В древности люди гладили одежду с помощью булыжника, который предварительно нагревали. В IV веке до нашей эры в Древней Греции плиссировали ткань при помощи горячего прута из металла. Римляне гладили свои туники, применяя металлический молоток: им буквально выбивали морщины из одежды.
На Руси ткани разглаживалась нагретой на углях сковородой или специальным приспособлением из рифленой доски и скалки. Вещь наматывали на скалку и катали по ней доской.
Впервые упоминание об утюге было замечено в книге расходов царского двора, датированной 1636 годом. Первые приспособления для глажки весили до десяти килограммов.
В XVIII веке появился духовой утюг. Верхняя его часть откидывалась, внутрь засыпали горячие угли. По бокам находились отверстия. Хозяйка время от времени в них дула, чтобы угли не угасали.
Затем появились чугунные и спиртовые утюги. Чугунные перед использованием нагревали в печи, в спиртовых внутри разжигали спирт. Большими утюгами из чугуна гладили грубые ткани. Для тонких и деликатных материалов, а также маленьких деталей — воротничков и манжетов — использовались приспособления размером с пол-ладони.
Чугунные утюги были более доступными — их покупали зажиточные и среднего достатка крестьяне. Спиртовой утюг долгое время считался предметом роскоши. За него можно было получить небольшое стадо овец или корову.
В Погаре утюги использовали портные, местные жители называли их на украинский манер — кравцами. Портных разделяли на «тонких» и «толстых». «Тонкие» шили сложные, красивые изделия из тонких тканей, а «толстые» — верхнюю одежду из грубых материалов. На зиму они уходили в дальние селения и работали там, чтобы к весне выполнить все заказы. В 1780 году в Погаре насчитывалось 55 портных, которые были объединены в ремесленный цех. Цеховики занимались благотворительностью, содержали при храме школу и богадельню для престарелых и больных.
Духовой утюг, который представлен в экспозиции музея Погарского района «Радогощ», изготовлен на чугунолитейном заводе «Славянин» в городе Конске Радомской губернии в начале XX века.
На Руси ткани разглаживалась нагретой на углях сковородой или специальным приспособлением из рифленой доски и скалки. Вещь наматывали на скалку и катали по ней доской.
Впервые упоминание об утюге было замечено в книге расходов царского двора, датированной 1636 годом. Первые приспособления для глажки весили до десяти килограммов.
В XVIII веке появился духовой утюг. Верхняя его часть откидывалась, внутрь засыпали горячие угли. По бокам находились отверстия. Хозяйка время от времени в них дула, чтобы угли не угасали.
Затем появились чугунные и спиртовые утюги. Чугунные перед использованием нагревали в печи, в спиртовых внутри разжигали спирт. Большими утюгами из чугуна гладили грубые ткани. Для тонких и деликатных материалов, а также маленьких деталей — воротничков и манжетов — использовались приспособления размером с пол-ладони.
Чугунные утюги были более доступными — их покупали зажиточные и среднего достатка крестьяне. Спиртовой утюг долгое время считался предметом роскоши. За него можно было получить небольшое стадо овец или корову.
В Погаре утюги использовали портные, местные жители называли их на украинский манер — кравцами. Портных разделяли на «тонких» и «толстых». «Тонкие» шили сложные, красивые изделия из тонких тканей, а «толстые» — верхнюю одежду из грубых материалов. На зиму они уходили в дальние селения и работали там, чтобы к весне выполнить все заказы. В 1780 году в Погаре насчитывалось 55 портных, которые были объединены в ремесленный цех. Цеховики занимались благотворительностью, содержали при храме школу и богадельню для престарелых и больных.
Духовой утюг, который представлен в экспозиции музея Погарского района «Радогощ», изготовлен на чугунолитейном заводе «Славянин» в городе Конске Радомской губернии в начале XX века.