолаковая греческая миска с низким поддоном. Внутри дно миски украшено узором из четырех рядов насечек, они окружают четыре пальметки — растительные орнаменты в форме веток пальм. Миска была изготовлена в Аттике в 330-300 годах до нашей эры.

Кроме того, в погребении была найдена греческая амфора, на которой нанесено двустрочное клеймо. Амфора была изготовлена в Гераклеи Понтийской в 340–330-е годах до нашей эры. На клейме указано имя мастера — Дионисий. Подобные клейма в целом встречаются со второй половины IV века до нашей эры.

Гераклея Понтийская в те времена была одним из самых активных торговых контрагентов в Причерноморье. Оттуда привозили амфоры. Гераклейское вино конца IV века до нашей эры пользовалось особой известностью даже за пределами Черноморского бассейна. О нем упоминал древнегреческий философ Теофраст, который с похвалой отзывался о таких качествах вина, как крепость и душистость.

В 2005 году подвеска из черного гагата наряду с другими ценными предметами экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#13
Дата создания: III век до н. э.
Техника: ковка, шлифовка
Размеры: 2×2,5 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112941
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Браслет спиралевидный и подвеска

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%