В коллекции музея есть чугунный утюг с деревянной ручкой и жаровой трубой.
Тулово утюга полое, сверху расположена крышка на петле, с защелкой, на конце которой встроена деревянная шишечка. На крышке между металлическим кронштейном и трубой, которые отлиты вместе, закреплена деревянная рукоятка.
В задней части присутствует аркообразное поддувало, которое закрывается специальным язычком. Эта конструкция по виду напоминает лицо человека с длинным носом. Внутри утюга есть колосник (чугунная решетка для прохода воздуха), который имеет форму усеченного полуконуса.
В древние времена для разглаживания шкур люди использовали кости мамонта, которые были тщательно отполированы. В Древней Греции для обработки ткани использовались разогретые и гладкие с одной стороны куски гранита. В Китае к таким устройствам для удобства использования добавили ручки.
К XVI веку начали создавать железные утюги клиновидной формы. Вместе с ручками, которые были к ним припаяны, они могли весить до 10 килограммов. Тогда же использовали и так называемые «гавки» — кружки и стеклянные пузыри, которые были наполнены кипятком.
К середине XIX века в России использовали два типа утюгов — портняжный и жаровой. Первый вариант был прямым наследником средневековых предшественников. Он производился из металла, нагревался на углях и был цельнолитым. Более удобным для использования был второй тип утюга — жаровой, который являлся и более безопасным, ведь, в отличие от портняжного, его ручка была деревянной и не нагревалась.
Модель утюга «Лев Толстой» — редкий тип жаровых утюгов, которые выпускались Ковенской фабрикой братьев Шмидт после отлучения Льва Николаевича Толстого от церкви. В определении Святейшего синода от 24 февраля 1901 года известный писатель обвинялся в «ниспровержении всех догматов православной церкви и самой сущности веры христианской» — со ссылкой на содержание его сочинений и писем. В этой ситуации общественное мнение разделилось пополам: кто-то поддерживал Льва Николаевича, кто-то — представителей духовенства.