Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Декабристы в Ялуторовске»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#6
Мадонна в кресле, Кресло, Стол преддиванный, Диван
#7

Мадонна в кресле

#8
#9
Декабрист Матвей Иванович Муравьёв-Апостол находился в Ялуторовске с 1836 по 1856 годы. По воспоминаниям современников, он проживал в элитной части города, в очень хорошо обставленном доме. Дом построили гораздо раньше, в 1795 году, а мебель завозили уже современную, которую создавали в первой половины XIX века.

В наши дни основу музейных фондов составляют коллекции старинного медного литья, икон, нумизматики, редкой книги, изделий из стекла. В музее также выставлены коллекция мебели XIX–XX веков, собрание живописи, скульптуры, керамики, металла и дерева.

В гостиной дома Матвея Муравьева-Апостола находится копия с картины Рафаэля Санти «Мадонна в кресле», написанная неизвестным художником в первой четверти XIX века. Картина передана музею в 1991 году Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря.

Рафаэль Санти — художник эпохи Возрождения. В 1513–1514 годах, проживая в Риме, Рафаэль написал одну из мадонн «Madonna della sedia» или в переводе с итальянского языка «Мадонна в кресле». Много лет эта картина экспонировалась в Палаццо Питти во Флоренции. Мастер изобразил на картине Деву Марию, обнимающую младенца Христа и взирающего с благоговением на миссию юного Иоанна Крестителя. Образ женщины в картине «Мадонна в кресле» значительно отличается от предыдущих работ художника. Особенностью этой картины является новизна столь любимого Рафаэлем образа: образ Мадонны наделен жизненной полнотой и земной пленительностью. Она изображена любящей, заботливой матерью, бросившей свою работу, едва услышав плач ребенка.

Неизвестному художнику удалось тонко передать атмосферу картины Рафаэля. Яркие, насыщенные цвета одежды придают образу Мадонны изысканность и в тоже время помогают создать «земной» облик. Известно, что Рафаэлю позировала его возлюбленная Форнарина, дочь работавшего в Риме пекаря из Сиены Франческо Лути. Согласно одной из версий, ее настоящее имя — Маргарита Лути. Внешность Маргариты Рафаэль использовал для многих образов женщин в своих полотнах. Лишь в некоторых ему позировали посторонние люди.
#10
Автор: неизвестен
Дата создания: первая четверть XIX века
Техника: масло
Место создания: Россия
Размеры: 77×77 см
Коллекция: Живопись
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога 7781389
#11

Кресло

#12
#13
Кресло, представленное в экспозиции, изготовлено в первой четверти XIX века. В облике этого предмета можно проследить черты, характерные для мебели эпохи классицизма. Это время, когда лаконичные и строгие формы, сдержанность и благородство проникают сначала в архитектуру и декоративно-прикладное искусство, а затем в производство мебели.

Для изготовления мебели применялись многие отечественные породы древесины: орех, береза, тополь, осина, ясень и другие. Но несмотря на это, изделия почти всегда окрашивались под красное дерево — самое популярное в то время. Особая индивидуальность декора мебели русского классицизма — его сдержанность — помогла демонстрировать естественные декоративные свойств древесной породы: фактуру и природные линии.

Резьба разных видов, применявшаяся лишь в маленьких количествах, только подчеркивала спокойную гладь плоскостей мебели. Существенные изменения коснулись и приемов резьбы. Резной орнамент, в основном, размещался в местах стыков деталей. Формы предметов упростились, линии выпрямились, главным образом, это коснулось ножек и поверхностей.

Стулья и кресла в те годы обивали тканями с цветочным орнаментом. Черты, присущие классицизму, мы находим и в элементах представленного кресла. Кресло темно-коричневого цвета, покрытое лаком. Обивка сидения из цветной ткани с растительным узором: на бежевом поле темно-серые завитки и стилизованные цветы. По конструкции кресло было эргономичным: с мягким сидением в форме трапеции, широкой спинкой с изгибом, выемками и валиком-подголовьем. Подлокотники были изготовлены в виде изогнутого бруска с завитком на передних концах. Сидение поддерживали изящные ножки, чуть изогнутые и сужающиеся книзу.

Кресло было приобретено в 1961 году директором музея Иваном Степановичем Терентьевым у одной из жительниц города Ялуторовска для экспозиции в мемориальном доме М.И. Муравьёва-Апостола. По легенде, после отъезда декабриста Матвея Муравьёва-Апостола из города Ялуторовска некоторые предметы мебели из его дома оказались у купца Мясникова, затем передавались по наследству. Некоторые из них сохранились у К. Мясниковой.
#15
Дата создания: первая четверть XIX века
Место создания: Россия
Техника: выпиливание, фанеровка, лакирование
Размеры: 90,5×54×48 см
Коллекция: Дерево/Мебель
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога: 8966503
#16

Стол преддиванный

#17
#18
Стол из экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», по легенде, принадлежал декабристу Матвею Муравьеву-Апостолу. После его отъезда из Ялуторовска многие предметы мебели достались купцу Мясникову, который дружил с Муравьевым-Апостолом. По воспоминаниям современников, Матвей Муравьёв-Апостол жил в хорошо меблированном доме, уют и комфорт. Удобную мебель купить в Ялуторовске было невозможно, тем не менее обстановка в доме была достаточно аристократична. Практически всю мебель для брата подбирала и отсылала в Сибирь из Петербурга его сестра Екатерина Бибикова. Покидая Ялуторовск, Матвей Муравьев-Апостол раздал всю мебель местным жителям.

Столы преддиванные были разной формы, но чаще всего их конструировали с одной опорной ножкой. Так как они находились большей частью в парадных комнатах и имели больше декоративное значение, формы и убранство этих столов бывали богатыми и сложными. Помимо дерева, для изготовления подобных столов мастера использовали также мрамор, бронзу и другие материалы.

Стол, представленный в мемориальном доме декабриста, изготовлен из карельской березы, которую впервые начали использовать в производстве мебели в конце XVIII века. Поверхность покрыта шпоном — тонкими срезами древесины. Приём, когда массив дерева оклеивали шпоном, называли фанеровкой. Тонировали стол под светлые породы. Опорную ножку оформили в виде вазона на 4 подставках.

Столешницу сделали прямоугольной, но все 4 угла срезали, а в верхнюю поверхность инкрустировали тонкую рамку, которая повторяем форму столешницы. В подстолье вмонтировали небольшой выдвижной ящик для мелочей. Ручку этого ящика сделали потайной, из-за чего он почти незаметен.

Край подстолья и среднюю часть ножки украсили узкими полосками с объемной резьбой с орнаментом в виде бусин.

Стол реставрировали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря. После реставрации в мае–августе 2002 года стол экспонировался на выставке лучших отреставрированных предметов в различных реставрационных центрах «Триенале-2002». Тогда она проходила в Смольном соборе в Санкт-Петербурге.
#19
Дата создания: начало XIX века
Место создания: Россия, Санкт-Петербург
Техника: резьба, фанеровка
Размеры: 79×101×62 см
Коллекция: Дерево/Мебель
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Реставраторы: Студеннников Р.С.
№ Госкаталога: 8966496
#20

Диван

#21
#22
В XIX веке диван не только был необходимым предметом мебели для отдыха, но и подчеркивал богатство и роскошь его владельца. За свою историю он претерпел важные изменения: от роскошных, плавных линий до типового предмета домашнего обихода эпохи XX века.

Этот диван попал в коллекцию мемориального дома в 1961 году. Тогда его приобрёл директор музея Иван Терентьев у наследников купца Мясникова. Именно своему другу, купцу Мясникову, Матвей Муравьев-Апостол передал часть своей мебели, когда уезжал из Ялуторовска в Петербург.

По воспоминаниям современников, Матвей Муравьёв-Апостол проживал в элитной части города, в хорошо обставленном доме. Михаил Знаменский, выросший среди декабристов, вспоминал: «Во всём доме было только четыре комнаты и пятая прихожая. При входе дверь налево в кабинет и прямо в залу. Зала с камином и дверь на террасу. Гостиная, в которой стояло фортепиано, единственное тогда во всём городе, с полками книг, на стенах портреты родных, большой портрет Наполеона, ружья с охотничьими принадлежностями. Вольтеровское кресло с приделанным к нему пюпитром и умывальный столик.
Наконец, маленькая комната Марии Константиновны, где помещались Гутенька и Аннушка. Наполните эти комнаты свежим чистым воздухом, сотрите и уничтожьте всякую пылинку, и вы будете иметь верное понятие о доме Матвея Ивановича».

Три комнаты в доме сегодня являются мемориальными — зала, кабинет хозяина и гостиная.

Украшением гостиной являются пианино XIX века, старинный преддиванный столик, диван и кресло.
#23
Дата создания: первая четверть XIX века
Техника: вырезание, фанеровка, лакирование
Место создания: Россия
Размеры: 98×186×62 см
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Коллекция: Дерево/Мебель
№ Госкаталога: 8966535
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Мадонна, кресло, стол, диван

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%