Пряничные доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного убранства изготовлялись мастерами-резчиками, в художественном ремесле которых хранилась длительная преемственность народных вкусов и техники. Пряничные доски возникали в среде художественно-бытового ремесла. Они служат важным и ценным материалом при изучении сложного комплекса памятников народного бытового искусства.Соединяя в себе одновременно и технические, и художественные основы широко распространенного промысла, пряничные доски приобрели отличительную четкость и выразительность как в резном мастерстве, так и в декоративных мотивах.
Так, форму-каток в виде цилиндрического валька с двумя ручками по бокам использовали как наборную пряничную доску на Городецком пищекомбинате в середине XX века.На форму-каток нанесены 9 граней и вырезано 72 клейма с различными чередующимися узорами: пятиконечная звезда, серп и молот, «СССР», растительные и геометрические орнаменты. Всё это подтверждает то, что он был изготовлен уже в годы советской власти.
С помощью такого катка получалось одновременно множество мелких пряников — 72 штуки с разными рисунками. Это экономило время мастера-пряничника и тем самым повышалась производительность труда. Его передали в музейное собрание в 1973 году две школьницы Городецкого района — Серова Нина и Подовинникова Таня. В Госкаталоге этот экспонат записан как форма-каток для набойки ткани. Это единственный экспонат в музейном собрании и редко встречается в коллекциях крупных музеев России.
Такой тип пряничных форм известен, но встречаются они крайне редко. «Валькообразные формы не имели столь широкого распространения, как доски, — пишет В. С. Воронов (известный исследователь народного искусства), — и являются позднейшими техническими изобретениями». Подобными формами отпечатывали преимущественно мелкие пряники с несложными рисунками и невысоким рельефом (розетки, рыбки, цветы).
Валькообразные пряничные формы представляли собой, в сущности, ту же самую наборную прямоугольную доску, слегка удлиненную и срезанную в одном конце по краям для образования рукоятки.
Пряничные мастера и сегодня пытаются совместить устойчивые традиции народного искусства с быстрыми изменениями уклада жизни, её темпов и потребностей. Ведь народное творчество, его многовековые традиции — это корни, без которых невозможно существование современного древа искусств.