Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музыкальный ковчег»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Топшуур, шоор, ядаган, икили, комус

0
Открыть в приложении
#1

Топшуур

#2

Топшуур (топшур) — наиболее распространенный инструмент среди алтайских сказителей-кайчи. Под его аккомпанемент исполняют эпосы (такую партию называют кайдын кÿÿзи); кроме того, игрой на топшуре могут сопровождать медитации, танцы, исполнять несложные мотивы. Для сольных импровизаций существует свой термин — «топшуур ойноп jат».

Название «топшур» буквально переводится как «ударный музыкальный инструмент», однако способов звукоизвлечения у него несколько, и характер аккомпанемента зависит от содержания исполняемой композиции. Наиболее распространенный прием — ритмичные удары пальцами по обеим струнам (бряцанье) — подходит, к примеру, для изображения стремительной скачки или другого движения. Лирический настрой создается при помощи щипков большим пальцем (пиццикато) или частых ударов (тремоло) по одной струне.

Четко установленной высоты строя у топшура нет, диапазон обычно не превышает октавы. Музыкант натягивает струны, ориентируясь на собственные исполнительские особенности.

Композитор и этнограф Андрей Викторович Анохин писал, что азиаты рассматривают«кварты <музыкальный интервал, „четверть“> как консонанс, потому что ими начинают и заканчивают пение, как благозвучным аккордом».

По способу изготовления инструмент напоминает древний казахский шертер, хакасский хомыс, шерчен хомус шорцев, монгольский топшхур и тувинский допшулур. Корпус и гриф традиционно вырезают из цельного куска сосны или кедра, выдалбливают, а сверху натягивают сыромятную телячью кожу (такой топшур перед игрой обязательно просушивают над огнем). Вместо кожи могут использовать тонкие дощечки. В первом случае «голос» топшура получается более глухим, во втором — напоминает звук полуакустической гитары.

Форма деки может быть разной: округлой, треугольной, квадратной или ложкообразной. В деке (или мембране) обязательно проделывают одно или несколько небольших отверстий-резонаторов.

Струны топшура издревле сплетали в виде тонких веревочек из конского волоса из хвоста (как правило, белого), с одной стороны закрепляя на корпусе кожаными ремешками, с другой — приматывая к деревянным колкам. На представленном образце, выполненном в конце ХХ века, струны синтетические.

Экспонат ранее принадлежал популярному мастеру алтайского горлового пения «кай», заслуженному артисту России и Республики Алтай Болоту Байрышеву.
#3
Название: Топшуур
Дата создания: 1998 год
№ Госкаталога: 38793892
Место создания: Россия, Республика Алтай, город Горно-Алтайск
Техника: дерево, металл, синтетические струны; резьба, ручная работа
Размеры: 96,5×16,5×9,5 см
#4
Шоор
#5

Культура народов Алтая тесно связана с природой, которая дарит и вдохновение, и материалы для музицирования. Звуки икили, топшура и других аутентичных инструментов напоминают напевы дождя, ветра, голоса животных.

Один из древнейших алтайских духовых инструментов — шоор, тип продольной флейты без боковых отверстий. Китайские эксперты считают прототипом тувинского шоора«китайский музыкальный инструмент «хуцзя», который имеет 1600-летнюю историю… [шоор] так давно появился, что [его] называют в Китае «музыкальной окаменелостью“»(Международное радио Китая). Сами алтайцы приписывают инструменту из героического эпоса «Маадай-Кара» божественное происхождение.

Шооры мастерят из высохших (осенних) пустотелых стеблей зонтичного растения, которое называют комургай (или пучка). Размер инструмента зависит от длины вытянутой руки исполнителя, в среднем — 50–80 сантиметров, диаметр колеблется от 1,5 до 3 сантиметров. Узкий конец стебля срезают прямо, широкий — косо.

Во время игры шоор прижимают широким концом к верхним зубам в правой стороне рта. Звук регулируется силой дыхания и открыванием-закрыванием выходного отверстия на корпусе. На шооре можно получить звуки в пределах октавы и более. Искусные исполнители владеют техникой игры расщепленными тонами, выдувая даже двух- и трехзвучия.

Игра на шооре сопровождает важные события в жизни алтайцев, а также поминовение усопших: считается, что звуки этого инструмента слышат в потустороннем мире. Особенно любят инструмент пастухи и чабаны:«тувинцы исполняли для [коров и баранов] и диких животных мелодии на шооре… Иногда животные даже забывают кушать, внимательно слушая шоор»(со слов тувинки Тайван Международному радио Китая).

Существует несколько легенд о происхождении шоора. По одной из них, его создал пастух, услышав, как звучит на ветру тростник-«залат». По другой, изобретение принадлежало юноше, который не мог жениться на любимой девушке из-за своего низкого происхождения; сделав тростниковую флейту, он очаровал игрой на ней родителей невесты и добился своего. Третья легенда рассказывает о человеке, который, возвращаясь к родному дому, каждый раз находил его разрушенным и однажды подхватил песнь ветра, гулявшего в развалинах.

Представленный шоор из цельного куска кедра — авторское изделие руки музыкального мастера Михаила Афанасьевича Наурчакова.
#6
Название: Шоор
Автор: Наурчаков М.А.
Дата создания: 2013 год
№ Госкаталога: 38793885
Место создания: Россия, Республика Алтай, город Горно-Алтайск
Техника: дерево, резьба; ручная работа
Размеры: 41,5×2,5×2,5 см, диаметр отверстия — 0,6 см
#7
Ядаган (тядаган)
#8

Музыковед, доктор искусствоведения Болат Шамгалиевич Сарыбаев (1927–1984) писал в своих исследованиях, что в древности у тюркоязычного населения Сибири насчитывалось порядка шестидесяти музыкальных инструментов. При этом нередко встречались вариации одного и того же изделия у алтайцев, тувинцев, якутов, хакасов и других этносов.

Ядаган (аутентичное произношение — «тядаган») и родственные ему инструменты бытовали у многих тюркских и монгольских народов. В музыкальной культуре хакасов встречается название «чаткан», у казахов — «жетыген», у калмыков — «ятх», или «ятка», в Монголии — «ятага». Похожие предметы для музицирования существовали и в Древнем Китае; отмечают сходство ядагана с гуслями.

Этот струнный щипковый инструмент использовался главным образом как аккомпанирующий в процессе исполнения эпических сказаний. По форме он напоминает гусли или лежачую арфу. Музыкальный этнограф Андрей Викторович Анохин в докладе «Об азиатской музыке тюркских и монгольских племен» (1908) описывал «чатыган» как узкий продолговатый ящик с одной открытой стороной, шестью или семью струнами и без колков.

В оригинальном варианте роль колков выполняли подвижные подставки, изготовленные из бараньих позвонков — астрагалов (по-алтайски «кажык»). Свободно перемещая их под струнами, музыкант задавал необходимую высоту звука (подобным образом настраивался греческий монохорд).

В воссозданной модели металлические колки расположены с тыльной стороны корпуса и служат для настройки ядагана в требуемой тональности.

Как правило, исполнитель сидел, положив инструмент себе на колени. Чаще всего играли одной правой рукой, а левой при этом придерживали головку ядагана, заглушая ненужную вибрацию и защипывая труднодоступные для «ведущей» руки струны. При игре обеими руками левая касалась низко настроенных струн, правая — всех остальных.

В советское время традиции исполнительства, как и точные правила игры на ядагане, были утрачены. В последние годы интерес к инструменту начал возрождаться, современные музыканты изобретают собственные приемы исполнения.
#9
Название: Ядаган (тядаган)
Автор: Наурчаков М.А.
Дата создания: 2013 год
№ Госкаталога: 38793877
Место создания: Россия, Республика Алтай, город Горно-Алтайск
Техника: дерево, металл, кость, синтетические струны; резьба, ручная работа
Размеры: 111×14,5×6 см
#10
Икили
#11

Икили — алтайский народный музыкальный инструмент из числа созданных Александром Ильичом Гнездиловым.

Одна из легенд о происхождении икили рассказывает о юноше, забредшем в пещеру и получившем инструмент от обитавшего в ней духа. Вернувшись домой, юноша обнаружил, что, пока он общался с духом в пещере, снаружи, во внешнем мире, прошло много лет. Юноша стал странником-сказителем.

На икили играют только мужчины — сидя со скрещенными ногами на ковре, поставив инструмент на левое колено или слегка наклонив его влево и прижав обоими коленями. Смычок исполнители держат по-разному, в зависимости от личных навыков. Исконно икили применялся для аккомпанемента напевов, наигрышей, народных песен и несложных пьес. Пальцами левой руки при этом исполнялись морденты, трели и другие приемы орнаментики.

Этот инструмент с квартовым строем напоминает топшур, но выше по диапазону, с тонким удлиненным грифом и высокой подставкой для струн.

Традиционно корпус икили мастерили из кедра или лиственницы, причем выбирали дерево, росшее в тени, в низине, потому что его древесина отличается большей плотностью. Чтобы избежать растрескивания, сырье несколько часов вываривали в кипятке, выпаривали смолу и затем тщательно просушивали. Кожу для деки натягивали на корпус после вымачивания еще сырой и подсушивали над огнем: материал должен был прокоптиться дымом.

Лучковый смычок делали из ивового или черемухового прута с натянутым скрученным конским волосом. Для лучшего звучания смычок натирали кедровой или лиственничной смолой. Натяжная колодка на инструменте отсутствует, и ослабевший волос музыкант просто подтягивал пальцами ведущей руки.

Александр Ильич Гнездилов изготовил свои первые икили в начале 1990-х годов. Усовершенствовав технологию, мастер сумел повысить звуковые качества инструмента, поэтому представленный образец может служить не только аккомпанирующим, но и солирующим «голосом». Выдающийся кайчи (народный алтайский поэт, исполнитель эпических произведений) Ногон Шумаров высоко оценил эту работу.
#12
Название: Икили
Автор: Гнездилов А.И.
Дата создания: 1990-е годы
№ Госкаталога: 3561620
Место создания: РСФСР, Алтайский край, город Барнаул
Техника: дерево, кожа, металл; ручная работа, точение
Размеры: 83×18,5×12 см, смычок — 75×6,5 см; футляр — 90×25×15,5 см
#16
Комус
#15

Согласно алтайскому преданию, идею создания комуса подсказал человеку медведь. Некий охотник, услышав в лесу странные мелодичные звуки, пошел на них и увидел сидящего на дереве зверя, который дергал щепу. Эта щепа и стала прототипом инструмента.

Подобный музыкальный инструмент известен с древности у разных народов: киргизы называют его «темир-комыс», якуты — «хомус», русские — «варган». Объединяет этих музыкальных «собратьев» язычковый принцип звукоизвлечения и сакральное отношение к инструменту.

Секреты изготовления, настройки комуса и ритуальной игры на нем были известны лишь избранным. В наши дни инструмент доступен любому желающему.

Разработчиком современной усовершенствованной формы комуса считается урожденный томич, алтайский мастер Владимир Петрович Поткин (родился в 1949 году). По словам мастера, свои первые комусы 1988–1993 годов он делал точно по образцу тувинских и якутских. Со временем, изучив технологию игры, ее влияние на человека, пообщавшись с музыкантами и другими изготовителями, Поткин решился отойти от традиций и «создать принципиально новый, современный, изящный, звучащий варган».

Мастерскую на окраине села Майма Владимир Петрович и его помощники построили сами, станки в ней также авторские. Мастер отмечает, что «в технологии… изготовления только 20% станочной обработки. Все остальное — ручной, кропотливый труд». Механическую и ручную работу Поткин доверяет подручным, сам же отвечает за проектирование, разработку технологий, подготовку станков, финальную обработку и настройку инструментов. На настройку уходит, по его словам, не меньше половины времени всей работы.

Средний диапазон комуса не превышает интервала квинты. Во время игры учитываются размер инструмента, материал, дыхание и точная артикуляция музыканта. Инструмент вкладывают в рот, слегка прижимая его к передним зубам, и щипком правой руки приводят в движение загнутый конец язычка. Ротовая полость исполнителя выполняет функцию резонатора, влияющего на высоту звука.

Опытный варганист способен воспроизводить с помощью комуса звуки природы и мелодии с богатой звуковой палитрой.
#14
Название: Комус
Автор: Поткин В.П.
Дата создания: 2014 год
№ Госкаталога: 38793876
Место создания: Россия, Республика Алтай, город Горно-Алтайск
Техника: латунь, сталь (пружинная); ручная работа
Размеры: 6,5×2,5×0,5 см
#13
читать дальшескрыть

Топшуур, шоор, ядаган, икили, комус

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%