Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Тобольский губернский музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Угловая арфа, Колыбель детская, Обувь детская

2
Открыть в приложении
#1
Угловая арфа, Колыбель детская, Обувь детская
#4

Угловая арфа

#2
#5
Арфа — это семиструнный музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения, простейшие типы которого были известны ещё в Древнем Египте и Вавилоне. На севере Западной Сибири была распространена у селькупов, обских угров, манси и хантов. Исследователи предполагают, что простейшие арфы, к которым относится и тобольский экземпляр, берут начало от охотничьих и боевых луков — на изобретение щипкового музыкального инструмента человека мог натолкнуть звук вибрирующей после выстрела тетивы.

Угловая арфа поступила в фонды музея в 1905 году от жителя Сургута Н.В. Евсеева. Мастер вырезал корпус инструмента из цельного куска дерева и придал ему форму плывущей птицы с головой коня — трапециевидной мордой с небольшими прямоугольными отростками-ушками. Уплощенный гриф-шея плавно переходит в полый корпус-туловище. На инструментах этого типа гриф чаще всего завершался вырезанной головой птицы, конь встречался крайне редко.

Среди народов манси арфа называется тоорсапт-юх, буквально в переводе с мансийского языка «с журавлиной шеей дерево», или «журавлиная шея из дерева». Северные ханты этот инструмент, очень похожий на мансийского собрата, называют тор-сапльюх. Основной секрет мастеров, делающих арфы, заключается в способе выбрать правильное дерево. Эти секреты передавали и передают сейчас из поколения в поколение. Обычно музыкальность дерева, в основном кедра или сосны, определяли зимой с помощью деревянного молотка. Затем подходящее дерево срубали, весной или летом сплавляли его по реке, высушивали и только потом делали из него арфу.

Играли на такой арфе двумя руками: левой вели мелодию, а правой защипывали одну из нижних струн, издавая монотонные низкие звуки, придающие музыке торжественность. Струны инструмента натягивали с помощью колков в виде лопаточек, расположенных на грифе. По сведениям из этнографической литературы, между колками и декой могло быть натянуто от 5 до 13 струн из меди, бронзы или жил животных. На тобольском экспонате струны и перекладины отсутствуют.

Тембро-звуковые возможности арфы позволяли использовать её в сочетании с другими музыкальными инструментами. Частно на арфе аккомпанировали во время медвежьих праздников. В настоящее время на них уже почти не играют. Представить и воссоздать музыкальную культуру народа ханты можно только с помощью сохранившихся экземпляров.
#6
Дата создания: XIX век
Техника: дерево, железо, ткань, резьба, сверление, выдалбливание
Место создания: Сургут, Россия
Размеры: 71×18 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 4109718
#7

Обувь детская из кожи осетра

#8
#9
Детская пара обуви из коллекции Тобольского губернского музея сшита вручную мелким косым швом из кожи осетра. Такую обувь исследователи называют поршневидной — она состоит из нижней части, то есть поршня, и пришитого к нему голенища. Детали мастер соединял и прошивал сухожильными нитками. Поршень выкроил из одного куска осетровой кожи. Он составляет подошву, огибает ступню и носок, а на носке собран в мелкие складки. Голенище обуви низкое, верхний срез мастер оставил необработанным.

Обработку рыбьих кож упоминали еще в летописях XVII века, что остяки «…одеяние и обувь имеют с рыбьих кож, с осетров, стерлядей, с налимов или сомней…». Народы сибирского Севера промышляли рыбой безотходно: мясо рыбы шло в пищу, рыбий жир и требуха — для кожи и самодельного клея, рыбья чешуя использовалась для одежды, обуви и других бытовых мелочей. Кожа рыб обладала всеми необходимыми качествами для промысловой одежды — она легкая, прочная, защищает от ветра, не промокает, хорошо сохраняет тепло. А кожа отдельных видов рыб в несколько раз превосходит по прочности другие материалы. Для выделки кож использовали рыбий жир или печень, а также сухую золу. Обувь из рыбьей кожи не боится влаги и хорошо пропускает воздух.

Сама рыба имела огромное значение в духовной жизни хантов. У каждого был свой дух, например перед тем как съесть ту или иную рыбу, ханты просили духа дотронуться до еды и только потом они приступали к трапезе. Рыб делили на мужчин и женщин. Это определялось по внешним и внутренним качествам. К женским рыбам относился налим — она гладкая, с особой кожей. Осетр, стерлядь, нельма, муксун — это мужчины. Их нельзя резать женщине, особенно осетра. К каждой рыбе относились по-разному, например щуку называли черной и относились с пренебрежением, хотя ели довольно часто.

Процесс выделки рыбьей кожи был трудоемким и занимал много времени. Сначала с рыбы снимали чешую, затем кожу тщательно вычищали с обеих сторон и несколько раз промывали в воде, раскладывали на гладкой поверхности и оставляли на некоторое время сушиться. Сухая рыбья кожа становилась очень жесткой. Чтобы она стала мягче, рыбью кожу нескольких часов мяли на специальном станке костяными ножами, но в результате они лишалась многих ценных свойств. Сейчас многие традиционные промыслы и ремесла коренных народов ханты и манси практически утрачены, в том числе и технология выделки рыбьей кожи.
#10
Дата создания: вторая половина XIX — начало XX века
Техника: кожа осетра, ручное шитье
Место создания: Березовский округ Тобольской губернии, Россия
Размеры: 15×8 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 10585037, 10585270
#11

Колыбель детская

#12
#13
Хантыйская дневная колыбель для ребенка из этнографической коллекции Тобольского губернского музея сделана из бересты и украшена простым геометрическим орнаментом. Как правило, постоянные колыбели, в которых ребенок мог жить до трех лет, делали мужчины уже после рождения малыша. До этого он жил во временной люльке, сделанной матерью.

Эту колыбель сделали из трех частей — берестяных овального дна, бортов и спинки. На края плоского дна мастер постелил полоску ровдуги — сыромятной кожи. Верхний и нижний края бортов, а также спинку он укрепил черемуховыми прутами и дополнительными планками. К колыбели приделаны петли, через которые можно было продевать кожаные ремни. Узоры, которыми украшена колыбель, сделаны в технике выскабливания — одной из самых распространенных у хантов.

Существовали дневные колыбели двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На спинку, под головку ребенка, прикрепляли мягкую шкурку. Внутрь колыбели на берестяную подстилку мать насыпала размельченные древесные гнилушки. Они хорошо впитывали влагу и оставляли приятный запах. При намокании их убирали, но складывать их можно было только в определенных местах. Нельзя, например, класть их под растущее дерево, иначе ребенок будет качаться от ветра. К колыбелям относились по-особенному: счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. На берестяную колыбель вместе с другими узорами наносили изображение глухаря — хранителя сна.

Ребенок практически жил в своей колыбели до трех лет. Он не только спал в ней, но нередко сидел днем. Чтобы покормить ребенка, мать ставила колыбель себе на колени, а когда нужно было уйти, подвешивала ее за ременные петли к шесту чума либо к крюку в потолке избушки. Можно было сидеть и работать рядом, качая колыбель ногой, продетой в петлю. При пеших переходах ее несли за спиной, соединив ременные петли на груди, а на время остановки в лесу подвешивали к наклонному дереву повыше от земли, где меньше мошки и не может заползти змея. В поездке на оленях или собаках мать ставила колыбель на свою нарту. Если ребенка оставляли дома одного, то в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня — нож либо спички.
#14
Дата создания: вторая половина XIX — начало XX века
Техника: береста, черемуха
Размеры: 26×12×40 см
Коллекция: Этнография народов Севера и сибирских татар
Правообладатель изображений: ГАУК ТО «ТМПО» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 13502786
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Угловая арфа, Колыбель детская, Обувь детская

2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%