Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Декабристы в Ялуторовске»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сумочка,кошелек,лорнет,книжка записная

0
Открыть в приложении
#6
Сумочка, кошелек, лорнет, книжка записная
#7

Сумочка из бисера

#8
#9
Первая дамская сумочка появилась в середине XVIII века. До этого необходимые вещи женщины могли носить в карманах, которые скрывались в складках широких юбок. Одна из первых женских сумочек, помпадур, как её называли, предназначалась главным образом для рукоделия. Похожая сумочка, именовавшаяся ридикюлем, на долгие годы приобрела статус классической. В сумочках носили письма, фотографии, украшения, духи, пудреницу, зеркальце, косметические принадлежности и многое другое. Чем меньше была сумка, тем обеспеченнее считалась женщина, поскольку считалось, что рядом с ней находился мужчина или слуга, которые носили остальные вещи. Со временем женские сумки увеличивались, и кроме светских мелочей, в них можно было носить книги и другие предметы.

Сумки и сумочки передавались от матери к дочери и далее из поколения в поколение. Сумки не только покупали, но и шили сами. При этом мастерицы использовали разные материалы: шёлк и атлас, хлопок и гобелен, кожа и соломка, дерево и железо. Состоятельные дамы украшали сумки бусинами из венецианского или богемского стекла, полудрагоценными камнями и самоцветами, бронзовыми фигурами, вышивкой, аппликацией и каменьями. Бисерные сумочки вошли в моду более 200 лет назад. Сохранять цвет — это уникальная способность бисера, которую мастерицы взяли на вооружение и стали использовать при вышивке различных узоров.

Дамская сумочка, представленная в экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», попала в музейную коллекцию в 2010 году. Её передала в дар музею жительница города Ялуторовска Маргарита Чиж вместе с несколькими другими предметами. Эта небольшая сумочка из бисера принадлежала её бабушке, Зинаиде Первушиной. Зинаида Первушина родилась в Семипалатинске в 1868 году. В юности она была искусной мастерицей.

Сумочку прямоугольной формы её создательница украсила цветным бисером, рисунок нанесла одинаковый с обеих сторон. В центре можно увидеть два жёлто-красных цветка со стеблями, обращенными в разные стороны, ниже — три сине-сиреневых цветка с листьями. Подкладка сумки выполнена из бежевой ткани. Защелкивается сумочка на замочек с металлическими шариками.
#10
Дата создания: конец XIX — начало ХХ века
Техника: бисероплетение, шитье ручное, шитье машинное, ковка
Место создания: Российская империя
Размеры: 14,5×16 см
Коллекция: Ткани/Предметы быта
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
#11

Кошелек-кольчужка

#12
#13
Воспитанницы Матвея Муравьёва-Апостола Августа Созонович и Анна Бородинская следили за модой, несмотря на то, что находились вдали от культурных центров. В экспозиции можно увидеть модные аксессуары, которые они использовали в быту, а также подобные им.

Представленный предмет — кошелек-кольчужка — изящный, но недорогостоящий дамский аксессуар. История этой миниатюрной сумочки насчитывает около трех столетий. В средние века роль сумочки выполнял незатейливый мешочек, который носили на поясе и женщины, и мужчины. Такой мешочек называли кошель или узелок. Содержимое таких мешочков было весьма разнообразным: монеты, ключи, предметы туалета и другие мелочи. Складывали туда все то, что могло понадобиться за пределами дома и пригодиться в любой момент.

В конце XVIII века модницы, приезжая на бал, во дворец, на прием или в театр, обязательно прикрепляли к поясу нарядного платья специальным крючком маленькую сумочку. Такая сумочка как важная деталь туалета включалась в комплекс бального наряда. Одна из самых популярных моделей — ридикюль — была мягкой формы, шили ее только из ткани — бархата, атласа, украшали вышивкой, кружевом, бисером.

Во второй половине XIX века особенно модными стали ридикюли из серебряной, золотой или золоченой кольчужной сетки. Ручками им служили цепочки, а рамочные замки отделывались чеканкой и даже драгоценными камнями или их имитацией. В это время наиболее распространенными были сумочки-кольчужки, которые плелись из колец или из крохотных металлических пластинок, соединенных кольцами. Чаще всего они имели естественный металлический цвет — светлого стерлингового серебра или золота, если серебро золотилось. Изготовляли и стальные изделия, в том числе из вороненого, черненого металла. Сумочки из пластинок иногда покрывали эмалью, одноцветной или разных цветов — в последнем случае достигался эффект мозаики.

Представленный кошелек передали в музейную коллекцию из Российского фонда культуры. Кошелек выполнен в виде фляжки с мягким корпусом, сплетенным из мелких круглых колец. Горло собрано из узких раздвигающихся пластин, с откидывающейся крышкой, декорированной рельефным изображением подковы. На одну из пластинок прикреплено ушко для подвешивания кольчужки на пояс.
#14
Дата создания: XIX век
Место создания: Россия
Техника: ковка
Размеры: 10×5,5×3,5 см
Правообладатель изображений: Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «тюменское музейно-просветительское объединение»
Коллекция: Металл
№ Госкаталога: 10179592
#15

Лорнет складной

#16
#17
Дамский складной двойной лорнет, представленный в экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», изготовлен в конце ХIХ века. Его передала в музей жительница Ялуторовска Ирина Фролова. Принадлежал лорнет прабабушке дарительницы — Елене Тизенгаузен, правнучатой племяннице декабриста Василия Тизенгаузена.

Лорнетом называют разновидность очков, которые похожи на пенсне, но отличаются тем, что их удерживают с помощью рукоятки, а не зажима в области носа. Появился этот модный аксессуар в конце XVIII — начале XIX века. Использовали его по типу театрального бинокля, время от времени поднося к глазам.

Изобретателем лорнета считается английский оптик, изготовитель математических приборов и глобусов Джордж Адамс. Он ориентировался на высшие слои британского общества и хотел сделать роскошные очки для аристократов, которые отличались бы от обычных «плебейских» нестандартным дизайном. Так появился изящный лорнет в тонкой оправе на длинной ручке. Изначально он имел только одно стекло и походил на современную лупу. Известно, что таким приспособлением активно пользовался российский император Александр I, у которого с детства левый глаз плохо видел. В середине XIX века лорнет стал считаться почти обязательным атрибутом светской дамы. Карманов тогда в женской одежде не было, поэтому этот аксессуар носили на шейной цепочке, на поясе, на специальной цепочке — шатлене или же на цепочке на запястье. Мужчины пристегивали лорнет к жилетке. В женских руках лорнет, наравне с веером, стал орудием виртуозной игры — кокетства. Дамы с его помощью демонстрировали свои красивые запястья, тонкие пальцы, подавали знак кавалеру — выказывали свое расположение или же полное пренебрежение. Для так называемых «эмансипанток» новая мода стала настоящим вызовом. Пытаясь убедить общество в том, что для них внешняя привлекательность абсолютно не важна, они намеренно «уродовали» себя очками с синими стеклами.

Конструкция оптического прибора проста: две линзы в латунной оправе крепятся с помощью подвижного шарнира к рукоятке, покрытой эмалью. Ближе к XX веку лорнет у мужчин сменился на более практичное пенсне. У светских же дам этот аксессуар вплоть до начала XX века оставался едва ли не обязательным для выхода в свет.
#18
Дата создания: XIX век
Техника: стекло, латунь, кость
Место создания: Россия
Размеры: Длина в сложенном виде — 7,8 см, линзы — 2×2,8 см
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Коллекция: Стекло
Реставраторы: Парфенов Л.М.
№ Госкаталога: 7730761
#19

Книжка записная для бала

#20
#22
Главной частью светских балов была танцевальная программа, которая сопровождалась специальной бальной церемонией. Бал требовал от участников соблюдения правил этикета, эмоциональной выдержки и физической выносливости. Было большой ошибкой для барышни принять приглашение сразу у двух кавалеров на один и тот же танец. Это считалось дурным тоном, и даже могло привести к дуэли.

Самые значимые танцы, такие как полонез, котильон, кадриль требовали приглашения задолго до самого события. На малые и промежуточные танцы приглашали на самом балу. Но у некоторых дам, которые пользовались успехом, было почти невозможно просить даже малый танец, не говоря уже о вальсе или мазурке, все было решено заранее.

Чтобы избежать неприятностей, для дам была придумана специальная записная книжечка для бала. Это был миниатюрный аксессуар, который позволял записывать имена кавалеров напротив списка танцев. К маленьким книжкам прилагался карандаш, их крепили специальным зажимом на талии дамы. Список танцев, полностью «заполненный» кавалерами, считался показателем успеха светской дамы, но хвастаться этим считалось неприличным.

Спустя время бальные книжечки превратились в настоящие произведения искусства. Их украшали драгоценными камнями, эмалью, использовали золото, серебро, перламутр. Особенно ценились книги с перламутровыми или костяными листочками, поскольку их можно было использовать несколько раз. Старые надписи в таких книгах можно было стереть, а на этом же месте сделать новые.

В Ялуторовске балы не устраивали. Однако воспитанница Матвея и Марии Муравьевых-Апостолов Августа Созонович посещала бал в Тобольске. Она бывала в этом городе, останавливалась у четы Муравьёвых.

Записную книжку для бала, которая представлена в экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», приобрел в антикварном магазине сотрудник Государственного исторического музея Александр Сидоров. Вместе с другими экспонатами Исторического музея книжка попала в Ялуторовский музейный комплекс.

Миниатюрную книжку размером с ладонь выполнили из бумаги и кожи. Обложку украсили металлической оправой. В центре можно увидеть горный пейзаж в овальной рамке. Внутри обложка обтянута розовой тканью с двумя кармашками: объемным и узким. В узкий кармашек помещали костяной карандаш со свинцовым наконечником. В наши дни он тоже представлен в экспозиции.
#21
Дата создания: середина XIX века
Техника: бумага, кожа, металл, ткань
Место создания: Россия
Размеры: 6,5×10,2×1,5 см
Коллекция: Прочие материалы
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
№ Госкаталога: 4703088
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Сумочка,кошелек,лорнет,книжка записная

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%