#8
Пластина с изображением лежащего копытного, Накладка с рельефным изображением хищного зверя с четырьмя отверстиями для крепления
#9
#11
#7
Пластину, на которой изображен лежащий кулан, археологи нашли во время исследований у поселка Комсомольский Красноярского района Астраханской области в 1987 году. Это украшение — золотую пришивную бляшку — обнаружили на груди у женщины. Голову погребенной украшал войлочный головной убор (калаф) с золотыми пластинами.
Пластина с куланом выполнена в технике тиснение — это один из способов изготовления рельефных изображений на листовом металле.
Кулан — копытное животное из семейства лошадиных. Внешне он напоминает осла или лошадь. Традиционно копытных изображали стоящими или скачущими, а в нашем случае это явное отступление от канона. При этом древний мастер исполнил работу очень тонко: в подогнутых конечностях животного сохранилось изящество и стать. Голова и хвост кулана опущены вниз.
Ученые выяснили, что украшение изготовлено в VI–V веках до нашей эры, в эпоху савроматов. Савроматы (VII–IV века до нашей эры) были первыми представителями общесарматской кочевой культуры, которая господствовала на территории Восточной Европы на протяжении тысячи лет. Ареал савроматской культуры — донские, поволжские и приуральские степи. Савроматы вели кочевой образ жизни и пребывали в постоянном движении. Мужчины передвигались в основном верхом, их домочадцы — женщины, дети, старики — ездили в повозках, запряженных быками. Повозки представляли собой настоящие дома на колесах. Они были крыты войлоком и кожей. Кроме повозок, люди имели и другие жилища, которые напоминали юрты. Но иногда жили в разновидности неглубоких полуземлянок в тех местах, где традиционно зимовали: у поймы реки Волги и у пресных озер в степи. Однако таких жилищ археологам встречались единицы.
Основным занятием савроматских племен было кочевое скотоводство. Они почти не оставили после себя построек, и ученые изучают культуру савроматов в основном по погребениям, во время археологических раскопок.
В 2005 году золотая пластина с изображением кулана вместе с другими археологическими находками экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Пластина с куланом выполнена в технике тиснение — это один из способов изготовления рельефных изображений на листовом металле.
Кулан — копытное животное из семейства лошадиных. Внешне он напоминает осла или лошадь. Традиционно копытных изображали стоящими или скачущими, а в нашем случае это явное отступление от канона. При этом древний мастер исполнил работу очень тонко: в подогнутых конечностях животного сохранилось изящество и стать. Голова и хвост кулана опущены вниз.
Ученые выяснили, что украшение изготовлено в VI–V веках до нашей эры, в эпоху савроматов. Савроматы (VII–IV века до нашей эры) были первыми представителями общесарматской кочевой культуры, которая господствовала на территории Восточной Европы на протяжении тысячи лет. Ареал савроматской культуры — донские, поволжские и приуральские степи. Савроматы вели кочевой образ жизни и пребывали в постоянном движении. Мужчины передвигались в основном верхом, их домочадцы — женщины, дети, старики — ездили в повозках, запряженных быками. Повозки представляли собой настоящие дома на колесах. Они были крыты войлоком и кожей. Кроме повозок, люди имели и другие жилища, которые напоминали юрты. Но иногда жили в разновидности неглубоких полуземлянок в тех местах, где традиционно зимовали: у поймы реки Волги и у пресных озер в степи. Однако таких жилищ археологам встречались единицы.
Основным занятием савроматских племен было кочевое скотоводство. Они почти не оставили после себя построек, и ученые изучают культуру савроматов в основном по погребениям, во время археологических раскопок.
В 2005 году золотая пластина с изображением кулана вместе с другими археологическими находками экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#14
Дата создания: VI–V века до н. э.
Техника: тиснение
Размеры: 0,2×3,0×4,9 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112906
#12
Накладка с рельефным изображением хищного зверя с четырьмя отверстиями для крепления
#13
#2
Накладку с изображением дикого зверя археологи нашли во время раскопок в урочище Кривая Лука Черноярского района Астраханской области в 1976 году.
Как выяснили ученые, предмет был создан в VI веке до нашей эры. В то время в ювелирном деле господствовал так называемый «звериный стиль». На драгоценностях — женских украшениях, застежках, декоре оружия и конской упряжи — мастера изображали животных. Чаще всего это были бараны и олени, дикие хищные кошки и орлы. Как правило, зверей изображали стилизованно, в общих чертах — смиренными и спокойными или, наоборот, воинственными и нападающими. Вид животного можно было угадать по очертаниям мускулов, зубов, морд и хвостов. В нашем случае дикая кошка припала к земле, ее пасть приоткрыта, длинные острые когти выпущены. Однако образ зверя лишен нарочитой хищности, кошка изображена не яростной, а скорее замершей.
Поволжская археологическая экспедиция работала в Волгоградской и Астраханской областях с 1950-х годов. Исследователи изучали памятники различных эпох — от древних курганов до средневековых городищ и городов XIV века с остатками поселений.
А в 1970-х годах Поволжская археологическая экспедиция занялась теми памятниками, которые попадали в зоны строительства и подлежали уничтожению. Например, в Черноярском районе Астраханской области начали строить огромную Калмыцко-Астраханскую рисовую оросительную систему — возникла опасность, что множество древних курганов разрушат и затопят. А ведь многие из них были полны сокровищ, которые рассказывали исследователям о культуре и быте давно исчезнувших народов.
Раскопки курганов вели вдоль сухого русла одного из древних протоков дельты Волги. Его называли «Кривая Лука». Когда с этих территорий сошла вода, которая заливала дельту во времена так называемой Новокаспийской трансгрессии Каспия (примерно VI–V тыс. до н. э.), оставались долгое время полноводные протоки. Позднее и они высохли, но временами вода прорывалась из Волги или сосредоточивалась в них после дождей. У таких протоков жили и хоронили своих покойников племена древней Дельты.
Как выяснили ученые, предмет был создан в VI веке до нашей эры. В то время в ювелирном деле господствовал так называемый «звериный стиль». На драгоценностях — женских украшениях, застежках, декоре оружия и конской упряжи — мастера изображали животных. Чаще всего это были бараны и олени, дикие хищные кошки и орлы. Как правило, зверей изображали стилизованно, в общих чертах — смиренными и спокойными или, наоборот, воинственными и нападающими. Вид животного можно было угадать по очертаниям мускулов, зубов, морд и хвостов. В нашем случае дикая кошка припала к земле, ее пасть приоткрыта, длинные острые когти выпущены. Однако образ зверя лишен нарочитой хищности, кошка изображена не яростной, а скорее замершей.
Поволжская археологическая экспедиция работала в Волгоградской и Астраханской областях с 1950-х годов. Исследователи изучали памятники различных эпох — от древних курганов до средневековых городищ и городов XIV века с остатками поселений.
А в 1970-х годах Поволжская археологическая экспедиция занялась теми памятниками, которые попадали в зоны строительства и подлежали уничтожению. Например, в Черноярском районе Астраханской области начали строить огромную Калмыцко-Астраханскую рисовую оросительную систему — возникла опасность, что множество древних курганов разрушат и затопят. А ведь многие из них были полны сокровищ, которые рассказывали исследователям о культуре и быте давно исчезнувших народов.
Раскопки курганов вели вдоль сухого русла одного из древних протоков дельты Волги. Его называли «Кривая Лука». Когда с этих территорий сошла вода, которая заливала дельту во времена так называемой Новокаспийской трансгрессии Каспия (примерно VI–V тыс. до н. э.), оставались долгое время полноводные протоки. Позднее и они высохли, но временами вода прорывалась из Волги или сосредоточивалась в них после дождей. У таких протоков жили и хоронили своих покойников племена древней Дельты.
#15
Дата создания: VI век до н. э.
Техника: тиснение
Размеры: 2,0×4,3 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17416747
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17416747
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
1

Открыть в приложении
Поделиться