Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Декабристы в Ялуторовске»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Щипцы для завивки, перчатки, веер

0
Открыть в приложении
#5
Щипцы для завивки, перчатки, веер
#6

Щипцы для завивки

#7
#8
Щипцы для завивки волос, представленные в экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», подарил музею Российский фонд культуры.

Изготовлены щипцы по типу ножниц с прямыми стержневыми ручками с плоскими концами. Рабочая часть составлена из желобообразной пластины и стержня с острым концом. Изобретателем такого приспособления считают Марселя Грато. Он изобрёл их в 1880 году. Марсель Грато соединил два железных стержня, подобно тому, как сделаны ножницы. Принцип действия щипцов был прост. Их нагревали на огне, зажимая затем пряди волос между стержнями. Марсель Грато использовал щипцы особым способом — если зажать щипцами прядь волос выемкой вниз, получится впадина, а если вверх, то выпуклость. Завитые таким образом волосы напоминали волну. В 1882 году Марсель Грато открыл в центре Парижа собственную парикмахерскую. Очень долго способ особой завивки автор держал в строжайшем секрете. Модная прическа «волной» стоила немалых денег, и только обеспеченные дамы из высшего общества могли себе ее позволить.

Такая завивка была совсем небезопасной и требовала от мастера особой осторожности. Щипцы можно было перегреть и сжечь волосы. Нагрев щипцы на горелке, их подносили к бумаге, чтобы проверить степень нагрева. Если бумага обугливалась, использовать щипцы было нельзя, если немного темнела — можно было завивать волосы. Многие женщины нагревали такие щипцы на огне, создавая замысловатые прически самостоятельно, не прибегая к помощи парикмахеров. Инструмент полностью изготовлен из металла, поэтому нагревалась не только рабочая поверхность, но и рукоятки. Для того, чтобы не обжечься, дамы использовали специальные варежки-прихватки. Существовали и другие варианты щипцов. У таких приспособлений рукоятки были деревянные, это позволяло им не прибегать к помощи защитных варежек.

Щипцы из коллекции Ялуторовского музейного комплекса изготовлены во Франции. На ручке можно прочесть надписи: «L.Р. PARIS», «MARCEL», «AGIEA». В семье декабриста Матвея Муравьева-Апостола супруга и воспитанницы тоже использовали щипцы для завивки волос. На примере представленного экспоната можно увидеть, какими приспособлениями пользовались Мария Константиновна, Анна Боровская и Августа Созонович, когда делали себе модные в те годы прически с завитками.
#9
Дата создания: XIX век
Техника: ковка
Место создания: Франция
Размеры: длина — 26,5 см
Коллекция: Металл
Правообладатель изображений: Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение»
№ Госкаталога: 8338109
#10

Перчатки дамские

#11
#12
Дамские перчатки, представленные в экспозиции «Декабристы в Ялуторовске», попали в музейную коллекцию в 1994 году. Их приобрели сотрудники музея во время командировки в Санкт-Петербург специально для выставки в мемориальном доме М.И. Муравьёва-Апостола. На примере этой перчатки можно увидеть, какие аксессуары носили в те годы представительницы дворянских семей.

В семье Матвея и Марии Муравьевых-Апостолов воспитывались две девочки: Августа Созонович и Анна Бородинская. Их учили не только грамоте, но и правилам хорошего тона, как это было принято в высшем обществе. В 1851 году воспитанницы Матвея Муравьёва-Апостола некоторое время находились в Тобольске, куда сопровождали на лечение больного Ивана Якушкина. Для ревизора, приехавшего в Тобольск для проверки, был организован бал. Александр и Жозефина Муравьевы, у которых девочки гостили в Тобольске, брали с собой на балы Августу Созонович. Обязательной частью бального костюма, были белоснежные лайковые перчатки, такие, как представлены в экспозиции.

В России в XIX веке перчатки были неотъемлемой частью дамского гардероба. Их шили из лайки — тончайшей кожи. И делали очень узкими, чтобы они идеально повторяли форму руки. Существовал особый способ проверки качества перчаток: перчатку протягивали через дамское кольцо. Если они протягивались легко, это означало, что перчатки были очень высокого качества.

Дамы подбирали перчатки под цвет наряда либо чисто белые. Иногда перчатки украшали жемчугом, вышивкой, драгоценными камнями. Перчатки, сшитые из лайки, были не только эластичными и легко сохраняли форму, но и имели благородный мягкий блеск. С середины XIX века вечерние и бальные перчатки были длиной до запястья с застёжкой на пуговице. По правилам этикета перчатки нельзя было снимать на протяжении всего бала. Прийти на бал с голыми руками считалось дурным тоном.

Представленные дамские перчатки второй половины XIX века тоже изготовлены лайковой кожи белого цвета. Швы обработаны декоративной строчкой. Внешняя сторона перчатки декорирована тремя строчками, расположенными в виде лучей. На внутренней стороне, посередине, сделан фигурный вырез с застежкой на две пластмассовые пуговицы светло-коричневого цвета.
#13
Дата создания: вторая половина XIX века
Техника: шитье машинное
Место создания: Россия
Размеры: 41,1×6,5 см
Правообладатель изображений: Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «тюменское музейно-просветительское объединение»
Коллекция: Кожа
№ Госкаталога: 8338109
#14

Веер складной

#15
#16
Складной веер, представленный в экспозиции, изготовлен в XIX веке в Японии. Его приобрели у антиквара Степана Петренко специально для экспозиции в доме декабриста Матвея Ивановича Муравьева-Апостола. Веер состоит из черепаховых пластин, между которыми натянута пергаментная бумага черного цвета. Именно на контрасте черного и белого создается целостная композиция. С одной стороны изображено цветущее дерево с белыми цветами, зелеными листьями и птицами. Другая сторона расшита шелковыми нитями, в основе сюжетного орнамента — пагода, деревья, птицы. Конец ручки украшен полукольцом с кисточками. Представленный веер относится к типу «плие», что означает «складка, складчатый». Веера такого типа собирали из остова — нижней части веера, и верхней части — экрана, который изготавливали из бумаги, пергамента, ткани, кружева.

История веера насчитывает уже несколько тысяч лет. Традиционно его родиной считают Китай и Японию, именно благодаря этим странам веера получили широкое распространение. В Европе этот аксессуар появился в XVI веке, и первое время был доступен только знатным людям. Веер считался символом статуса, так как для его изготовления использовались дорогие материалы и драгоценные камни. Европейские мастера быстро подхватили восточное веяние моды, и весь высший свет обзавелся изящным аксессуаром.

В России женское опахало получило широкое распространение в начале XVIII века. Считается, что веер — ровесник Санкт-Петербурга, поскольку он вошел в светскую жизнь вместе с петровской реформой гражданского костюма. Теперь веера создавали и в России, и они ничуть не уступали восточным и европейским изделиям по качеству материалов и своим художественным достоинствам. Веера изготавливали самые разные мастера: ювелиры, граверы, живописцы, резчики по дереву и кости. По мере возрастания популярности веера стали превращаться в настоящие произведения искусства. В качестве материала для костяков вееров использовали золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук. В XIX веке вееру отводилась особая роль. Он помогал выражать свои желания или флиртовать, рассказать собеседнику обо всех симпатиях и намерениях его обладательницы.
#17
Дата создания: первая четверть XIX века
Место создания: Япония
Техника: роспись, вышивка свободной гладью 
Размеры: 32×60,5 см
Правообладатель изображений: ГАУК ТО Тюменское музейно-просветительское объединение
Коллекция: Прочие материалы
№ Госкаталога: 7252315
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Щипцы для завивки, перчатки, веер

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%