В 20-е годы большую роль в становлении образования малочисленных народов сыграл недолго просуществовавший Комитет Севера, одним из региональных отделений которого являлся Тобольский Комитет Севера.
В 1932-33 годах среди населения Ямала возросла грамотность, это повлияло на создание письменности и переходу к обучению народа на родных языках. В 1930 году в Москве был издан первый букварь на хантыйском языке, составленный Петром Ефимовичем Хатанзеевым. В 1932 году вышел первый букварь на ненецком языке «Новое слово», составленный Георгием Николаевичем Прокофьевым.
В 1932-33 годах среди населения Ямала возросла грамотность, это повлияло на создание письменности и переходу к обучению народа на родных языках. В 1930 году в Москве был издан первый букварь на хантыйском языке, составленный Петром Ефимовичем Хатанзеевым. В 1932 году вышел первый букварь на ненецком языке «Новое слово», составленный Георгием Николаевичем Прокофьевым.
Вопрос подготовки учителей для школ был самый больной для Севера. Поэтому встал вопрос о подготовке собственных национальных кадров. Уже в 1925 году предложено командировать на этнографический факультет Ленинградского государственного университета молодых представителей коренных национальностей, говорящих по-русски. Позднее специалистов различных отраслей народного хозяйства для Севера стал готовить Институт народов Севера. В 1932 году в Обдорске (Салехарде) открывается педагогический техникум. Но местные учебные заведения не могли полностью обеспечить потребности в кадрах для национальных школ и культурных учреждений.
В 1935 году начнется развитие образовательной системы в Пуровском районе. Тогда в районе действовали две школы.
Советская школа и советский учитель сыграли немалую роль в воспитании поколения Советского Союза 1940-50 годов, которое на своих плечах вынесло все тяготы Великой Отечественной войны и завоевало Победу.
К 1948 году в округе не осталось кочевых школ, все школы были стационарными. При этом нежелание родителей отдавать детей в интернат, а также нежелание детей учиться в школе и жить в интернате приводили к тому, что даже начальную школу заканчивали единицы.
Советская школа и советский учитель сыграли немалую роль в воспитании поколения Советского Союза 1940-50 годов, которое на своих плечах вынесло все тяготы Великой Отечественной войны и завоевало Победу.
К 1948 году в округе не осталось кочевых школ, все школы были стационарными. При этом нежелание родителей отдавать детей в интернат, а также нежелание детей учиться в школе и жить в интернате приводили к тому, что даже начальную школу заканчивали единицы.
В 1958-1959 учебном году по округу 26 школ-интернатов не имели электрического освещения (в условиях полярной ночи!). Интернаты освещались керосиновыми лампами. Число ламп в классных комнатах невозможно было увеличить, из-за скученности детей в небольших комнатах и опасности в пожарном отношении, особенно при отсутствии в интернатах взрослых в ночное время.
Начиная с 60-х годов, и по сей день, число воспитанников интернатов продолжало расти. С освоением месторождений нефти и газа в округе стали появляться новые города и поселки, количество населения в округе — увеличивается. Открываются новые детские сады и школы.
Начиная с 60-х годов, и по сей день, число воспитанников интернатов продолжало расти. С освоением месторождений нефти и газа в округе стали появляться новые города и поселки, количество населения в округе — увеличивается. Открываются новые детские сады и школы.
В Пуровском районе к 1980 году было 12 общеобразовательных школ. Образование учащимся предоставлялось не только в дневной общеобразовательной школе, но и в вечерней.
За 80 лет своего существования Ямало-Ненецкий автономный округ добился высоких результатов в своем развитии. Процветают города, поселки, строятся дома, вырастают дети. Но не было бы всего того, что у нас сейчас есть, если бы не было у нас таких учителей! Именно они, учителя, воспитали все поколения ямальцев: добросовестных, трудолюбивых, честных и открытых.