В древности, чтобы обогреть жилище, ханты разводили на полу костер, дым от которого выходил через отверстие в потолке. Затем появились глинобитные очаги чувалы из полого дерева. Их устанавливали в углу около двери, а трубу выводили наружу, при этом диаметр дымохода зависел от ширины плеч хозяйки, которая, стоя внутри, формировала внутренние глиняные стенки.
Нижняя часть чувала — зев — предназначалась для разведения огня; зимой очаг топили постоянно, поскольку тепло он не держал. Над пламенем закрепляли перекладину для подвешивания котла. Со временем место чувала заняла железная печка-буржуйка.
Огонь как источник животворящего тепла обожествляли под именем Най-анки (Огонь-Мать) и относились к нему бережно и почтительно: не бросали туда мусор или грязные дрова, угощали пламя жиром, маслом, кусочками пищи, вином, дарили лоскуты красной ткани. В частности, к огню запрещалось прикасаться железом, поэтому в традиционном древнем хантыйском хозяйстве ухват использовать не могли. Появился этот предмет под влиянием русских.
Ухват, или рогач, был незаменимым инструментом во время готовки в русской печке: с помощью металлической рогатины на длинном деревянном черенке чугунки и глиняные горшки с едой, молоком, водой помещали в печь, перемещали там и извлекали наружу. Наиболее массивные ухваты для тяжелых сосудов снабжали опорной скобой на деревянных колесиках.
Мастерили ухваты в местных кузницах. Клиновидный пласт металла рассекали вдоль на две трети длины, цельную часть расковывали и сворачивали края наподобие втулки. Получалась насадка для черенка. Раздвоенные полосы разводили в стороны, а потом сгибали в незамкнутое кольцо такого размера, чтобы можно было подводить под тулово чугунка. Кончики рогатки чуть отгибали наружу, чтобы они не царапали поверхность сосудов.
Рогачи в деревнях считались классическим «бабьим» орудием труда, а также средством обороны и оберегом. Это подтверждают пословицы («Баба с ухватом — хоть на медведя») и ряд поверий. Если в доме была роженица, ухват прислоняли к печи вверх рогатиной, а выходя на улицу, женщина пользовалась им как посохом. Чтобы случайно не выпустить домового, уходя из избы, печь закрывали заслонкой или перекрывали ухватом.