Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Урай: история и современность»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Тутчан, Бисерное налобное украшение

0
Открыть в приложении
#1
Тутчан
#4
Тутчан из коллекции Музея истории города Урай Ханты-Мансийского автономного округа представляет собой женскую сумку. Данный экземпляр был сшит во второй половине XX столетия. По сути, это основной бытовой атрибут женщины народов ханты и манси.

Такая сумка чаще всего изготавливалась мастерами из оленьего меха, однако встречались среди народа этого региона и тутчаны, которые шили из сукна. Основным деталям сумки старались придать овальную форму. По периметру элементы соединялись полосой меха.

Горловину тутчана мастера снабжали шнурком, с помощью которого ее можно было затянуть. Кроме того, она иногда украшалась ровдугой — сыромятной кожей красного цвета. Сбоку пришивался суконный или меховой игольник с чехлом для наперстка, который также изготавливали из шкуры оленя. Он мог иметь ромбовидную форму. Сумка тутчан имела не только функциональное назначение, но и олицетворяла душу своей владелицы.

В таких предметах мастерицы держали обычно самые разные швейные принадлежности — лоскутки ткани, кусочки меха, сухожильные нитки, иголки и даже ножницы. Оформлению сумки для рукоделия женщины придавалось большое значение. Внешний вид тутчана говорил о мастерстве, трудолюбии. В какой-то мере намекал и на достаток владелицы предмета. Украшать тутчаны могли подвесками из металла, дерева, бисера. Узор выполнялся в так называемой технике меховой мозаики.

В швейной сумке, рядом с иглами и нитями, женщина народа манси традиционно хранила свои амулеты и предметы для очистительного окуривания: обрывки шкурки бобра, чагу, кусочки оленьих жил. В сумке тутчан мать хранила и пуповины своих детей. Женщина была неразлучна со своей сумкой на протяжении всей жизни. Когда она умирала, близкие обязательно клали ей в изголовье тутчан.

Считалось, что для женщины, которая обладала этим предметом, не было непреодолимых испытаний и преград. Так, в одной из хантыйских легенд говорится о том, что героине удалось переплыть океан на своей швейной сумке. Этим подчеркивалась значимость и большая роль этого предмета в жизни женщины.
#3
Название: Тутчан
Дата создания: вторая половина ХХ века
Место создания: Западная Сибирь, СССР
Техника: шитье
Размеры: 10×11×3 см
#2
Бисерное налобное украшение
#7
Украшения — неотъемлемая часть традиционной культуры хантов и манси. По техническому исполнению бисерные украшения разделяются на вышитые и плетеные или нанизанные. Вышивкой бисером мастера украшали одежду, головные уборы, обувь, пояса, рукавицы, охотничьи маски. Создавались накосные, нагрудные и налобные украшения.

Обычно бисером вышивали полосы из ткани, которые затем нашивали на одежду. Применялась различная плотность и техника нашивки. Так, например, разноцветные бисерины пришивали в виде строчки или орнамента, кроме того, стежком с двумя-тремя нанизанными бисеринами, крестом из пяти бисерин.

В технике бисерного плетения в XIX–XX столетиях делали съемные украшения. В качестве нашейных украшений использовались и простые бисерные низки, к которым крепились крестики. В конце XX века из бисера стали плести и перстни, и браслеты, и медальоны.

Вышивка и плетение бисером относятся к наиболее распространенным художественным промыслам. Они широко использовались в декоративно-прикладном искусстве обских угров. В культуру этих народов данная традиция проникла около X–XIII вв. н. э., возможно, из Средней Азии. На территории Югры эти занятия были распространены среди хантов и манси повсеместно, но при этом для каждой локальной группы были характерны свои приемы и определенный набор бисерных изделий.

Орнамент под названием «заячьи ушки» применялся для украшения детских вещей, так как по мифологии хантов считается, что зайчиха — это лесной женский дух, который связан с плодородием. Классическими цветами украшений считались синий, белый, а также красный. Цвет всегда был наполнен глубоким содержанием и имел большое значение: белый цвет — добро, удача, благополучие, красный — тепло, солнце, голубой — небо.

В настоящее время наиболее распространено бисерное плетение, основу которого составляет ромбическая ячейка из четырех или восьми бисерин. Розеточная основа этой техники позволяет вести плетение в разных направлениях и создавать прямолинейные ленточные и медальонные орнаменты из бисера разных цветов.
#5
Название: Бисерное налобное украшение
Дата создания: вторая половина ХХ века
Место создания: Западная Сибирь, СССР
Техника: плетение
Размеры: 25×3×1 см
#6
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Тутчан, Бисерное налобное украшение

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%