Музыкальный инструмент — варган был обнаружен на многофункциональной площадке перед северо-западным входом в Надымское городище. В северном и западном кварталах городка в XVII–первой трети XVIII века проживала остяцкая (хантыйская) группа населения, поэтому данный инструмент, вероятно, имеет хантыйское происхождение.
Артефакт изготовлен из ребра или расщеплённой берцовой кости северного оленя и представляет собой тонкую выгнутую пластинку-рамку в виде клина с прорезанным внутри неё язычком. По форме он относится к пластинчатым (рамочным) варганам. Пластинчатые варганы в отличие от дуговых (по другой классификации — стержневых, язычковых) считаются наиболее древними, поскольку изначально создавались из кости, дерева или тростника, тогда как для изготовления более совершенных по конструкции дуговых (дугообразных) варганов всегда использовался исключительно металл.
Варган — древнейший музыкальный инструмент, прошедший через века и по сути не изменивший свой внешний вид. Общая схема варгана включает в себя корпус и подвижный язычок-струну. Возникновение варгана не обусловлено конкретными географическими условиями, его изобретение и развитие происходило, по всей видимости, независимо в разных регионах. По этой причине варган в различных вариациях под разными названиями распространён у многих народов. По всему миру зафиксировано более тысячи различных названий этого инструмента.
У северных народов ханты и манси пластинчатый варган известен в костяном или деревянном исполнении и называется тумран. В ряде источников упоминаются и другие названия: тамрэ, тамрянг, томра, томран, тумрэ, тумра и даже звукоподражательное название конколь-лонколь. В отличие от нарсъюха (играющее дерево — хант., инструмент типа гуслей) или бубна, входящих в музыкальную культуру всех региональных местностей проживания ханты и манси, тумран был распространён в основном у восточных и приобских хантов.
У северных народов ханты и манси пластинчатый варган известен в костяном или деревянном исполнении и называется тумран. В ряде источников упоминаются и другие названия: тамрэ, тамрянг, томра, томран, тумрэ, тумра и даже звукоподражательное название конколь-лонколь. В отличие от нарсъюха (играющее дерево — хант., инструмент типа гуслей) или бубна, входящих в музыкальную культуру всех региональных местностей проживания ханты и манси, тумран был распространён в основном у восточных и приобских хантов.
На тумране играли преимущественно женщины. Играть на нём достаточно сложно. Техника звукоизвлечения на рамочном пластинчатом варгане принципиально отличается от техники игры на дуговом варгане. При игре тумран обхватывают губами, не прижимая к зубам, как, например, дуговой варган, поэтому тумран называют иногда губным варганом. Пластинчатые варганы довольно хрупкие и не очень громко звучат. Звук усиливается силой дыхания исполнителя. Для извлечения мелодии варганист начинает дышать настолько сильно, чтобы язычок тумрана оказался в своеобразной аэродинамической трубе.
Данный тумран имеет довольно большой размер и соответственно длинный, мягкий (небольшой жёсткости) костяной язычок. Это позволяет предположить, что извлекаемый звук варгана получался плавным и достаточно низким (длинный язычок производит медленные колебания, издавая протяжные звуки со множеством низких обертонов). Такой тумран подходил для исполнения медленных мелодий и медитаций, тогда как на более лёгком и меньшем по размеру варгане удобно исполнять быстрые, подвижные мелодии и наигрыши. Следовательно, наиболее вероятным является то, что найденный на городке тумран использовался шаманкой (или шаманом) как культовый инструмент при проведении ритуалов, при камлании, ворожбе и для общения с духами. Ханты и манси верили, что тумран излечивает больных и отгоняет злых духов.
По представлению шаманов существуют верхний, средний и нижние миры, в них шаман может путешествовать, погружаясь в особое состояние сознания — транс. Для своих виртуальных путешествий шаманы применяли различные техники, в том числе практиковали игру на музыкальных инструментах. Основными музыкальными инструментами шамана были бубен и варган. Бубен — это янский (от «ян» — из единства противоположностей инь и ян) инструмент шамана, который предназначался для коллективных медитаций. Варган — иньский инструмент шамана, он воздействовал в большей степени на изменение сознания исполнителя, и в гораздо меньшей степени — на аудиторию.