Станок поступил в коллекцию Нижнетагильского краеведческого музея в 1927 году. Сделан он кустарным способом для домашних нужд: изготовления холстов и половиков. Кросна — это ткацкий станок, который относится к горизонтальным станам.
Принцип работы таких станков основан на механическом чередовании позиций зева (пространства, открывающегося между рядами нитей) при помощи подножек. В открывающийся зев нужно продеть челнок, с заправленной в него поперечной нитью (нитью утка). Для плотности ткани, нить утка прибивают при помощи деревянной решетки (берда).
Кросна состоит из 17 различных частей. Два барабана — навоя (верхний — для долевой нити, а нижний для наматывания на него готового холста) находятся на разных концах станка. Внизу кросна — две подножки. Деревянное бёрдо выполнено в виде решетки. От ширины бёрдышка зависит ширина будущего полотна. Далее идут ниты. Нит — это две параллельные палочки (прутики), соединённые двумя рядами нитяных петель, продетых попарно одна в другую. Количество нитов всегда соответствует количеству подножек, так как каждый нит привязывается к подножке. Педаль находится в нижней части ткацкого станка. С помощью педалей регулируется высота зева основы (пространства между долевыми нитями) для прохождения челнока или иглы. Ниты сплетены из ниток, нитки соединены с полосками. Бердо и ниты должны быть одной длины.
Ткацкие станки такого типа бытовали в хозяйстве восточных славян (русских, украинцев, белорусов). Кроснами чаще всего называли стан, с навитой на него основой. Кросна применялись для тканья холстов из льна и конопли, а также для изготовления половиков. В большинстве случаев, холст ткали белого цвета. На кросна можно было получить ткань полотняного переплетения (крест-накрест). Для изготовления тканей с другим переплетением, например, атласным, саржевым, сатиновым, а также для увеличения ширины полотна, использовались станки с большим количеством подножек (3, 4, 8, 12 и 16). Техника ткачества на кросне могла быть и более сложной. Умелые мастерицы ткали на них разноцветные узоры при помощи специальной заострённой по форме деревянной дощечки — бральницы. Такое ткачество называлось «бранным».
Ткацкие станы никогда не стояли в избах постоянно, круглый год, поскольку занимали много места. Они были сборными и хранились обычно на сеновалах или в сенях, а после Великого поста их собирали и приступали к изготовлению холстов. В народе бытовала загадка про ткацкий станок: «Пришел паук и встал в угол».