#6
Мадонна в кресле, Кресло, Стол преддиванный, Диван
#7
#8
#9
Декабрист Матвей Иванович Муравьёв-Апостол находился в Ялуторовске с 1836 по 1856 годы. По воспоминаниям современников, он проживал в элитной части города, в очень хорошо обставленном доме. Дом построили гораздо раньше, в 1795 году, а мебель завозили уже современную, которую создавали в первой половины XIX века.
В наши дни основу музейных фондов составляют коллекции старинного медного литья, икон, нумизматики, редкой книги, изделий из стекла. В музее также выставлены коллекция мебели XIX–XX веков, собрание живописи, скульптуры, керамики, металла и дерева.
В гостиной дома Матвея Муравьева-Апостола находится копия с картины Рафаэля Санти «Мадонна в кресле», написанная неизвестным художником в первой четверти XIX века. Картина передана музею в 1991 году Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря.
Рафаэль Санти — художник эпохи Возрождения. В 1513–1514 годах, проживая в Риме, Рафаэль написал одну из мадонн «Madonna della sedia» или в переводе с итальянского языка «Мадонна в кресле». Много лет эта картина экспонировалась в Палаццо Питти во Флоренции. Мастер изобразил на картине Деву Марию, обнимающую младенца Христа и взирающего с благоговением на миссию юного Иоанна Крестителя. Образ женщины в картине «Мадонна в кресле» значительно отличается от предыдущих работ художника. Особенностью этой картины является новизна столь любимого Рафаэлем образа: образ Мадонны наделен жизненной полнотой и земной пленительностью. Она изображена любящей, заботливой матерью, бросившей свою работу, едва услышав плач ребенка.
Неизвестному художнику удалось тонко передать атмосферу картины Рафаэля. Яркие, насыщенные цвета одежды придают образу Мадонны изысканность и в тоже время помогают создать «земной» облик. Известно, что Рафаэлю позировала его возлюбленная Форнарина, дочь работавшего в Риме пекаря из Сиены Франческо Лути. Согласно одной из версий, ее настоящее имя — Маргарита Лути. Внешность Маргариты Рафаэль использовал для многих образов женщин в своих полотнах. Лишь в некоторых ему позировали посторонние люди.
В наши дни основу музейных фондов составляют коллекции старинного медного литья, икон, нумизматики, редкой книги, изделий из стекла. В музее также выставлены коллекция мебели XIX–XX веков, собрание живописи, скульптуры, керамики, металла и дерева.
В гостиной дома Матвея Муравьева-Апостола находится копия с картины Рафаэля Санти «Мадонна в кресле», написанная неизвестным художником в первой четверти XIX века. Картина передана музею в 1991 году Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря.
Рафаэль Санти — художник эпохи Возрождения. В 1513–1514 годах, проживая в Риме, Рафаэль написал одну из мадонн «Madonna della sedia» или в переводе с итальянского языка «Мадонна в кресле». Много лет эта картина экспонировалась в Палаццо Питти во Флоренции. Мастер изобразил на картине Деву Марию, обнимающую младенца Христа и взирающего с благоговением на миссию юного Иоанна Крестителя. Образ женщины в картине «Мадонна в кресле» значительно отличается от предыдущих работ художника. Особенностью этой картины является новизна столь любимого Рафаэлем образа: образ Мадонны наделен жизненной полнотой и земной пленительностью. Она изображена любящей, заботливой матерью, бросившей свою работу, едва услышав плач ребенка.
Неизвестному художнику удалось тонко передать атмосферу картины Рафаэля. Яркие, насыщенные цвета одежды придают образу Мадонны изысканность и в тоже время помогают создать «земной» облик. Известно, что Рафаэлю позировала его возлюбленная Форнарина, дочь работавшего в Риме пекаря из Сиены Франческо Лути. Согласно одной из версий, ее настоящее имя — Маргарита Лути. Внешность Маргариты Рафаэль использовал для многих образов женщин в своих полотнах. Лишь в некоторых ему позировали посторонние люди.
#10
Автор: неизвестен
Дата создания: первая четверть XIX века
Техника: масло
Место создания: Россия
Размеры: 77×77 см
Коллекция: Живопись
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога 7781389
Дата создания: первая четверть XIX века
Техника: масло
Место создания: Россия
Размеры: 77×77 см
Коллекция: Живопись
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога 7781389
#11
Кресло
#12
#13
Кресло, представленное в экспозиции, изготовлено в первой четверти XIX века. В облике этого предмета можно проследить черты, характерные для мебели эпохи классицизма. Это время, когда лаконичные и строгие формы, сдержанность и благородство проникают сначала в архитектуру и декоративно-прикладное искусство, а затем в производство мебели.
Для изготовления мебели применялись многие отечественные породы древесины: орех, береза, тополь, осина, ясень и другие. Но несмотря на это, изделия почти всегда окрашивались под красное дерево — самое популярное в то время. Особая индивидуальность декора мебели русского классицизма — его сдержанность — помогла демонстрировать естественные декоративные свойств древесной породы: фактуру и природные линии.
Резьба разных видов, применявшаяся лишь в маленьких количествах, только подчеркивала спокойную гладь плоскостей мебели. Существенные изменения коснулись и приемов резьбы. Резной орнамент, в основном, размещался в местах стыков деталей. Формы предметов упростились, линии выпрямились, главным образом, это коснулось ножек и поверхностей.
Стулья и кресла в те годы обивали тканями с цветочным орнаментом. Черты, присущие классицизму, мы находим и в элементах представленного кресла. Кресло темно-коричневого цвета, покрытое лаком. Обивка сидения из цветной ткани с растительным узором: на бежевом поле темно-серые завитки и стилизованные цветы. По конструкции кресло было эргономичным: с мягким сидением в форме трапеции, широкой спинкой с изгибом, выемками и валиком-подголовьем. Подлокотники были изготовлены в виде изогнутого бруска с завитком на передних концах. Сидение поддерживали изящные ножки, чуть изогнутые и сужающиеся книзу.
Кресло было приобретено в 1961 году директором музея Иваном Степановичем Терентьевым у одной из жительниц города Ялуторовска для экспозиции в мемориальном доме М.И. Муравьёва-Апостола. По легенде, после отъезда декабриста Матвея Муравьёва-Апостола из города Ялуторовска некоторые предметы мебели из его дома оказались у купца Мясникова, затем передавались по наследству. Некоторые из них сохранились у К. Мясниковой.
Для изготовления мебели применялись многие отечественные породы древесины: орех, береза, тополь, осина, ясень и другие. Но несмотря на это, изделия почти всегда окрашивались под красное дерево — самое популярное в то время. Особая индивидуальность декора мебели русского классицизма — его сдержанность — помогла демонстрировать естественные декоративные свойств древесной породы: фактуру и природные линии.
Резьба разных видов, применявшаяся лишь в маленьких количествах, только подчеркивала спокойную гладь плоскостей мебели. Существенные изменения коснулись и приемов резьбы. Резной орнамент, в основном, размещался в местах стыков деталей. Формы предметов упростились, линии выпрямились, главным образом, это коснулось ножек и поверхностей.
Стулья и кресла в те годы обивали тканями с цветочным орнаментом. Черты, присущие классицизму, мы находим и в элементах представленного кресла. Кресло темно-коричневого цвета, покрытое лаком. Обивка сидения из цветной ткани с растительным узором: на бежевом поле темно-серые завитки и стилизованные цветы. По конструкции кресло было эргономичным: с мягким сидением в форме трапеции, широкой спинкой с изгибом, выемками и валиком-подголовьем. Подлокотники были изготовлены в виде изогнутого бруска с завитком на передних концах. Сидение поддерживали изящные ножки, чуть изогнутые и сужающиеся книзу.
Кресло было приобретено в 1961 году директором музея Иваном Степановичем Терентьевым у одной из жительниц города Ялуторовска для экспозиции в мемориальном доме М.И. Муравьёва-Апостола. По легенде, после отъезда декабриста Матвея Муравьёва-Апостола из города Ялуторовска некоторые предметы мебели из его дома оказались у купца Мясникова, затем передавались по наследству. Некоторые из них сохранились у К. Мясниковой.
#15
Дата создания: первая четверть XIX века
Место создания: Россия
Техника: выпиливание, фанеровка, лакирование
Размеры: 90,5×54×48 см
Коллекция: Дерево/Мебель
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога: 8966503
Место создания: Россия
Техника: выпиливание, фанеровка, лакирование
Размеры: 90,5×54×48 см
Коллекция: Дерево/Мебель
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога: 8966503
#16
Стол преддиванный
#17
#18
Стол из экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», по легенде, принадлежал декабристу Матвею Муравьеву-Апостолу. После его отъезда из Ялуторовска многие предметы мебели достались купцу Мясникову, который дружил с Муравьевым-Апостолом. По воспоминаниям современников, Матвей Муравьёв-Апостол жил в хорошо меблированном доме, уют и комфорт. Удобную мебель купить в Ялуторовске было невозможно, тем не менее обстановка в доме была достаточно аристократична. Практически всю мебель для брата подбирала и отсылала в Сибирь из Петербурга его сестра Екатерина Бибикова. Покидая Ялуторовск, Матвей Муравьев-Апостол раздал всю мебель местным жителям.
Столы преддиванные были разной формы, но чаще всего их конструировали с одной опорной ножкой. Так как они находились большей частью в парадных комнатах и имели больше декоративное значение, формы и убранство этих столов бывали богатыми и сложными. Помимо дерева, для изготовления подобных столов мастера использовали также мрамор, бронзу и другие материалы.
Стол, представленный в мемориальном доме декабриста, изготовлен из карельской березы, которую впервые начали использовать в производстве мебели в конце XVIII века. Поверхность покрыта шпоном — тонкими срезами древесины. Приём, когда массив дерева оклеивали шпоном, называли фанеровкой. Тонировали стол под светлые породы. Опорную ножку оформили в виде вазона на 4 подставках.
Столешницу сделали прямоугольной, но все 4 угла срезали, а в верхнюю поверхность инкрустировали тонкую рамку, которая повторяем форму столешницы. В подстолье вмонтировали небольшой выдвижной ящик для мелочей. Ручку этого ящика сделали потайной, из-за чего он почти незаметен.
Край подстолья и среднюю часть ножки украсили узкими полосками с объемной резьбой с орнаментом в виде бусин.
Стол реставрировали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря. После реставрации в мае–августе 2002 года стол экспонировался на выставке лучших отреставрированных предметов в различных реставрационных центрах «Триенале-2002». Тогда она проходила в Смольном соборе в Санкт-Петербурге.
Столы преддиванные были разной формы, но чаще всего их конструировали с одной опорной ножкой. Так как они находились большей частью в парадных комнатах и имели больше декоративное значение, формы и убранство этих столов бывали богатыми и сложными. Помимо дерева, для изготовления подобных столов мастера использовали также мрамор, бронзу и другие материалы.
Стол, представленный в мемориальном доме декабриста, изготовлен из карельской березы, которую впервые начали использовать в производстве мебели в конце XVIII века. Поверхность покрыта шпоном — тонкими срезами древесины. Приём, когда массив дерева оклеивали шпоном, называли фанеровкой. Тонировали стол под светлые породы. Опорную ножку оформили в виде вазона на 4 подставках.
Столешницу сделали прямоугольной, но все 4 угла срезали, а в верхнюю поверхность инкрустировали тонкую рамку, которая повторяем форму столешницы. В подстолье вмонтировали небольшой выдвижной ящик для мелочей. Ручку этого ящика сделали потайной, из-за чего он почти незаметен.
Край подстолья и среднюю часть ножки украсили узкими полосками с объемной резьбой с орнаментом в виде бусин.
Стол реставрировали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря. После реставрации в мае–августе 2002 года стол экспонировался на выставке лучших отреставрированных предметов в различных реставрационных центрах «Триенале-2002». Тогда она проходила в Смольном соборе в Санкт-Петербурге.
#19
Дата создания: начало XIX века
Место создания: Россия, Санкт-Петербург
Техника: резьба, фанеровка
Размеры: 79×101×62 см
Коллекция: Дерево/Мебель
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Реставраторы: Студеннников Р.С.
№ Госкаталога: 8966496
Место создания: Россия, Санкт-Петербург
Техника: резьба, фанеровка
Размеры: 79×101×62 см
Коллекция: Дерево/Мебель
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Реставраторы: Студеннников Р.С.
№ Госкаталога: 8966496
#20
Диван
#21
#22
В XIX веке диван не только был необходимым предметом мебели для отдыха, но и подчеркивал богатство и роскошь его владельца. За свою историю он претерпел важные изменения: от роскошных, плавных линий до типового предмета домашнего обихода эпохи XX века.
Этот диван попал в коллекцию мемориального дома в 1961 году. Тогда его приобрёл директор музея Иван Терентьев у наследников купца Мясникова. Именно своему другу, купцу Мясникову, Матвей Муравьев-Апостол передал часть своей мебели, когда уезжал из Ялуторовска в Петербург.
По воспоминаниям современников, Матвей Муравьёв-Апостол проживал в элитной части города, в хорошо обставленном доме. Михаил Знаменский, выросший среди декабристов, вспоминал: «Во всём доме было только четыре комнаты и пятая прихожая. При входе дверь налево в кабинет и прямо в залу. Зала с камином и дверь на террасу. Гостиная, в которой стояло фортепиано, единственное тогда во всём городе, с полками книг, на стенах портреты родных, большой портрет Наполеона, ружья с охотничьими принадлежностями. Вольтеровское кресло с приделанным к нему пюпитром и умывальный столик.
Наконец, маленькая комната Марии Константиновны, где помещались Гутенька и Аннушка. Наполните эти комнаты свежим чистым воздухом, сотрите и уничтожьте всякую пылинку, и вы будете иметь верное понятие о доме Матвея Ивановича».
Три комнаты в доме сегодня являются мемориальными — зала, кабинет хозяина и гостиная.
Украшением гостиной являются пианино XIX века, старинный преддиванный столик, диван и кресло.
Этот диван попал в коллекцию мемориального дома в 1961 году. Тогда его приобрёл директор музея Иван Терентьев у наследников купца Мясникова. Именно своему другу, купцу Мясникову, Матвей Муравьев-Апостол передал часть своей мебели, когда уезжал из Ялуторовска в Петербург.
По воспоминаниям современников, Матвей Муравьёв-Апостол проживал в элитной части города, в хорошо обставленном доме. Михаил Знаменский, выросший среди декабристов, вспоминал: «Во всём доме было только четыре комнаты и пятая прихожая. При входе дверь налево в кабинет и прямо в залу. Зала с камином и дверь на террасу. Гостиная, в которой стояло фортепиано, единственное тогда во всём городе, с полками книг, на стенах портреты родных, большой портрет Наполеона, ружья с охотничьими принадлежностями. Вольтеровское кресло с приделанным к нему пюпитром и умывальный столик.
Наконец, маленькая комната Марии Константиновны, где помещались Гутенька и Аннушка. Наполните эти комнаты свежим чистым воздухом, сотрите и уничтожьте всякую пылинку, и вы будете иметь верное понятие о доме Матвея Ивановича».
Три комнаты в доме сегодня являются мемориальными — зала, кабинет хозяина и гостиная.
Украшением гостиной являются пианино XIX века, старинный преддиванный столик, диван и кресло.
#23
Дата создания: первая четверть XIX века
Техника: вырезание, фанеровка, лакирование
Место создания: Россия
Размеры: 98×186×62 см
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Коллекция: Дерево/Мебель
№ Госкаталога: 8966535
Техника: вырезание, фанеровка, лакирование
Место создания: Россия
Размеры: 98×186×62 см
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Коллекция: Дерево/Мебель
№ Госкаталога: 8966535
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
0

Открыть в приложении
Поделиться