Происхождение названия тюбетейка связано с тюркским словом «тюбе», что означает «вершина», «навершие». По одной из версий, прообразом тюбетейки считают древнетюркский войлочный подшлемник боевого шлема. Наиболее распространенным типом была сфероконическая шапка, сшитая из четырех клинообразных кусков. Такую простеганную шапочку воины надевали, чтобы избежать соприкосновения головы с металлическим шлемом.
Постепенно шапочка распространилась в качестве повседневного и праздничного головного убора среди всех слоев мужского населения. В середине XIX — начале ХХ века у татар существовали два типа тюбетеек: такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса. Тюбетейки обоих типов носились мужчинами всех возрастов и всех территориальных групп, за исключением кряшен. По сведениям исследователей, первый тип является наиболее ранним. Такая тюбетейка наравне с другой одеждой входила в приданое невесты. Поздравляя молодого человека с законным браком, здесь говорили: «Такыяң котлы булсын!» («Пусть такыя принесет тебе счастье»). Второй вариант тюбетейки — каляпүш — получил распространение лишь в конце XIX — начале ХХ века сначала среди мужского населения Казани и Заказанья, а затем и у других территориальных групп народа.
Татары называли тюбетейку каляпуш. Каляпуш — слово из фарси: «каля» — «голова», «пушидан» — «покрытие», что означает «перед намазом накрой голову». Каляпуш был любимым головным убором интеллигенции и служащих, этому есть множество фотоподтверждений. Этот тип тюбетейки имеет плоский верх и твердый край. Его шили почти исключительно из бархата, расшивали шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером. Каляпуш выглядел сдержанно и одновременно празднично и нарядно.
В экспозиции музея представлен каляпуш, который надевался на праздники или во время свадебных торжеств. Женский головной убор четырехугольной формы сшит из блестящей парчовой ткани желтого цвета. Тюбетейка украшена вышивкой, стеклярусом, расшита многочисленными пайетками.
Тюбетейку передала в дар музею жительница села Ембаево Нурзия Сирачетдинова.
Постепенно шапочка распространилась в качестве повседневного и праздничного головного убора среди всех слоев мужского населения. В середине XIX — начале ХХ века у татар существовали два типа тюбетеек: такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса. Тюбетейки обоих типов носились мужчинами всех возрастов и всех территориальных групп, за исключением кряшен. По сведениям исследователей, первый тип является наиболее ранним. Такая тюбетейка наравне с другой одеждой входила в приданое невесты. Поздравляя молодого человека с законным браком, здесь говорили: «Такыяң котлы булсын!» («Пусть такыя принесет тебе счастье»). Второй вариант тюбетейки — каляпүш — получил распространение лишь в конце XIX — начале ХХ века сначала среди мужского населения Казани и Заказанья, а затем и у других территориальных групп народа.
Татары называли тюбетейку каляпуш. Каляпуш — слово из фарси: «каля» — «голова», «пушидан» — «покрытие», что означает «перед намазом накрой голову». Каляпуш был любимым головным убором интеллигенции и служащих, этому есть множество фотоподтверждений. Этот тип тюбетейки имеет плоский верх и твердый край. Его шили почти исключительно из бархата, расшивали шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером. Каляпуш выглядел сдержанно и одновременно празднично и нарядно.
В экспозиции музея представлен каляпуш, который надевался на праздники или во время свадебных торжеств. Женский головной убор четырехугольной формы сшит из блестящей парчовой ткани желтого цвета. Тюбетейка украшена вышивкой, стеклярусом, расшита многочисленными пайетками.
Тюбетейку передала в дар музею жительница села Ембаево Нурзия Сирачетдинова.