#7
#2
В традиционной культуре совершеннолетие наступало после прохождения обряда «инициации». Суть его состоит в том, что человек «исчезал» на одном уровне и вновь появлялся уже на другом, в новом качестве. Когда мальчик становиться юношей, а девочка — девушкой, им предстояло пройти обряд перехода из разряда детей в разряд молодежи, будущих женихов и невест, готовых к семейной ответственности и продолжению рода. Совершеннолетие связано с биологическими изменениями, что отражается и в одежде. После обряда инициации человек надевал новую взрослую одежду. Например, у русских и украинцев юноши начинали носить мужские штаны, а девушки — красные понёвы. Понева — поясная одежда женщин, которую они надевали поверх белой холщовой рубахи — родственник современной юбки.
Один из обрядов инициации, распространенный у южных русских и украинцев — «запрыгивание или вскакивание в поневу». Сначала девушка мылась в бане, смывая с себя «грязь» телесную и духовную. А на выходе ее ждали родители, которые держали в руках понёву. Девушка могла запрыгнуть в поневу с порога бани или с лавки, по которой она прежде ходила в разные стороны. Вслед за ней шли родители, уговаривающие дочь прыгнуть. Но так как после этого обряда девушка переходила в разряд невест и к ней начинали приходить свататься, то она не заставляла себя долго ждать и довольно скоро прыгала с лавки в поневу. Старались прыгнуть прямо в центр юбки, ведь в случае промаха сватовство приходилось откладывать на год.
#3
Понева, которую надевает девушка после обряда совершеннолетия, красного цвета. В традиционной культуре он имеет символическое значение. Это цвет плодородия, молодости, красоты, указывающий на взросление. Девушка в красной поневе сразу привлекает к себе внимание юношей и их родителей, которые в скором времени могут прийти к ней в дом свататься.
Женщины южнорусских районов носят поневу постоянно. Этот элемент одежды шили из домотканой шерстяной или полушерстяной материи темных тонов — синего, черного, коричневого, бордового, в крупную клетку. Поневу, символизировавшую собой пашню, расшивали тесьмой («межами»), украшали вышивкой. Понева стала прообразом юбки. Наиболее распространенный тип поневы у русских женщин — «распашная», которая шилась из трех полотнищ: одно сзади, два других — по бокам. Заднее полотнище с боковыми, как правило, сшивалось. Сверху понева собиралась на шнурке, который удерживал ее на талии. Также бытовали «глухие» или закрытые поневы. Они кроились из четырех кусков ткани. Четвертое, переднее, полотнище — прошва — подбиралось из другой материи: кумача или белого холста. Все детали такой юбки сшивались, и тогда прошва напоминала передник.
Женщины южнорусских районов носят поневу постоянно. Этот элемент одежды шили из домотканой шерстяной или полушерстяной материи темных тонов — синего, черного, коричневого, бордового, в крупную клетку. Поневу, символизировавшую собой пашню, расшивали тесьмой («межами»), украшали вышивкой. Понева стала прообразом юбки. Наиболее распространенный тип поневы у русских женщин — «распашная», которая шилась из трех полотнищ: одно сзади, два других — по бокам. Заднее полотнище с боковыми, как правило, сшивалось. Сверху понева собиралась на шнурке, который удерживал ее на талии. Также бытовали «глухие» или закрытые поневы. Они кроились из четырех кусков ткани. Четвертое, переднее, полотнище — прошва — подбиралось из другой материи: кумача или белого холста. Все детали такой юбки сшивались, и тогда прошва напоминала передник.
#4
Отголоском древних обрядов инициации также является чувашский праздник хер сари, что значит «девичье пиво». На этом празднике имели право присутствовать только совершеннолетние девушки, достигшие брачного возраста. Также важным условием участия в обряде являлось приобретение девушкой трудовых навыков. Специально к празднику юноши совершали обход дворов деревни, собирая для девичьего пира муку, масло, солод, хмель и крупу. Из собранных продуктов девушки варили пиво, собравшись в специальном для хер сари доме. Вечером в этом доме собиралась вся молодежь деревни и устраивала «большие посиделки». Во время приготовлений к празднику парни присматривались к девушкам и примечали, кто как умеет вести домашнее хозяйство, выбирали невест. На девичий пир приходили и взрослые, которые также следили за поведением молодежи и присматривали невест своим сыновьям. Именно взрослых гостей в первую очередь девушки угощали пивом. Пиво в обрядах чувашей имело большое значение. С ним у чувашей связаны представления о крепости родственных отношений, дружеских уз, о щедром гостеприимстве, о святости традиций, завещанных предками. Таким образом, цель праздника «девичье пиво» — демонстрация определенных качеств и навыков, то есть это был своего рода экзамен, подтверждающий достижение девушкой совершеннолетия.
Большое значение среди молодежи имеют традиционные нормы поведения, которые ярко проявляются в период общения. И одной из форм общения крестьянской молодежи, характерной для большинства народностей Поволжья, является хоровод.
Хоровод представляет собой сложный комплекс, состоящий из движения (танца), пения, музыки. Хореографический рисунок хоровода был весьма разнообразен — шли гуськом, змейкой, образовывали круг и т. д. Хоровод часто делился на две партии — мужскую и женскую, которые то подходили друг к другу, то брались за руки парами, то образовывали ворота, то отступали.
Большое значение среди молодежи имеют традиционные нормы поведения, которые ярко проявляются в период общения. И одной из форм общения крестьянской молодежи, характерной для большинства народностей Поволжья, является хоровод.
Хоровод представляет собой сложный комплекс, состоящий из движения (танца), пения, музыки. Хореографический рисунок хоровода был весьма разнообразен — шли гуськом, змейкой, образовывали круг и т. д. Хоровод часто делился на две партии — мужскую и женскую, которые то подходили друг к другу, то брались за руки парами, то образовывали ворота, то отступали.
#5
Хороводные песни также имели свою особенность. По содержанию они все делятся на две группы: песни аграрной тематики, рассказывающие о сельскохозяйственных работах крестьян и песни брачной тематики, повествующие о формировании пар, о свадьбе, о семейной жизни. При этом все хороводные песни исполняются в веселой и озорной манере. Цикл хороводных песен нередко включает небольшие коротенькие песенки, «сборные», назначение которых собрать хоровод, а также песни, завершающие хороводы, «разборные».
Хороводные игры нацелены на выбор жениха и невесты. В некотором отношении это своеобразная выставка женихов и невест, где каждый старался проявить себя с самой лучшей стороны. В хоровод надевали свои лучшие наряды, демонстрируя свое рукоделие. Не зря юность называют хороводным периодом.
Хороводные игры нацелены на выбор жениха и невесты. В некотором отношении это своеобразная выставка женихов и невест, где каждый старался проявить себя с самой лучшей стороны. В хоровод надевали свои лучшие наряды, демонстрируя свое рукоделие. Не зря юность называют хороводным периодом.
читать дальшескрыть
2

Открыть в приложении
Поделиться